СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного посёлка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

План по самообразованию

Просмотр содержимого документа
««Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного посёлка»»

Российская Федерация

Управления образования Администрация Сысертского городского округа

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №13 «Колосок», адрес: 624005, Свердловская область

Сысертский район, п. Октябрьский, ул. Чапаева 3, тел.: (343) 383-60-09

оф.сайт: madou13m.tvoysadik.ru, эл.почта: madou13m@mail.ru






План самообразования

«Формирование нравственно-патриотических чувств

у детей старшего дошкольного возраста

через ознакомление с историей и культурой родного посёлка»





Воспитатель:

Пирожкова И.В.

п. Октябрьский

Актуальность темы

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало познанием человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества.
Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это уважение к культуре своей страны, ощущение неразрывности с окружающим миром, гордость за свой народ и свою Родину.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине. 
Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к Отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Чувство Родины… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…

И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей семьей, своей улицей, посёлком, областью, а затем и со страной, ее столицей и символикой. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, своими новинками, лучшими людьми.
Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом.
Поэтому воспитание любви к своему Отчеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон общего развития ребёнка. Оно предусматривает развитие у детей гуманных чувств, формирование этических представлений, навыков культурного поведения, социально-общественных качеств. Нравственное воспитание осуществляется во всех видах деятельности и начинается с самого раннего возраста.  Важно с самых первых лет жизни ребёнка привить любовь к родной семье, родному краю, городу, Родине, уважение к людям разных национальностей, гуманное отношение к окружающему миру, умение дружно играть и трудиться, ответственно относиться к выполнению поручений.

В дошкольном возрасте наибольшее влияние на нравственное развитие ребёнка оказывают взрослые. Самые первые уроки нравственности ребёнок получает в семье. В семье малыш делает первые шаги в освоении жизни, общаясь со взрослыми и перенимая у них опыт социального поведения. В дошкольных учреждениях ведущая роль по осуществлению нравственного воспитания принадлежит воспитателю. В связи с этим, педагогу необходимо самому относиться с уважением к каждому ребёнку, обеспечить эмоционально-позитивное общение дошкольников друг с другом, организовать повседневную совместную творческую деятельность детей и взрослых, помочь формированию социально-коммуникативных умений и навыков у детей, дружеских чувств, создать благоприятные условия для воспитания отзывчивости, сочувствия, заботы и доброты. Чтобы сделать свою работу более эффективной, важно активно взаимодействовать с родителями.

Таким образом, формирование духовно-нравственных качеств – одна из важных задач современного общества, которую необходимо решать сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Недаром говорится: «Дети – наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас -  взрослых.


Цель: Создать условия по формированию нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным посёлком, историей и культурой.


Задачи:

Образовательные задачи:

- формировать у детей нравственно - патриотические чувства; обогащать и углублять знания детей о семье, посёлке, стране, умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности;

- пополнять активный словарь детей;

Развивающие задачи:

- развивать познавательный интерес к изучению истории родного посёлка;

- расширять кругозор детей, закреплять знания детей о родном посёлке;

Воспитательные задачи:

- воспитывать у детей привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, посёлку;

- воспитывать уважение к труду людей, живущих в посёлке;

- развивать чувство ответственности и гордости за достижения посёлка;

- воспитывать любовь к родному городу, желание видеть его красивым;

- воспитывать бережное отношение к природе и всему живому

Задачи по работе с родителями:

Привлечь родителей принять непосредственное участие в совместной практической деятельности с детьми, тем самым сблизить интересы детей и родителей.

Установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка.
















Перспективно-тематический план работы с детьми

Месяц

Сентябрь

Название раздела

Наша область на карте России

Задачи

1.Познакомить детей с географическим положением Свердловской области. Наша область на карте России, расширять знания детей об истории родного края, о его богатом прошлом, о коренных жителях области.

