Российская Федерация
Управления образования Администрация Сысертского городского округа
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №13 «Колосок», адрес: 624005, Свердловская область
Сысертский район, п. Октябрьский, ул. Чапаева 3, тел.: (343) 383-60-09
оф.сайт: madou13m.tvoysadik.ru, эл.почта: madou13m@mail.ru
План самообразования
«Формирование нравственно-патриотических чувств
у детей старшего дошкольного возраста
через ознакомление с историей и культурой родного посёлка»
Воспитатель:
Пирожкова И.В.
п. Октябрьский
Актуальность темы
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало познанием человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества.
Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это уважение к культуре своей страны, ощущение неразрывности с окружающим миром, гордость за свой народ и свою Родину.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.
Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к Отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Чувство Родины… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…
И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей семьей, своей улицей, посёлком, областью, а затем и со страной, ее столицей и символикой. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, своими новинками, лучшими людьми.
Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом.
Поэтому воспитание любви к своему Отчеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон общего развития ребёнка. Оно предусматривает развитие у детей гуманных чувств, формирование этических представлений, навыков культурного поведения, социально-общественных качеств. Нравственное воспитание осуществляется во всех видах деятельности и начинается с самого раннего возраста. Важно с самых первых лет жизни ребёнка привить любовь к родной семье, родному краю, городу, Родине, уважение к людям разных национальностей, гуманное отношение к окружающему миру, умение дружно играть и трудиться, ответственно относиться к выполнению поручений.
В дошкольном возрасте наибольшее влияние на нравственное развитие ребёнка оказывают взрослые. Самые первые уроки нравственности ребёнок получает в семье. В семье малыш делает первые шаги в освоении жизни, общаясь со взрослыми и перенимая у них опыт социального поведения. В дошкольных учреждениях ведущая роль по осуществлению нравственного воспитания принадлежит воспитателю. В связи с этим, педагогу необходимо самому относиться с уважением к каждому ребёнку, обеспечить эмоционально-позитивное общение дошкольников друг с другом, организовать повседневную совместную творческую деятельность детей и взрослых, помочь формированию социально-коммуникативных умений и навыков у детей, дружеских чувств, создать благоприятные условия для воспитания отзывчивости, сочувствия, заботы и доброты. Чтобы сделать свою работу более эффективной, важно активно взаимодействовать с родителями.
Таким образом, формирование духовно-нравственных качеств – одна из важных задач современного общества, которую необходимо решать сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Недаром говорится: «Дети – наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас - взрослых.
Цель: Создать условия по формированию нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным посёлком, историей и культурой.
Задачи:
Образовательные задачи:
- формировать у детей нравственно - патриотические чувства; обогащать и углублять знания детей о семье, посёлке, стране, умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности;
- пополнять активный словарь детей;
Развивающие задачи:
- развивать познавательный интерес к изучению истории родного посёлка;
- расширять кругозор детей, закреплять знания детей о родном посёлке;
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, посёлку;
- воспитывать уважение к труду людей, живущих в посёлке;
- развивать чувство ответственности и гордости за достижения посёлка;
- воспитывать любовь к родному городу, желание видеть его красивым;
- воспитывать бережное отношение к природе и всему живому
Задачи по работе с родителями:
Привлечь родителей принять непосредственное участие в совместной практической деятельности с детьми, тем самым сблизить интересы детей и родителей.
Установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка.
