ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА СЛОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ
После 5 лет у большинства детей начинает формироваться осознанное ориентирование в звуковом составе звучащих слов.
Навык выделения звука из слов появляется спонтанно, интуитивно.
Звуковой анализ в отличие от фонематического восприятия (при нормальном речевом развитии) требует планомерного специального обучения.
Звуковой анализ – важная часть подготовки детей к обучению грамоте.
Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.
Звуковой анализ - определение порядка следования звуков в слове, установление различительной роли звука, основных качественных характеристик звука.
В обучении грамоте выделяют 3 периода
знакомство со звуками обозначение звуков закрепление навыка
буквами осознанного чтения
Впервые вопрос о предварительных звуковых упражнениях в русской методике обучению чтению был поставлен К.Д. Ушинским. Он считал необходимым развивать у детей речевой слух, умение слышать отдельные звуки и определять их последовательность в словах.
Изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом.
Т.е. ребенок овладевает основными навыками звукового (фонемного) анализа ( разбор слов на звуки) и синтеза (сочетание звуковых элементов в единое целое).
Цель работы над звуковым анализом слов –
научить ребенка ориентироваться в звуковой системе родного языка, познакомить с устройством звуковой формы (оболочкой слова), с важными качественными характеристиками звуков.
Научить пользоваться звуковой схемой.
Необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются:
- сформированное фонематическое восприятие,
- правильное произношение всех звуков родного языка
- наличие элементарных навыков звукового анализа.
Задачи работы над звуковым составом слов
- Формирование представлений о линейных звуковых единицах : звук-слог-слово-предложение-текст;
- Формирование интереса к звучащему слову (слово имеет смысловую сторону : слово обозначает определенный предмет, явление, качество; фонетическую сторону : слово состоит из звуков, следующих в определенном порядке);
- Развитие умения ориентироваться в звуковом составе слова : интонационно выделять звуки в слове; определять наличие заданного звука в слове; определять место заданного звука в слове; определять последовательность звуков в слове; давать качественную характеристику звуку (гласный-согласный(твердый-мягкий; звонкий-глухой)); составлять звуковые модели слов; выделять ударный гласный звук в слове; различать звуки сходные и различные по звучанию; называть слова с заданным звуком; находить слова с заданным звуком в предложении
Этапы работы по формированию навыков
звукового анализа слов
выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове
Игры и упражнения
- Хлопни в ладоши (подними руку), если услышишь заданный звук в слове
- Называние предметов с заданным звуком («Назови слова на звук…..»)
- Определение общего звука в словах («Какой звук чаще всего повторяется в словах?»)
- Отбор картинок с заданным звуком
- Нахождение предметов на сюжетной картине с заданным звуком
Какие слова можно предлагать детям для анализа их звукового состава?
Для узнавания звука в слове:
- слова с ударными гласными звуками в начале слова (для узнавания гласных звуков в начале слов)
А: адрес, Алла, Анна, август, азбука, аист, ангел.
О: Оля, обруч, облако, овощи, овцы, озеро, окунь.
У: Уля, угол, уголь, удочка, ужин, узел, улей.
И: Игорь, ива, имя, ирис, иней, искра.
Э: Эля, эхо, эта, это, этот.
- слова с ударными гласными звуками в середине слова (для узнавания гласных звуков в середине слов)
А: зал, мак, рак, парк, март, час, кран.
О: столб, ночь, зонт, дом, лом, сом, слон.
У: друг, зубр, гусь, луч, душ, лук, стук.
И: гриб, тигр, лист, щит, кит, рис.
Ы: дым, сын.
- слова с сонорными согласными звуками в начале слова (для выделения первого согласного звука в слове)
Л, ЛЬ: лампа, ландыш, ласточка, лимон, луна.
М, МЬ: мак, мама, март, маска, масло, мир, миска.
Н, НЬ: нож, носки, нос, ноты, номер, нитки.
- слова с глухими согласными звуками на конце слова (для определения последнего согласного звука в слове)
К: веник, звонок, щенок, гудок, замок, урок, каток.
П: сироп, укроп, карп, суп.
Т: бант, бинт, салат, халат, брат, пакет, билет.
- любые звуки в любой позиции в слове (кроме йотированных гласных , которые могут содержать два звука и потому пока не анализируются)
МУХА, ЛАПА, ДАЧА, ЗУБЫ и др. ЯМА, ЁЖИК, ЮБКА и др.