2.Формировать  представление   о  территории  области, городах  и  поселках; учить  умению находить и показывать на физической карте г. Екатеринбург, г. Сысерть. Развивать умение работать с картой.

3.Знакомство с климатическими, природными и погодными особенностями.

4.Дать представление о нашей области, знакомство с историей п. Октябрьский.

Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых

Блок занятий, бесед  «Наша область на карте России»

  • Беседы: «Наша страна - Россия»; «Мы живем в п. Октябрьский»

  • Рассматривание иллюстраций из альбома «, п. Октябрьский который люблю»

  • Беседа «Визитная карточка города – герб, флаг»

  • Рассказ – презентация. Знакомство с историей о происхождении п. Октябрьский  (местоположение, прошлое и настоящее, особенности, достопримечательности, геральдика)

  • Изготовление альбома «Родная сторонушка»

  • Рисование «Мой край – край будущего»

Экскурсии:

  • Виртуальная экскурсия по карте п. Октябрьский


Сюжетно-ролевые, дидактические игры:

  • Игра «Фотограф»

  • Игра «Путешествие по карте»

Конкурсы, выставки:

  •  «Мой край – край будущего»

Содружество с семьей:

  • Подборка материала и изготовление альбома «Прошлое и настоящее п. Октябрьского»

Месяц

Октябрь – ноябрь

Название раздела

Мой родной край – Прибайкалье

Задачи

1. Что Мы знаем о родном крае? (Советы Нерпёнка)

2. п. Октябрьский, где я живу.

3. Улица, на которой я живу.

4. Узнать, почему Урал называют суровым краем.

Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых

  • Беседы «Что я знаю о своём посёлке?», «Красная книга Свердловской области», «Бажовский парк»

  • Рассматривание открыток, альбома «Красная книга Свердловской области»

  • Разыгрывание ситуаций «Что будет, если…»,

  • «Представьте себе, что …»

  • Краткосрочный проект «Чистый мир»

  1. Советы Нерпёнка по правилам безопасного поведения:

    1. 1. Как вести себя в природе

    2. 2. Как вести себя в городе

    3. 3. Как вести себя в общении со сверстниками и взрослыми.

    4. 4. Как вести себя дома

    5. 5.Бережное отношение ко всему живому

Месяц

Ноябрь

Название раздела

Экономика Свердловской области

Задачи

1.Познакомиться с экономикой родного края, узнать, какие отрасли промышленности есть в нашем крае, что они производят.

2.Познакомить детей с подземными богатствами нашей области, с разнообразием природных ископаемых: каменный уголь, газ, железо, торф, золото, серебро, драгоценные камни. 
3.Знакомство с картой полезных ископаемых. Показать, что природные богатства страны исчерпываются и требуют охраны

Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых

Блок занятий, бесед  «Экономика Иркутской области»

  • Презентация « Полезные ископаемые нашего края»

  • Составление рассказов на тему: «Будущее нашего края»

  • Беседа «Чем наш край отличается от других?»

  • Беседа «За что мы любим нашу «малую Родину»

  • Рассказ воспитателя « Что выпускает наша промышленность?»

Экскурсии:

  • Путешествие по карте с полезными ископаемыми

Сюжетно-ролевые, дидактические игры:

  • Сюжетно-ролевая игра «Мы - путешественники»

  • Дидактическая игра « Найди пару», «Что будет, если…»,« Что за чем»

Содружество с семьей:

Сбор информации по теме месяца


Месяц

Декабрь

Название раздела

«Район, в котором я живу»

Задачи

1.Продолжать знакомить детей с родным городом, развивать коммуникативные умения.

2.Формировать у детей интерес к своей малой родине, улицам, жилым домам, закрепить знание домашнего адреса.

3.Учить детей правилам безопасного перехода через дорогу, обогащать словарь детей словами: газон, тротуары, пешеходный переход, пешеходы, проезжая часть.

