ФОРМИРОВАНИЕ НЕВЕРБАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ
5-6 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Е.В. Спиридонова
ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары
Аннотация. В статье рассмотрены теоретические вопросы формирования невербальных средств общения у детей 5-6 лет с нарушениями зрения; представлены результаты экспериментальной работы по формированию невербальных средств общения у детей данной категории в театрализованной деятельности.
Ключевые слова: невербальные средства общения, дети 5-6 лет с нарушениями зрения, театрализованная деятельность.
Актуальность исследования обусловлена тем, что общение является необходимым фактором развития личности ребенка.
Общение между детьми дошкольного возраста имеет огромное значение для развития ребенка, поскольку обуславливает появление и накопление опыта социального взаимодействия, влияет на формирование социального статуса ребенка, его самооценку и, в конечном итоге, на развитие личности как системы отношений к себе, с собой, к миру, с миром.
Для ребенка с нарушенным зрением общение приобретает дополнительное значение, так как оно является эффективным средством коррекции и компенсации вторичных отклонений в психическом развитии, возникающих на фоне зрительного дефекта. Одной из специфических закономерностей аномального развития является дефицит информации об окружающем мире, который выступает у этих детей в изменении и замедлении процесса зрительного восприятия, что обуславливает нечеткость, фрагментарность, схематизм образа окружающего мира. Это негативно влияет на развитие составляющих коммуникативной деятельности (средств вербальной и невербальной выразительности, воображения эмоциональности и т. д.) и поэтому требует социальной коррекции.
Сокращение или отсутствие возможности зрительно воспринимать и непосредственно подражать внешним выразительным движениям окружающих отрицательно сказывается на понимании ситуативной, сопровождаемой мимикой и пантомимикой устной речи. С одной стороны слабовидящий не воспринимает массу мимических движений и жестов, придающих одним и тем же высказываниям самые различные оттенки и значения, с другой стороны, не пользуясь в своей речи этими средствами, слабовидящий человек существенно обедняет свою речь, она становится мало выразительной.
В тифлопсихологии вопросы проблемы развития невербального общения раскрыты недостаточно. В ряде публикаций имеются единичные исследования отдельных сторон невербальных средств общения детей с нарушениями зрения. Так, в работах Г.В. Григорьевой [1] характеризует различные формы общения дошкольников с нарушениями зрения. Л.М. Зальцман [2] рассматривает типичные ошибки при выполнении мимики и пантомимики у незрячих детей, пути их преодоления. С.Н. Мухиной [3] представлены направления работы по развитию выразительности движений, основанные на развитии моторики, чувства ритма, психических процессов и невербальной коммуникации.
Целью нашего исследования являлось определение психолого-педагогических условий формирования невербальных средств общения у детей 5-6 лет с нарушениями зрения средствами театрализованной деятельности.
Экспериментальная работа проводилась базе МБДОУ «Детский сад № 137 компенсирующего вида» г. Чебоксары Чувашской Республики.
Для решения поставленных задач были использованы методики: «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» (Г.А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина), «Готовность мимической мускулатуры» (В.А. Феоктистова), «Игра молчанка» (Г.В. Григорьева).
Результаты изучения сформированности невербальных средств общения указывают на то, что у старших дошкольников с нарушениями зрения присутствуют нарушения компонентов сформированности неречевых средств общения: большинство детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения находились на среднем и низком уровнях развития этого процесса. При выполнении методик было выявлено, что у детей со зрительной патологией ограниченность и неполнота зрительного восприятия оказывают отрицательное влияние на узнавание, накопление и использование невербальных средств общения, что подтверждается более низким уровнем их сформированности, особенно мимических и жестовых. Однако имеющаяся потенциальная возможность у детей со зрительным дефектом позволяет овладевать ими и использовать их в своей коммуникативной деятельности.
Для формирования невербальных средств общения в театрализованной деятельности мы разработали специально организованную педагогическую работу, которая состояла из трех этапов: подготовительного, основного и заключительного. Целью подготовительного этапа являлась подготовка базы для формирования невербальных средств общения в театрализованной деятельности: упражнения на развитие мимики, жестов, пантомимические этюды. На основном этапе игры и упражнения были посвящены формированию невербальных средств общения в театрализованной деятельности. На третьем этапе закрепляли невербальные средства общения в театрализованной деятельности.
Особенности применения невербальных средств общения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения после формирующей работы могут быть описаны следующим образом:
- возросла эмоциональность взаимодействия между партнерами; дети стремятся организовать совместную деятельность, однако им не всегда удается ее поддерживать; отмечается больше кооперативных взаимодействий;
- коммуникативный аспект общения стал более ярким за счет разнообразия невербальных коммуникативных средств;
- отмечены высказывания, выражающие симпатию и доброжелательность детей друг к другу и к куклам, с которыми они играли.
Результаты исследования находятся на этапе обобщения.
ЛИТЕРАТУРА
Григорьева, Г.В. Особенности владения невербальными средствами общения дошкольниками с нарушениями зрения / Г.В. Григорьева // Дефектология. – 1998. – № 5. – С. 76-87.
Зальцман, Л.М. Формирование коммуникативной компетентности незрячих детей средствами невербального общения / Л.М. Зальцман // Дефектология. – 2002. – № 4. – С. 62-71.
Мухина С.Н. Средства и методы реабилитации детей с особенностями развития / С.Н. Мухина // Детская и подростковая реабилитация. – 2008. – № 1. – С. 42-47.