Перспективно-тематический план работы с детьми
Месяц | Сентябрь |
Название раздела | Наша область на карте России |
Задачи | 1.Познакомить детей с географическим положением Свердловской области. Наша область на карте России, расширять знания детей об истории родного края, о его богатом прошлом, о коренных жителях области. 2.Формировать представление о территории области, городах и поселках; учить умению находить и показывать на физической карте г. Екатеринбург, г. Сысерть. Развивать умение работать с картой. 3.Знакомство с климатическими, природными и погодными особенностями. 4.Дать представление о нашей области, знакомство с историей п. Октябрьский. |
Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых | Блок занятий, бесед «Наша область на карте России» Беседы: «Наша страна - Россия»; «Мы живем в п. Октябрьский» Рассматривание иллюстраций из альбома «, п. Октябрьский который люблю» Беседа «Визитная карточка города – герб, флаг» Рассказ – презентация. Знакомство с историей о происхождении п. Октябрьский (местоположение, прошлое и настоящее, особенности, достопримечательности, геральдика) Изготовление альбома «Родная сторонушка» Рисование «Мой край – край будущего» Экскурсии: Сюжетно-ролевые, дидактические игры: Конкурсы, выставки: Содружество с семьей: |
Месяц | Октябрь – ноябрь |
Название раздела | Мой родной край – Прибайкалье |
Задачи | 1. Что Мы знаем о родном крае? (Советы Нерпёнка) 2. п. Октябрьский, где я живу. 3. Улица, на которой я живу. 4. Узнать, почему Урал называют суровым краем. |
Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых | Беседы «Что я знаю о своём посёлке?», «Красная книга Свердловской области», «Бажовский парк» Рассматривание открыток, альбома «Красная книга Свердловской области» Разыгрывание ситуаций «Что будет, если…», «Представьте себе, что …» Краткосрочный проект «Чистый мир» Советы Нерпёнка по правилам безопасного поведения: 1. Как вести себя в природе 2. Как вести себя в городе 3. Как вести себя в общении со сверстниками и взрослыми. 4. Как вести себя дома 5.Бережное отношение ко всему живому |
Месяц | Ноябрь |
Название раздела | Экономика Свердловской области |
Задачи | 1.Познакомиться с экономикой родного края, узнать, какие отрасли промышленности есть в нашем крае, что они производят. 2.Познакомить детей с подземными богатствами нашей области, с разнообразием природных ископаемых: каменный уголь, газ, железо, торф, золото, серебро, драгоценные камни. 3.Знакомство с картой полезных ископаемых. Показать, что природные богатства страны исчерпываются и требуют охраны |
Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых | Блок занятий, бесед «Экономика Иркутской области» Презентация « Полезные ископаемые нашего края» Составление рассказов на тему: «Будущее нашего края» Беседа «Чем наш край отличается от других?» Беседа «За что мы любим нашу «малую Родину» Рассказ воспитателя « Что выпускает наша промышленность?» Экскурсии: Сюжетно-ролевые, дидактические игры: Сюжетно-ролевая игра «Мы - путешественники» Дидактическая игра « Найди пару», «Что будет, если…»,« Что за чем» Содружество с семьей: Сбор информации по теме месяца |
Месяц | Декабрь |
Название раздела | «Район, в котором я живу» |
Задачи | 1.Продолжать знакомить детей с родным городом, развивать коммуникативные умения. 2.Формировать у детей интерес к своей малой родине, улицам, жилым домам, закрепить знание домашнего адреса. 3.Учить детей правилам безопасного перехода через дорогу, обогащать словарь детей словами: газон, тротуары, пешеходный переход, пешеходы, проезжая часть. 4. Воспитывать в детях дружелюбное отношение друг к другу, желание играть вместе, общаться, дружить, развивать коммуникативные навыки. |
Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых | Блок занятий, бесед «Район в котором я живу» Мой родной город, район, где я живу Беседа «Старые и новые улицы города. История названия улиц (в честь кого названы улицы). История названия города» Беседа «Дом, улица, адрес» Беседа « Я люблю свой детский сад и район, где я живу» Беседа о профессиях родителей, людей, работающих в детском саду Пометка на карте района (каким-либо значком) самых интересных объектов, детского сада Составление схемы "Я иду в свой детский сад" (дорога из дома в детский сад) Чтение стихов и прослушивание песен о родном городе Беседа «Посёлок и жители» Экскурсии: Азбука пешехода К памятнику боевой славы В краеведческий музей Сюжетно-ролевые, дидактические игры: «Дом, семья» Улица моего города» «Строители» «Почта» Подвижные и дидактические игры «Клубочек», «Мой домашний адрес», «Я живу на улице…» Конкурсы, выставки: Рисунки «Природа моего края» Выставка « Улицы города», « Мой дом» Содружество с семьей: Изготовление альбома «Район, в котором я живу»; |
Месяц | Январь |
Название раздела | Коренные жители |
Задачи | 1.Познакомить с национальным составом населения области, о коренных жителях уральской земли. 2.Сформировать первичное представление о коренных жителях нашей области, их культурных традициях. 3.Формировать представление о том, что в родном городе дружно живут люди разных национальностей, развивать понимание того, что все люди одинаковы и равны. 4.Знакомство с фольклором коренных народностей, их музыкальными инструментами, с народными играми. 5.Воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей, пола, возраста, внешнего облика, физических недостатков. |
Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых | Блок занятий, бесед «Коренные жители» Беседа «Все мы разные, но все мы равные». Беседа «Особенности проживания коренного населения», «Обычаи бурят, татар, русских», «Что нам расскажет одежда коренного населения?» (презентации, рассматривание фотографий, предметов одежды людей разных национальностей) Беседы-ситуации: «Что расскажем и покажем мы гостям о бурятах – коренных жителях области» « Сказка мудростью богата» Беседа « Сказка ложь, да в ней намёк …» (рассуждение о том, чему учат русские народные сказки) Чтение сказок, рассказов и местных авторов, их обсуждение: «Уральские сказы» Творческая мастерская: изготовление поделок с бисером Продуктивная деятельность « Дружат дети всей Земли» Разыгрывание различных проблемных ситуаций. Рассуждение с детьми о том, в чём ценность и уникальность каждого человека на Земле Слушание национальных бурятских песен, музыки «Народы, живущие в Иркутской области» - создание мини-музея Экскурсии: Сюжетно-ролевые, дидактические игры: Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по Сысерти» Дидактическая игра: «Кто в какой стране живет» Конкурсы, выставки: Содружество с семьей: Семейные национальные праздники (уральские, русские и др.); |
Месяц | Февраль |
Название раздела | Заповедные места |
Задачи | 1.Познакомить детей с заповедниками Урала, дать первоначальные знания о природных заповедниках, формировать основы экологического мировоззрения. 2.Уточнить и систематизировать представление детей об условиях среды, к которой приспособились животные и растения в нашем крае, показать детям, что внешний вид растений зависит от окружающей среды и условий произрастания. 3.Развивать у детей первоначальные представления и познавательный интерес к жизни животных и растений нашего края, о правилах поведения в природе 4.Воспитывать бережное отношение к родной природе. патриотические чувства. |
Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых | Блок занятий, бесед «Заповедные места» Беседа Что такое заповедник? Презентация « Заповедники Прибайкалья» Подбор и оформление альбома «Растительный и животный мир Урала». Рассматривание гербария, иллюстраций, слайдов Загадки про растения, деревья, решение экологических задачек Чтение познавательной, художественной и познавательной литературы Рисование на тему «Животные, птицы, растения заповедников Урала» Экскурсии: Сюжетно-ролевые, дидактические игры: Дидактические игры: «У кого какой домик», «Узнай по описанию», «Кто, где живет» Дидактические игры: «Какие растут деревья», «Какие бывают кустарники», «С какого дерева листок» Сюжетно – ролевая игра « Путешествие по заповеднику» Конкурсы, выставки: Содружество с семьей: Экологическая акция « Накормите зимующих птиц» Изготовление и развешивания кормушек совместно с родителями « Животный мир нашего города и его окрестностей» - слайд – шоу, сделанный родителями |
Месяц | Март |
Название раздела | Достопримечательности посёлка |
Задачи | 1.Знакомить воспитанников с достопримечательностями п. Октябрьского, г. Сысерти. Дать знания об архитектуре города. 2.Закрепить знания детей о родном посёлке, о его прошлом и настоящем, познакомить с основными достопримечательностями города и его окрестности. 3.Закрепить умение ориентироваться по карте - схеме по посёлку, находить его достопримечательности, знакомые улицы. 4.Воспитывать в детях чувство привязанности и любви к малой Родине. |
Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых | Блок занятий, бесед «Достопримечательности посёлка» Викторина « Мы по городу идём»; Кроссворды, викторина Путешествие по городу по карте – схеме « Найди знакомый памятник» Презентация «Достопримечательности города» Экскурсии: Сюжетно-ролевые, дидактические игры: Дидактическая игра «Что в родном городе есть?» Д/ игра « Где что находится?», « Узнай и назови место (здание, памятник)», « Найди отличие» Конкурсы, выставки: Содружество с семьей: Сбор информации для презентации «Достопримечательности посёлка» |
Месяц | Апрель |
Название раздела | Люди, прославившие посёлок |
Задачи | Познакомить детей со знаменитыми людьми посёлка. Дать знания о людях, прославивших малую Родину: медики, строители, учителя и т.д. Формировать уважительное отношение к ним, подчеркнуть, что такие люди – «настоящие патриоты своей страны». Объяснить детям, что значит слово «патриот». Воспитывать чувство товарищества, коллективизма, умение контролировать свои поступки. Познакомить детей с профессией «космонавт», историей развития космонавтики в нашей стране. |
Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых | Блок занятий, бесед «Люди, прославившие наш посёлок» Презентация «Знаменитые люди посёлка» Конструирование «Наш посёлок в будущем» Беседа о том, что в космос летают люди разных национальностей. Они дружны, поэтому у них все получается; Рассказ воспитателя о космонавтах, познакомить с подвигом космонавта нашей Родины – выходом в открытый космос А. Леонова Чтение: М. Водопьянов «Космонавт-1», «106 минут вне Земли», Г. Юрмин «Счастливого пути, космонавт» Рисование « Полёт к звёздам» Экскурсии: Сюжетно-ролевые, дидактические игры: Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Космонавты» Дидактическая игра «Космонавты», «Что космонавт возьмет с собой в путешествие?», «Вредная и полезная еда» Конкурсы, выставки: Содружество с семьей: |
Месяц | Май |
Название раздела | Любим, помним, чтим |
Задачи | Формировать представление о героизме. Уточнять и расширять представления о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны. Дать представление о детях героях ВОВ. Воспитывать патриотизм, желание больше узнать о прошлом своей Родины, чувство уважения к ветеранам ВОВ, гордость за их героические подвиги, развивать патриотические чувства. |
Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых | Блок занятий, бесед «Любим, помним, чтим» Беседа «Что такое героизм?» Беседа о подвигах солдат во время Великой Отечественной войны Чтение отрывка из рассказа М. Петрова «Последние метры» Рассматривание иллюстрации «Парад на Красной площади» Рассказ воспитателя «Дети Иркутска – герои войны» Стенд с фотографиями орденов и медалей. Чтение: А. Печеская «Дети – герои Великой Отечественной войны» Продуктивная деятельность: лепка «Вечный огонь» Стихотворение наизусть Р. Рождественского «Помните! Через века, через года, - Помните!» Экскурсии: Сюжетно-ролевые, дидактические игры: «Мы – защитники Отечества» Содружество с семьей: Изготовление праздничных открыток « Спасибо деду за Победу» Мини – музей «Города - герои 1941-1945 гг.» Альбом « Великая Отечественная война глазами детей XXI века» |
План работы с родителями
по патриотическому воспитанию дошкольников
Формы работы | Содержание работы |
Анкетирование и опросы | Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс: анкета для родителей, определяющая их отношение к патриотическому воспитанию детей. |
Наглядная педагогическая информация | Папки – передвижки: « По улочкам родного города», «Родной край: история и современность», «День защитника Отечества», «9 Мая – День Победы», «Формирование патриотических чувств дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края», «Азбука патриотизма», «Наша родина - Россия», «Знакомство с Конвенцией о правах детей» и др. Подборка книг, статей из газет и журналов на тему патриотического воспитания детей. Памятки для родителей: «Где побывать с ребенком» «Как провести свой досуг» «Известные люди о воспитании любви к Родине» «Воспитание любви к родному городу в семье и детском саду», «Как рассказать детям о Великой Отечественной войне» |
Консультации | «Воспитание у детей любви к родной природе» «Гражданин воспитывается с детства» «Мой дом. Мой посёлок» «Прогулки с детьми по посёлку» «Как знакомим детей с окружающим миром» «Роль семьи в воспитание патриотических чувств у дошкольников», «Педагоги и родители — творческий тандем» «Что такое Родина?» «Крепка семья — сильна Россия» «Знакомим детей с русским народным творчеством» «Читаем сказки» |
Родительское собрание | Проведение родительского собрания «Патриотическое воспитание старших дошкольников» |
Совместная деятельность детей, родителей и педагогов | Выставки: «Осенняя ярмарка», «Новогодние игрушки» Участие родителей в благоустройстве участка детского сада, постройка зимнего городка Фотовыставки: «Отдыхаем всей семьей на природе», «Самые близкая и родная – моя мамочка», «Мой папа в Армии служил», « Любимый уголок в городе» Выставки семейного рисунка: «Самое красивое место в нашем посёлке» «Вот - моя улица, вот - мой дом родной» «Наша армия сильна…» «Война глазами детей» Рассказы об истории семьи: «История нашей фамилии» «Чем знамениты наши предки» Оформление центра патриотического воспитания в группе Конкурс «Изготовление макета» |
| |
Продукт совместной деятельности с родителями | Лэпбук «Мы живём в России» Альбом « Великая Отечественная война глазами детей XXI века » |
| |
Акции | «Покормите птиц зимой» «Мой город – чистый город» «Новогодние игрушки» Акция к дню Победы: изготовление открыток для ветеранов ВОВ « Спасибо деду за Победу» |
Методическая литература
Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников» – М.: Просвещение, 2005. – 34 с.
Дмитриенко З.С, Ветохина А.Я. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 37 с.
Зеленая, Н.Г. «Мы живём в России» – М.: «Скрипторий», 2008. – 29 с.
Кондрыкинская, Л.А. «С чего начинается Родина» – М.: Сфера, 2004. – 77 с.
Маханева, М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» – М.: АРКТИ, 2004. – 56 с.
О.Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Санкт-Петербург, 2004.
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1999.
Белая К.Ю. «Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир человека» – М.: Школьная Пресса, 2010.
Мосалова Л.Л. «Я и мир. Конспекты занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста» – Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2010.
Шорыгина Т.А. «Беседы о правах ребёнка» - М.: ТЦ «Сфера», 2008