4. Воспитывать в детях дружелюбное отношение друг к другу, желание играть вместе, общаться, дружить, развивать коммуникативные навыки.

Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых

Блок занятий, бесед  «Район в котором я живу»

  • Мой родной город, район, где я живу

  • Беседа «Старые и новые улицы города. История названия улиц (в честь кого названы улицы). История названия города»

  • Беседа «Дом, улица, адрес»

  • Беседа « Я люблю свой детский сад и район, где я живу»

  • Беседа о профессиях родителей, людей, работающих в детском саду

  • Пометка на карте района (каким-либо значком) самых интересных объектов, детского сада

  • Составление схемы "Я иду в свой детский сад" (дорога из дома в детский сад)

  • Чтение стихов и прослушивание песен о родном городе

  • Беседа «Посёлок и жители»

Экскурсии:

  • Азбука пешехода

  • К памятнику боевой славы

  • В краеведческий музей

Сюжетно-ролевые, дидактические игры:

  • «Дом, семья»

  • Улица моего города»

  • «Строители»

  • «Почта»

  • Подвижные и дидактические игры «Клубочек», «Мой домашний адрес», «Я живу на улице…»

Конкурсы, выставки:

  • Рисунки «Природа моего края»

  • Выставка « Улицы города», « Мой дом»

Содружество с семьей:

  • Изготовление альбома «Район, в котором я живу»;

  • Оформление фотовыставки «Любимый уголок города моей семьи»

Месяц

Январь

Название раздела

Коренные жители

Задачи

1.Познакомить  с  национальным  составом  населения  области, о коренных жителях уральской земли.

2.Сформировать  первичное представление о коренных жителях нашей области, их культурных традициях.

3.Формировать представление о том, что в родном городе дружно живут люди разных национальностей, развивать понимание того, что все люди одинаковы и равны.

4.Знакомство с фольклором коренных народностей, их музыкальными инструментами, с народными играми.

5.Воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей, пола, возраста, внешнего облика, физических недостатков.

Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых

Блок занятий, бесед  «Коренные жители»

  • Беседа «Все мы разные, но все мы равные».

  • Беседа «Особенности проживания коренного населения», «Обычаи бурят, татар, русских», «Что нам расскажет одежда коренного населения?» (презентации, рассматривание фотографий, предметов одежды людей разных национальностей)

  • Беседы-ситуации: «Что расскажем и покажем мы гостям о бурятах – коренных жителях области»

« Сказка мудростью богата»

  •  Беседа « Сказка ложь, да в ней намёк …»

(рассуждение о том, чему учат русские народные сказки)

  • Чтение сказок, рассказов и местных авторов, их обсуждение: «Уральские сказы»

  • Творческая мастерская: изготовление поделок с бисером Продуктивная деятельность « Дружат дети всей Земли»

  • Разыгрывание различных проблемных ситуаций. Рассуждение с детьми о том, в чём ценность и уникальность каждого человека на Земле

  • Слушание национальных бурятских песен, музыки

  • «Народы, живущие в Иркутской области» - создание мини-музея

Экскурсии:

  • Экскурсия в краеведческий музей

Сюжетно-ролевые, дидактические игры:

  • Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по Сысерти»

  • Дидактическая игра: «Кто в какой стране  живет»

Конкурсы, выставки:

  • Выставка «Семейные блюда»

Содружество с семьей:

  • Семейные национальные праздники (уральские, русские и др.);

  • Мастер – класс « Изготовление жилища»

Месяц

Февраль

Название раздела

Заповедные места

Задачи

1.Познакомить детей с заповедниками Урала, дать первоначальные знания о природных заповедниках, формировать основы экологического мировоззрения.

2.Уточнить и систематизировать представление детей об условиях среды, к которой приспособились животные и растения в нашем крае, показать детям, что внешний вид растений зависит от окружающей среды и условий произрастания.

