СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование навыков разговорной речи на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Говорение – это вид речевой деятельности, благодаря которому осуществляется общение.

Просмотр содержимого документа
«Формирование навыков разговорной речи на уроках английского языка»

Формирование навыков разговорной речи на уроках английского языка

Говорение – это вид речевой деятельности, благодаря которому осуществляется общение. Совместно с аудированием, этот вид речевой деятельности делает возможным словесное общение. Опорой этой деятельности выступают слух, внимание и память. В процессе такой деятельности задействуются такие уровни языка, как фонетика, лексика, грамматика. Участие в общении подразумевает овладение устной речью на иностранном языке, т.е. создание навыка говорения.

Основной целью обучения говорению является развитие у учащихся способности осуществлять устное речевое общение в разнообразных социально детерминированных ситуациях.

По окончании школы любого типа учащиеся должны:

а) общаться в условиях непосредственного контакта, т. е. понимать и реагировать на устные высказывания партнера (в том числе носителя изучаемого языка) в рамках сфер, тематики и ситуаций, предусмотренных программой для школ конкретного типа;

б) рассказывать о себе и окружающем мире, о прочитанном и услышанном, выражая отношение к предмету высказывания или к полученной информации.

Говорение, как разновидность речевой деятельности, содержит ряд уровней:

  1. элементарный (способность отвечать на поставленные вопросы с использованием опор (или без опор), при этом обязательно включение в процесс педагога);

  2. средний (используются необходимые средства наглядности, а также опоры на текст);

  3. свободный (спонтанная речь, опоры отсутствуют, используются сложные речевые конструкции).

При обучении говорению на английском языке выделяются две формы общения: диалогическая и монологическая. Обе формы являются важными, но все же, особое внимание уделяется именно диалогической форме, поскольку она более коммуникативно направлена. Диалогическая форма общения – наиболее характерна для коммуникативной функции языка. Ее освоение предполагает не только умение составить правильный ответ на вопрос собеседника или правильно задать вопрос. Это немаловажно, но помимо этого нужно уметь выражать согласие/несогласие, выражать сожаление, извинение, восторг и радость, неудовольствие и т. д. Что касается монологической формы общения, то единицами обучения монологическому высказыванию являются предложения, сверхфразовые единства и связный текст.

Учитывая возрастные особенности учащихся, требуется применение самых разнообразных средств активизации речемышления, различных методов, форм и подходов к обучению учащихся, а также разный уровень развития того или иного вида как монологической, так и диалогической речи. Так, при обучении говорению на начальном этапе преимущественно подготовленная речь должна постепенно уступать место неподготовленной. Задания для развития навыков и умений говорения включают полностью контролируемые, то есть тренировочные упражнения: повторение слов или фраз, песни, стишки, декламации. А чтобы процесс многократного повторения не был скучным, можно произносить фразы в разном темпе, с различной интонацией, под музыку, в стиле рэп, по цепочке и т. д. Например, демонстрируя детям игрушечных животных, можно вначале попросить ребят поприветствовать их (Hello, Bear! Hello, Parrot! etc.); затем, расставив их на столе и вообразив, что это остров, а они капитаны проплывающего корабля, посмотреть в подзорные трубы и рассказать, кого они видят (I see a bear. I see a parrot. etc.); дальше можно предложить рассказать, кто из зверюшек им понравился больше всего (I like a bear. I like a parrot. etc.) и, наконец, сказать, какие игрушечные животные есть у них дома (I have a bear. I have a parrot. etc.). Можно также «заставить» животных подвигаться, давая им команды (Run! Jump! Fly! etc.) или  «похвастаться» от их имени, сказав что они умеют делать (I can run! I can jump! etc.). Нельзя забывать и о широком использовании лексических и ролевых игр в начальных классах, так как игры обеспечивают эффективное сочетание мотивации и возможности для разговорной практики. 

На следующем,  среднем, этапе обучения говорению предполагается переход к репродуктивно-продуктивному уровню упражнений, где уже включаются некоторые элементы творчества и самостоятельные высказывания. Наиболее эффективно на данном этапе использовать различные опоры, которые могут быть связаны как с содержанием, так и с формой высказывания. Это может быть структурный скелет, записанный на доске или спроецированный на экране. Например, по теме «Спорт» можно, используя картинки с изображением различных видов спорта, изобразить структуры: I like Ving. I go Ving …a week. I can V very well. Ving helps me to keep fit. (учащиеся, пользуясь картинками подставляют слова, соответствующие их личному опыту: skating, boxing, swimming, etc.). Хорошо также использовать опорные схемы, рисунки, кроки, ситуативные и тематические картинки в качестве опор. Возможны также опоры в виде ключевых слов, словосочетаний или расширенного плана.

  Обучение диалогической речи начинается с обучения реагирования на реплику собеседника. Я учу ребят давать сначала краткий, но быстрый ответ-реакцию, а затем расширять высказывания с помощью специальных упражнений на расширение( повторение  с добавлением одного слова по цепочке, продолжение начатой учителем фразы, поиск синонимов, парафраз и т. п.). Обучение диалогической речи может стимулироваться наглядностью, можно использовать проектор, на экране воспроизвести некоторые реплики, чтобы учащиеся закончили диалог, могли отреагировать  на эти реплики. Если единицей обучения является диалог-образец, то обучение происходит в три этапа:

1)восприятие (желательно в звукозаписи) и понимание;

2)воспроизведение (простое и с модификацией);

3)использование его в новых ситуациях.