выделение звука в начале, в конце слова
Игры и упражнения
- Подбор слов с заданным звуком («Я знаю пять слов на звук…»)
- Назови первый(последний) звук в слове
- Добавление звука в слово («Добавь звук». Педагог говорит слово, но не договаривает последний звук. Его должны сказать дети. Можно произносить предложение, но не договаривать последний звук в последнем слове.)
- Называние картинок и определение первого (последнего) звука в словах
- Называние предметов, который начинаются со звука твоего имени
Какие слова можно предлагать детям для анализа их звукового состава?
Для определения первого звука в слове:
- ударные гласные - УШИ, ОСЫ, АИСТ, ИГЛЫ и др.;
- сонорные согласные - РОТ, ЛАМПА, НОС, МИР, НИТКА и др. ;
- щелевые согласные С, 3, Ж, Ш, Ч, Щ – СОВЫ, ЗАЙКА, ЖУК, ШИНА и др;
- остальные согласные звуки – ФАНТИК, ДУБ, ЧАЙ, БАНТ и др.
Для определения последнего звука:
- ударные гласные – ВОДА, ЛИСА, ДВОРЫ, РЕКА, ОКНО и др.;
- сонорные согласные – КОЛ, ДОМ, ЦАРЬ, МОЛЬ, ДВОР и др.;
- щелевые согласные – НОС, ЛЕЩ, КАЛАЧ , ДУШ и др.
определение месторасположения звука в слове
(начало, середина, конец слова)
Игры и упражнения
- Определение месторасположения заданного звука
(«Где спрятался звук?»)
Какие слова можно предлагать детям для анализа их звукового состава?
Для определения места (начало, середина, конец слова) последовательность сохраняется такая же, как при определении первого и последнего звуков.
- ударные гласные - УШИ, ОСЫ, АИСТ, ИГЛЫ и др.;
- сонорные согласные - РОТ, ЛАМПА, НОС, МИР, НИТКА и др. ;
- щелевые согласные С, 3, Ж, Ш, Ч, Щ – СОВЫ, ЗАЙКА, ЖУК, ШИНА и др;
- остальные согласные звуки – ФАНТИК, ДУБ, ЧАЙ, БАНТ и др.
определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам в слове
схемы слов
- Подбор картинки (картинок) к заданной схеме
звуковой схемы слов
Какие слова можно предлагать детям для анализа их звукового состава?
- Слова из двух звуков: ум, ус, ах, ох.
- Слова из трех звуков: рак, мак, лук, мир, час, дом.
- Слова из двух слогов: аист, утка, овцы, ива, уши.
- Слова из двух открытых слогов: мама, ваза, гуси.
- Слова из одного слога со стечением согласных: стол, слон, кран, стул, бобр, зонт, куст, мост, лист.
- Слова из двух слогов со стечением: сумка, кошка.
- Слова из трех открытых слогов: корова, лопата.
Слова, которые не следует давать для анализа:
- с йотированными буквами Я, Ё, Е, Ю,
- с Ъ и Ь,
- со звонкими согласными Б,В,Г,Д,Ж,З на конце слова и в середине перед согласными, т.к. в этом случае написание слова расходится с его произнесением, значит слово трудно для анализа.
Слова с безударными гласными берутся не на ранних этапах, а после предварительной работы с односложными словами, причем в начале двусложные слова имеют безударные гласные У и Ы, как наименее подверженные редукции.
Совсем же отказаться от слов с безударными гласными не стоит, просто можно произносить их орфографически — [коза], а не [каза], как мы произносим по нормам орфоэпии. Дети будут запоминать данные слова и это будет пропедевтика правописания безударных гласных.
КОТ
ЭТО НАДО ЗАПОМНИТЬ!
- Звуковой анализ слов выполняется на слух
(взрослый произносит слово или ребенку
предлагается назвать изображение
предмета)
К.Д. Ушинский писал:
«Детская природа требует наглядности. Учите
ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов, и ребёнок усвоит их на лету».
- Важно не путать понятие ЗВУК и БУКВА
ЗВУК
А…
БУКВА
СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
- Важно произносить согласный звук
без призвука гласного , отрывисто
[Н] [НЭ]
- На звуковой схеме гласные звуки
- На звуковой схеме согласные звуки
обозначаются красной фишкой
обозначаются синей /зелёной фишками
СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
ТВЁРДЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
- На звуковой схеме твердые согласные звуки обозначаются синей фишкой
- На звуковой схеме мягкие согласные звуки обозначаются зелёной фишкой
Твёрдость и мягкость согласных звуков определяется на слух.