3.Развивать у детей первоначальные представления и  познавательный интерес к жизни животных и растений нашего края, о правилах поведения в природе

4.Воспитывать бережное отношение к родной природе. патриотические чувства.

Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых

Блок занятий, бесед  «Заповедные места» 

  • Беседа Что такое заповедник?

  • Презентация « Заповедники Прибайкалья»

  • Подбор и оформление альбома «Растительный и животный мир Урала». Рассматривание гербария, иллюстраций, слайдов

  • Загадки про растения, деревья, решение экологических задачек

  • Чтение познавательной, художественной и познавательной литературы

  • Рисование на тему «Животные, птицы, растения заповедников Урала»

Экскурсии:

  • Экскурсия в Дом – музей П.П. Бажова

Сюжетно-ролевые, дидактические игры:

  • Дидактические игры: «У кого какой домик», «Узнай по описанию», «Кто, где живет»

  • Дидактические игры: «Какие растут деревья»,  «Какие бывают кустарники», «С какого дерева листок»

  • Сюжетно – ролевая игра « Путешествие по заповеднику»

Конкурсы, выставки:

  • Выставка работ «Я и природа»

Содружество с семьей:

  • Экологическая акция « Накормите зимующих птиц»

  • Изготовление и развешивания кормушек совместно с родителями

  • « Животный мир нашего города и его окрестностей» - слайд – шоу, сделанный родителями

Месяц

Март

Название раздела

Достопримечательности посёлка

Задачи

1.Знакомить воспитанников с достопримечательностями п. Октябрьского, г. Сысерти. Дать знания об архитектуре города.

2.Закрепить знания детей о родном посёлке, о его прошлом и настоящем, познакомить с основными достопримечательностями города и его окрестности.

3.Закрепить умение ориентироваться по карте - схеме по посёлку, находить его достопримечательности, знакомые   улицы.

4.Воспитывать в детях чувство привязанности и любви к малой Родине.

Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых

Блок занятий, бесед  «Достопримечательности посёлка»

  • Викторина « Мы по городу идём»;

  • Кроссворды, викторина

  • Путешествие по городу по карте – схеме « Найди знакомый памятник»

  • Презентация «Достопримечательности города»

Экскурсии:

  • Экскурсия « Мой любимый памятник»

Сюжетно-ролевые, дидактические игры:

  • Дидактическая игра «Что в родном городе есть?»

  • Д/ игра « Где что находится?», « Узнай и назови место (здание, памятник)», « Найди отличие»

Конкурсы, выставки:

  • Оформление газеты «Мой посёлок»

Содружество с семьей:

Сбор информации для презентации «Достопримечательности посёлка»

Месяц

Апрель

Название раздела

Люди, прославившие посёлок

Задачи

  • Познакомить детей со знаменитыми  людьми посёлка.

  • Дать знания о людях, прославивших малую Родину: медики, строители, учителя и т.д.

  • Формировать уважительное отношение к ним, подчеркнуть, что такие люди – «настоящие патриоты своей страны». Объяснить детям, что значит слово «патриот».

  • Воспитывать чувство товарищества, коллективизма, умение контролировать свои поступки.

  • Познакомить детей  с профессией «космонавт», историей развития космонавтики в нашей стране.

Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых

Блок занятий, бесед  «Люди, прославившие наш посёлок»

  • Презентация «Знаменитые люди посёлка»

  • Конструирование «Наш посёлок в будущем»

  • Беседа о том, что в космос летают люди разных национальностей. Они дружны, поэтому у них все получается;

  • Рассказ воспитателя о космонавтах, познакомить с подвигом космонавта нашей Родины – выходом в открытый космос А. Леонова

  • Чтение: М. Водопьянов «Космонавт-1», «106 минут вне Земли», Г. Юрмин «Счастливого пути, космонавт»

  • Рисование « Полёт к звёздам»

Экскурсии:

Сюжетно-ролевые, дидактические игры:

  • Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Космонавты»

  • Дидактическая игра «Космонавты», «Что космонавт возьмет с собой в путешествие?», «Вредная и полезная еда»

Конкурсы, выставки:

  • Конкурс рисунков «Космос»;

Содружество с семьей:

  • Изготовление макета « Космос»

Месяц

Май

Название раздела

Любим, помним, чтим

Задачи

  • Формировать представление о героизме.

