СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы как средства развития метапредметных результатов».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы как средства развития метапредметных результатов».»

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ  НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

«Чтение и письмо открывают человеку новый мир, особенно в наше время, при нынешних успехах разума». Н.Карамзин

«Чтение и письмо открывают человеку новый мир, особенно в наше время, при нынешних успехах разума».

Н.Карамзин

 Уровни читательской грамотности Исследование Низкий уровень PISA Средний уровень 35 % Высокий уровень 54 % 11 % Россия из 70 стран заняла 43 место!

Уровни читательской грамотности

Исследование

Низкий уровень

PISA

Средний уровень

35 %

Высокий уровень

54 %

11 %

Россия из 70 стран заняла 43 место!

«…Страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением… На данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры».

«…Страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением… На данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры».

ОГЭ русский язык – задания 6, 8, 15.3  ЕГЭ- задание 25

ОГЭ русский язык – задания 6, 8, 15.3 ЕГЭ- задание 25

Всероссийские проверочные работы

Всероссийские проверочные работы

Цель : создание условий для формирования навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы как средства развития метапредметных результатов обучения.

Цель :

  • создание условий для формирования навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы как средства развития метапредметных результатов обучения.

Задачи: изучить различные стратегии смыслового чтения; разработать систему приемов для развития навыков смыслового чтения; способствовать повышению мотивации обучения через создание ситуации успеха.

Задачи:

  • изучить различные стратегии смыслового чтения;
  • разработать систему приемов для развития навыков смыслового чтения;
  • способствовать повышению мотивации обучения через создание ситуации успеха.

Новизна опыта применение совокупности элементов известных методик; апробация инновационных форм работы.

Новизна опыта

  • применение совокупности элементов известных методик;
  • апробация инновационных форм работы.

Что такое смысловое чтение? Смысл – с-мысль, т.е. с мыслью. Мысль заложена внутри слова, текста, задания.

Что такое смысловое чтение?

Смысл – с-мысль, т.е. с мыслью.

Мысль заложена внутри слова, текста, задания.

Стратегии предтекстовой деятельности Мозговой штурм. Батарея вопросов: вопросы для припоминания. Учить видеть слово. Анализ заголовка текста до начала чтения. Работа с эпиграфом.

Стратегии предтекстовой деятельности

  • Мозговой штурм.
  • Батарея вопросов: вопросы для припоминания.
  • Учить видеть слово.
  • Анализ заголовка текста до начала чтения.
  • Работа с эпиграфом.
Предтекстовая деятельность Стратегия «Мозговой штурм» Урок литературы в 9 классе Тема урока рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека» Целью стратегии является обращение к личному опыту, для того чтобы подготовить учащихся к личному восприятию произведения: Обращение к личному опыту. - Приходилось ли вам встречать фронтовиков? Что это за люди? - Рассказ называется «Судьба человека». Вопрос к ученикам: Как вы думаете, о чем это произведение? - По «ключевым словам» биографии и творчества писателя догадайтесь, о каком писателе пойдет речь сегодня на уроке? - Писатель 20 века, хутор Кружилин, военный корреспондент газеты «Правда» и « Красная Звезда», рассказы «Нахаленок» и «Судьба человека», награжден Нобелевской премией.

Предтекстовая деятельность

Стратегия «Мозговой штурм»

Урок литературы в 9 классе

Тема урока рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека»

Целью стратегии является обращение к личному опыту, для того чтобы подготовить учащихся к личному восприятию произведения:

Обращение к личному опыту.

- Приходилось ли вам встречать фронтовиков? Что это за люди?

- Рассказ называется «Судьба человека».

Вопрос к ученикам: Как вы думаете, о чем это произведение?

- По «ключевым словам» биографии и творчества писателя догадайтесь, о каком писателе пойдет речь сегодня на уроке?

- Писатель 20 века, хутор Кружилин, военный корреспондент газеты «Правда» и « Красная Звезда», рассказы «Нахаленок» и «Судьба человека», награжден Нобелевской премией.

Стратегии текстовой деятельности Чтение вслух (попеременное чтение). Чтение про себя с вопросами. Чтение с остановками. Чтение про себя с пометками. Диалог с текстом Прогнозирование. Выделение главных мыслей текстов, объяснение смысла текстов. Ответы на вопросы по тексту. Самостоятельная постановка вопросов к тексту

Стратегии текстовой деятельности

  • Чтение вслух (попеременное чтение).
  • Чтение про себя с вопросами.
  • Чтение с остановками.
  • Чтение про себя с пометками.
  • Диалог с текстом
  • Прогнозирование.
  • Выделение главных мыслей текстов, объяснение смысла текстов.
  • Ответы на вопросы по тексту.
  • Самостоятельная постановка вопросов к тексту
Текстовая деятельность Стратегия «Чтение с пометками»

Текстовая деятельность

Стратегия «Чтение с пометками»

Стратегии послетекстовой деятельности Составление плана. Самостоятельное составление схем, рисунков, таблиц, опорных схем по текстам- «Двойной дневник». Пересказ. Конспект

Стратегии послетекстовой деятельности

  • Составление плана.
  • Самостоятельное составление схем, рисунков, таблиц, опорных схем по текстам- «Двойной дневник».
  • Пересказ.
  • Конспект
Послетекстовая деятельность Стратегия «Двойной дневник» Фрагмент текста Комментарий - «…глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской...» Они как будто выразили боль всего русского народа, пережившего страшную войну. - «Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?!» Поведение Соколова олицетворяет непобедимость его воли, силу русского солдата, преданность Родине. - «Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, что нам врозь пропадать! Возьму его к себе в дети!» Сердце Андрея Соколова не зачерствело, он смог найти в себе силы подарить счастье и любовь другому человеку.

Послетекстовая деятельность

Стратегия «Двойной дневник»

Фрагмент текста

Комментарий

- «…глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской...»

Они как будто выразили боль всего русского народа, пережившего страшную войну.

- «Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?!»

Поведение Соколова олицетворяет непобедимость его воли, силу русского солдата, преданность Родине.

- «Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, что нам врозь пропадать! Возьму его к себе в дети!»

Сердце Андрея Соколова не зачерствело, он смог найти в себе силы подарить счастье и любовь другому человеку.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!