Необходимо несколько раз громко и отрывисто произнести звук.
Можно произнести звук для ребенка с различным тембром:
твердый звук произнести грубым голосом, а мягкий звук – ласковым, нежным.
Для сравнения можно привести пример парного твёрдого и мягкого звука,
чтобы ребенок на слух мог понять отличия между твёрдым и мягким
согласным звуком
[Р] - [Рь].
СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
ЗВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
- На звуковой схеме глухие согласные звуки обозначаются символом-перечеркнутый колокольчик
- На звуковой схеме звонкие согласные звуки обозначаются символом - колокольчик
Звонкость и глухость согласных звуков
определяется следующим образом:
Первый способ.
Закрыть уши ладонями (не плотно) и протяжно произнести звук. Если в ушах слышится звон, то звук звонкий, если шум не слышится, то звук глухой.
Второй способ.
Ладонь тыльной стороной приложить к горлу и протяжно произнести звук. Если ладонью ощущается вибрация в горле, то звук звонкий. Если нет, то звук глухой.
В РУССКОМ ЯЗЫКЕ
- Последовательность звуков в слове определяется при помощи неоднократного произнесения слова с последовательным интонированным выделением каждого звука.
Д.Б. Эльконин характеризовал фонемный анализ как многократное произнесение слова с интонационным выделением (протягиванием, «подчеркиванием» силой голоса) каждого последующего звука.
- Чтобы определить количество слогов
в слове, нужно подсчитать количество
гласных звуков в нём.
- Чтобы определить ударный слог в слове,
надо произнести слово нараспев.
Ударение всегда падает на гласный звук, т.к. только
его можно пропеть.
Ударение не ставят в словах с одним слогом.
- Во время выполнения звукового анализа слова необходимо пользоваться
условной звуковой схемой-моделью.
Звуковой анализ слов (алгоритм)
1. Произнести слово и послушать себя.
2. Выделить звуки в слове (действие - интонирование).
3. Выделить первый звук, определить гласный он или согласный, обозначить его условным значком. Если звук согласный, дать ему характеристику: звонкий - глухой, твёрдый - мягкий.
4. Выделить второй звук … (шаг 3, и так с каждым звуком слова).
5. Выложить схему (звуковую модель).
6. «Прочитать» слово по полученной звуковой модели.
ГРАФИЧЕСКИЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ РАБОТЕ НАД ЗВУКОВЫМ АНАЛИЗОМ СЛОВ
Гласный
звук
Твердый
согласный звук
Мягкий
согласный звук
Глухой
согласный звук
Звонкий
Слово
согласный звук
Закрепление навыка звукового анализа слов
1.Протяните первый звук в полном слове. Назовите первый звук в слове. Какой он? Какой фишкой обозначаем?
2.Назовите второй звук в слове. Какой он? Какой фишкой обозначаем? 3.Назовите третий звук в слове. Какой он? Какой фишкой обозначаем? Прочитайте запись.
1.Протяните первый звук в полном слове. Назовите первый звук в слове. Какой он? Какой фишкой обозначаем?
2.Назовите второй звук в слове. Какой он? Какой фишкой обозначаем? 3.Назовите третий звук в слове. Какой он? Какой фишкой обозначаем? 4.Назовите четвертый звук в слове. Какой он? Какой фишкой обозначаем? Прочитайте запись.
1.Протяните первый звук в полном слове. Назовите первый звук в слове. Какой он? Какой фишкой обозначаем?
2.Назовите второй звук в слове. Какой он? Какой фишкой обозначаем? 3.Назовите третий звук в слове. Какой он? Какой фишкой обозначаем? 4.Назовите четвертый звук в слове. Какой он? Какой фишкой обозначаем?
5. Назовите пятый звук в слове. Какой он? Какой фишкой обозначаем?
6. Назови шестой звук в слове. Какой он? Какой фишкой обозначаем?
Прочитайте запись.
Изучает звуки речи, способы их образования, классификацию звуков, изменение звуков в потоке речи
Изучает общепринятые в языке правила написания слов
Изучает правила произношения
звуков, сочетаний
звуков, слов; постановку ударения в словах
Изучает алфавит, способы обозначения звуков на письме