ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
«Чтение и письмо открывают человеку новый мир, особенно в наше время, при нынешних успехах разума».
Н.Карамзин
Уровни читательской грамотности
Исследование
Низкий уровень
PISA
Средний уровень
35 %
Высокий уровень
54 %
11 %
Россия из 70 стран заняла 43 место!
«…Страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением… На данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры».
ОГЭ русский язык – задания 6, 8, 15.3 ЕГЭ- задание 25
Всероссийские проверочные работы
Цель :
- создание условий для формирования навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы как средства развития метапредметных результатов обучения.
Задачи:
- изучить различные стратегии смыслового чтения;
- разработать систему приемов для развития навыков смыслового чтения;
- способствовать повышению мотивации обучения через создание ситуации успеха.
Новизна опыта
- применение совокупности элементов известных методик;
- апробация инновационных форм работы.
Что такое смысловое чтение?
Смысл – с-мысль, т.е. с мыслью.
Мысль заложена внутри слова, текста, задания.
Стратегии предтекстовой деятельности
- Мозговой штурм.
- Батарея вопросов: вопросы для припоминания.
- Учить видеть слово.
- Анализ заголовка текста до начала чтения.
- Работа с эпиграфом.
Предтекстовая деятельность
Стратегия «Мозговой штурм»
Урок литературы в 9 классе
Тема урока рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека»
Целью стратегии является обращение к личному опыту, для того чтобы подготовить учащихся к личному восприятию произведения:
Обращение к личному опыту.
- Приходилось ли вам встречать фронтовиков? Что это за люди?
- Рассказ называется «Судьба человека».
Вопрос к ученикам: Как вы думаете, о чем это произведение?
- По «ключевым словам» биографии и творчества писателя догадайтесь, о каком писателе пойдет речь сегодня на уроке?
- Писатель 20 века, хутор Кружилин, военный корреспондент газеты «Правда» и « Красная Звезда», рассказы «Нахаленок» и «Судьба человека», награжден Нобелевской премией.
Стратегии текстовой деятельности
- Чтение вслух (попеременное чтение).
- Чтение про себя с вопросами.
- Чтение с остановками.
- Чтение про себя с пометками.
- Диалог с текстом
- Прогнозирование.
- Выделение главных мыслей текстов, объяснение смысла текстов.
- Ответы на вопросы по тексту.
- Самостоятельная постановка вопросов к тексту
Текстовая деятельность
Стратегия «Чтение с пометками»
Стратегии послетекстовой деятельности
- Составление плана.
- Самостоятельное составление схем, рисунков, таблиц, опорных схем по текстам- «Двойной дневник».
- Пересказ.
- Конспект
Послетекстовая деятельность
Стратегия «Двойной дневник»
Фрагмент текста
Комментарий
- «…глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской...»
Они как будто выразили боль всего русского народа, пережившего страшную войну.
- «Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?!»
Поведение Соколова олицетворяет непобедимость его воли, силу русского солдата, преданность Родине.
- «Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, что нам врозь пропадать! Возьму его к себе в дети!»
Сердце Андрея Соколова не зачерствело, он смог найти в себе силы подарить счастье и любовь другому человеку.
Спасибо за внимание!