В старших классах обучение устной речи происходит, как правило, на более продвинутом уровне – продуктивной монологической и диалогической речи. Он характеризуется тем, что учащийся на основе своего языкового и речевого опыта может выразить свое отношение к фактам, событиям, дать оценку, построить высказывание в соответствии со своим замыслом. Для высказывания учащихся на третьем уровне – продуктивном, необходимы стимулы, обеспечивающие учащимся возможность произвести достаточно самостоятельное высказывание по предложенному заданию. В качестве таких стимулов могут выступать прослушанный или прочитанный рассказ, если требуется передача его основного содержания в нескольких предложениях, включающих свое отношение к прочитанному. В этом случае требуется большая творческая самостоятельная работа по выделению главного из того, что он услышал и прочитал; отбор языковых средств, необходимых для передачи этого главного и построение высказывания. 

Таким образом, можно сделать вывод, что неподготовленная речь должна формироваться после этапа формирования подготовленной речи.

Этап совершенствования подготовленной речи:

  1. Преобразование исходного текста, взятого за образец.

  2. Создание собственного высказывания:

- посредством словесных опор (план, тезисы, ключевые слова, заголовки);

- опираясь на средства наглядности (источник информации: картинки, кино, журналы);

- опираясь на уже пройденную тему.

Коммуникативные упражнения для совершенствования подготовленной диалогической речи:

- ответить на вопросы (краткие, полные, развернутые);

- задать главные вопросы к изученному материалу;

- трансформация текста, выраженного в виде монолога, в диалогический текст;

- составить диалог по конкретной теме/проблеме;

- разыграть монологический текст (используя различные средства выразительности, экспрессию, эмоции, интонацию);

- трансформация диалога или создание собственного диалога к фильму, рассказу/истории (также можно дополнить или изменить имеющийся диалог);

- предоставить развернутый ответ на вопрос (можно начать с согласия/несогласия с утверждением и затем аргументировать свою позицию);

- завершить диалог и подвести итог.

Коммуникативные задания для подготовленной монологической речи:

- воссоздание логичных и последовательных выражений с некоторым преобразованием (видоизменение начала или конца повествования и т.д.);

- формирование повествования (придерживаясь какой-либо идеи или замысла, определенной схемы повествования или плана);

- описание картинки/изображения (это также может быть видеоряд без звукового сопровождения);

- представить и воспроизвести возможные ситуации, в которых может быть употреблен конкретный языковой материал;

- перефразирование или толкование иностранного заглавия;

- реферирование, резюмирование, пересказ текста, написание эссе на основе прочитанного текста;

- сжатие информации, например, передать основное содержание небольшого рассказа в нескольких предложениях;

- трансформация диалогической речи в монологическую.

Этап развития неподготовленной речи:

  1. используя опору на какой-либо источник информации (произведение, журнал, новостная сводка, кино);

  2. опора на собственный опыт из жизни и общения;

  3. создание проблемной ситуации в различного рода диспутах и дебатах, которые выступают в качестве опоры.

Коммуникативные задания для совершенствования неподготовленной диалогической речи:

- формирование обоснованного ответа на вопрос;

- воспроизведение таких диалогов, в которые могут вклиниваться другие участники (комбинированные диалоги);

- проведение ролевых игр или викторин;

- организация дебатов или обсуждений.

Коммуникативные задания для совершенствования неподготовленной монологической речи:

- создать собственный заголовок и подкрепить его доводами;

- описать картинку/изображение, которое не имеет отношение к изучаемой теме;

- создание коммуникативных ситуаций, опираясь на ранее усвоенную информацию или собственный опыт;

-аргументация личного мнения или оценки действительности;

- установление и доказательство сути изречения;

-определение свойств действующих лиц (где происходит действие, в какое время);

- составление мнения относительно того, что услышано или увидено;

- создание немногосложных сообщений (афиша, реклама, плакат).

На каждом этапе задания и упражнения должны соответствовать требованиям:

- задействовать различные виды памяти;

- обязательно быть мотивированными (иметь цель);

- включать в себя реальные жизненные ситуации.

Рассмотрим этапы развития монологического высказывания на разных уровнях развития.

Этапы работы

Примеры заданий и упражнений

1. Ознакомление со словами и их первичная отработка на уровне слов и словосочетаний.

Назвать слово, глядя на картинку.

Выбрать слово, которое не подходит к данной группе слов.

Прочитать слова.

Составить словосочетания из предложенных слов.

Заполнить пропуски в предложении. Найти ошибки.

Отгадать слово по его дефиниции.

2. Отработка слов на уровне предложений.

Ответить на вопросы, предполагающие использование новой лексики. Сформулировать вопросы к имеющимся ответам. Заполнить пропуски, закончить предложения.

Соединить разрозненные части предложения. Перефразировать предложения с использованием предложенных слов.

3. Работа на уровне сверхфразового единства.

Описать картинку . Использование различных языковых и речевых игр.

4. Повторение изученного материала по заданной теме.

Фронтальное обсуждение темы, беседа. Ответить на вопросы. Составить план, схему темы. Подбор, повторение лексики по теме.

5. Ознакомление с новым языковым материалом и его первичная отработка.

Лексические упражнения на уровне слова и словосочетания. Языковые игры.

6. Речевые упражнения.

Высказать своё мнение по вопросу, утверждению, цитате. Прокомментировать пословицу.

Подготовить доклад, сообщение на тему и т.д.


При формировании навыка говорения на уроке иностранного языка важно, чтобы процесс обучения проходил на изучаемом языке, но в тоже время он не должен концентрироваться только на языковых проблемах. Это должен быть комплексный подход, предполагающий варьирование темы урока, которая всегда следует за целью урока.