Консультация
«Формирование навыков певческого дыхания у детей с ОВЗ»
Музыкальный руководитель: Коклягина С.А.
Дыхание - один из основных факторов голосообразования. Если в повседневной жизни дыхание осуществляется непроизвольно, то певческое дыхание требует волевых усилий. Оно состоит из вдоха, задержки дыхания и выдоха.
В жизни люди используют смешанный тип дыхания, при котором участвуют и грудная клетка, и диафрагма в разном их соотношении. В пении, большинство исполнителей, приспосабливаясь к особым задачам певческого голосообразования, ищет наилучшей дыхательной поддержки.
Традиционно различаются следующие типы дыхания: ключичное, нижнее грудное, нижнерёберно-диафрагматическое, брюшное дыхание. Ключичное дыхание - очень поверхностное, соответственно звук при пении плоский, сиплый. При этом дыхании у человека поднимаются плечи, “вздергиваются” ключицы (это внешнее проявление, а воздух входит только в верхушки легких, совершенно не раздвигая грудную клетку. Такое дыхание не годится для пения. Поющий должен так брать дыхание, чтобы “раскрывалась” грудная клетка, наполняясь воздухом, а плечи были спокойными, спина прямой.
Наиболее распространенный тип дыхания, которым дышат большинство певцов – нижнерёберное-диафрагматическое (смешанный тип). При этом типе грудная клетка и диафрагма активно включены в работу, и потому при вдохе вместе с расширением нижней части грудной клетки живот также подается вперед. Это дыхание может осуществляться с преимущественным включением груди (нижегрудное дыхание) или с большим участием живота. Когда в легкие поступает воздух, грудная клетка раздвигается в стороны за счет ребер, а снизу за счет диафрагмы.
Вокальные упражнения для совершенствования певческого дыхания должны быть очень простыми и в спокойном темпе. Петь их надо ровным по силе звуком. В этой работе очень важен самоконтроль слуховой и мышечный. Простые дыхательные упражнения можно чередовать с вокальными упражнениями, чтобы не утратить четкость и свежесть ощущений.
Координация дыхания со звуком должна вырабатываться постепенно, последовательно в одном направлении, что позволит выработать профессиональные качества громкости, легкой управляемости, овладения диапазоном и «неутомляемости» при длительном пении.
Во время пения дыхание у детей бывает вялое или форсированное. Вялое дыхание - это неразвитые мышцы, недостаточный вдох, вялый выдох, поэтому и в звуке нет опоры. Форсированное дыхание связано с чрезмерной активизацией дыхательных мышц, вдох шумный, с перебором дыхания, выдох с излишним напором.
Овладение техникой дыхания поможет в пении выдыхать спокойной, плавной, собранной струей, плотной и непрерывной, с хорошим напором, отчего и звук будет ровным и звучным. Постепенная подача воздуха обеспечит максимальное превращение его в звуковые волны. Умение расходовать дыхание так, чтобы оно все
без остатка превращалось в звук, определяет мастерство владения певческим выдохом. Экономичный и равномерный выдох необходим для исполнения плавных, широко распевных мелодий.
Формирование навыков основано на использовании дыхательных упражнений, которые разогревают мышцы голосового аппарата, и создают своеобразную психологическую настройку всего организма:
1) будят эмоциональную сферу;
2) развивают творческую фантазию;
3) налаживают процесс звукообразования (координацию мышц голосового аппарата);
4) закрепляют условные рефлексы, вырабатываемые постоянными занятиями;
5) собирают творческое внимание.
Комплекс дыхательных упражнений для детей.
На этом этапе обучения учащиеся должны научиться брать дыхание перед началом пения, между музыкальными фразами, не поднимать плечи, удерживать дыхание до конца фразы, брать дыхание через рот и нос одновременно. В работе над певческим дыханием применяется главным образом указание: не «разрывать» слово. Систематический показ правильного исполнения, напоминание помогают детям справиться с заданием. Спокойный, но достаточно активный вдох, с последующей мгновенной задержкой обеспечит необходимые условия для дальнейшего экономного, длительного выдоха, а значит и для напевного, льющегося звука. Прерывистый, вялый звук – показатель неправильного дыхания.
1. Доречевые упражнения развивают смешанное дыхание, дают первые представления о певческой позиции и резонаторах.
2. Речевые упражнения. Свободно звучащий голос необходимое условие любого выступления, обусловленное психофизиологией восприятия речи, а также психофизиологическим состоянием самого выступающего. Хорошо, свободно звучащий голос, по существующему закону обратной зависимости тонизирует всю его нервную систему, придает уверенность, вызывает творческое самочувствие.
Многие рекомендуемые упражнения носят игровой характер, которые увлекают, втягивают в работу душевную сферу детей, вызывают положительные эмоции, раскрепощают фонационные пути, помогают верно формировать свободное звучание голоса.