МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА НОВОСИБИРСКА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 74»
Справка о проверке формирования навыков осмысленного чтения вслух на уроках английского языка в 6 классе.
Согласно плана внутришкольного контроля в мае 2024-2025 учебного года была проведена проверка работы по формированию навыков осмысленного чтения вслух на уроках английского языка в 6 классе.
Цель проведенной проверки: выявление у обучающихся умений и навыков, связанных с читательской деятельностью:
- способ осознанного чтения вслух
-темп осознанного чтения вслух
-чтение без ошибок.
Для проверки навыка чтения вслух подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты.
«Читать и не понимать – то же, что совсем не читать» - Я.А.Коменский. Чтение текста - это ещё не обучение чтению. Учить читать - значит вооружить школьника такими умениями , которые помогли бы ему в дальнейшем прочитать , понять и осмыслить любой другой текст такой же трудности .
Осмысленное чтение – это вид чтения, которое направлено на понимание читающим смыслового содержания текста. Задачи смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и осмыслить извлеченную информацию. Стратегии смыслового чтения заключаются в использовании комбинаций различных приемов для восприятия текстовой информации и ее переработки.
Результаты проведенной проверки предоставлены учителями, работающими в 6 классах.
Учитель Шевелева Д.В. отмечает, что чтение на уроках английского языка происходит поэтапно:
- Предварительное чтение: обсуждение ключевых слов/фраз или по заголовку – это позволит ученикам подготовиться к восприятию нового материала;
- Прослушивание аудиоматериала перед чтением учащимися. После обсуждения включается аудио, в котором ученики слушают и следят за чтением, запоминая определенные произношения слов/фраз;
- Чтение учениками, ребята по желанию, или по выбору учителя читают отрывок текста (по ситуации учитель исправляет ошибки – если такие есть);
- Обсуждение текста (содержание) – вместе с учителем (чаще всего в 5 и 6-х классах) происходит перевод текста (не обязательно дословный). Запись незнакомых слов в словарик с транскрипцией и повторным произношением.
- Выполнение заданий по тексту (ответы на вопросы/отметить «правда» /» ложь», дополнить пропуски в предложении словами из текста)
- Подведение итогов - после чтения полезно провести обсуждение, в ходе которого ученики смогут поделиться своими мыслями и чувствами по поводу прочитанного.
В 6 классах лучше всего навыки осмысленного чтения развиты у 6 «а» класса (Остапович С, Сивенкова Д, Смирнов Д, Солодчин В, Хамдамов М и Целикова В). Хуже у 6 «б», так как ученики большую часть урока отвлекаются и процесс чтения не осваивается совсем (а именно у Рогжина Т, Сайидмуратова А, Симоновой Т, Хакимова Э и Шарыповой М)
Таким образом, при выполнении чтения поэтапно ученики осваивают навыки чтения и понимают основное его содержание и без проблем могут выполнить задания к нему.
Учитель Демарчук М.Н. отмечает следующие преимущества для развития навыка чтения: 1. Развитие словарного запаса. 2. Понимание грамматических структур. 3. Развитие критического мышления.
Чтение вслух помогает улучшить произношение и интонацию, а также способствует лучшему пониманию текста. Этот метод также развивает навыки аудирования у других учащихся, которые слушают читающего.
Для эффективного обучения осмысленному чтению на английском языке учитель применяет различные стратегии, которые помогут учащимся развивать и совершенствовать этот навык. 1. Активное чтение – учащиеся не просто читают текст, но и анализируют его, задают вопросы, делают заметки. 2. Целевое чтение - учащиеся читают с определенной целью (поиск информации, главных идей, понимание позиции автора). Целевое чтение делает процесс более осмысленным и мотивирующим. 3. Обсуждение и пересказ – способствует пониманию и развитию устной речи. 4. Работа с контекстом - учащиеся используют контекст для понимания значения незнакомых слов и выражений. 5. Развитие навыков критического мышления - ученики анализируют тексты, факты и мнения, достоверность информации, высказывают собственные суждения.
В 6 «А» классе навыки осмысленного чтения развиты у Гороховой А., Башкаева В., Маровой К., Кузьминой В. В 6 «Б» классе – у Асановой Э., Янгличевой Л., Купцова А. Отсутствуют данные навыки в 6 «А» классе у Виноградова Н., Хромова М., Волиной В. В 6 «Б» классе – у Бакирбаев А., Нурбекова М., Вяткина А., Ильиных А.
Выводы и рекомендации
Выявлены следующие возможные ошибки и недочеты
-искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
-неправильная постановка ударений;
-чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
-неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
-неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
-нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
-монотонность чтения, отсутствие средств выразительности
С целью закрепления потребности в чтении необходимо осуществлять индивидуальный подход к детям, умеющим читать, поддерживая тесную связь с родителями.
Необходимо использовать в работе не только индивидуальный подход на уроках, но и другие формы работы с детьми (включать в урок упражнения с установкой на безошибочное чтение, отрабатывать у учащихся навыки самостоятельной работы над текстом).
Целесообразно, интегрируя воспитательную и образовательную работу, проводить беседы о пользе чтения.
Руководитель МО гуманитарных предметов Демарчук М.Н.
30.05.2025г.