  • Уточнять и расширять представления о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны.

  • Дать представление о детях героях ВОВ.

  • Воспитывать патриотизм, желание больше узнать о прошлом своей Родины, чувство уважения к ветеранам ВОВ, гордость за их героические подвиги, развивать патриотические чувства.

Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых

Блок занятий, бесед  «Любим, помним, чтим»

  • Беседа «Что такое героизм?»

  • Беседа о подвигах солдат во время Великой Отечественной войны

  • Чтение отрывка из рассказа М. Петрова «Последние метры»

  • Рассматривание иллюстрации «Парад на Красной площади»

  • Рассказ воспитателя «Дети Иркутска – герои войны»

  • Стенд с фотографиями орденов и медалей.

  • Чтение: А. Печеская  «Дети – герои Великой Отечественной войны»

  • Продуктивная деятельность: лепка «Вечный огонь»

  • Стихотворение наизусть Р. Рождественского «Помните! Через века,  через  года, - Помните!»

Экскурсии:

  • Экскурсия к мемориалу Победы с возложением цветов погибшим участникам ВОВ

Сюжетно-ролевые, дидактические игры:

«Мы – защитники Отечества»

Содружество с семьей:

  • Изготовление праздничных открыток « Спасибо деду за Победу»

  • Мини – музей «Города - герои 1941-1945 гг.»

  • Альбом « Великая Отечественная война глазами детей XXI века»

План работы с родителями

по патриотическому воспитанию дошкольников


Формы работы

Содержание работы

Анкетирование

и опросы

Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс: анкета для родителей, определяющая их отношение к патриотическому воспитанию детей.

Наглядная педагогическая информация

Папки – передвижки:

« По улочкам родного города», «Родной край: история и современность»,  «День защитника Отечества», «9 Мая – День Победы», «Формирование патриотических чувств дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края»,

«Азбука патриотизма», «Наша родина - Россия», «Знакомство с Конвенцией о правах детей» и др.

Подборка книг, статей из газет и журналов на тему патриотического воспитания детей.

Памятки для родителей:

«Где побывать с ребенком»

«Как провести свой досуг»

«Известные люди о воспитании любви к Родине»

«Воспитание любви к родному городу в семье и детском саду»,

«Как рассказать детям о Великой Отечественной войне»

Консультации

«Воспитание у детей любви к родной природе»  

«Гражданин воспитывается с детства»     

«Мой дом. Мой посёлок»

«Прогулки с детьми по посёлку»

«Как знакомим детей с окружающим миром»

«Роль семьи в воспитание патриотических чувств у дошкольников»,

«Педагоги и родители — творческий тандем»

«Что такое Родина?»

«Крепка семья — сильна Россия»

«Знакомим детей с русским народным творчеством»

«Читаем сказки»

Родительское собрание

Проведение родительского собрания «Патриотическое воспитание старших дошкольников»

Совместная деятельность детей, родителей и педагогов

Выставки: «Осенняя ярмарка», «Новогодние игрушки»  

Участие родителей в благоустройстве участка детского сада, постройка зимнего городка

Фотовыставки: «Отдыхаем всей семьей на природе»,

«Самые близкая и родная – моя мамочка», «Мой папа в Армии служил», « Любимый уголок в городе»

Выставки семейного рисунка:

«Самое красивое место в нашем посёлке»

«Вот - моя улица, вот - мой дом родной»

«Наша армия сильна…»

«Война глазами детей»

Рассказы об истории семьи: «История нашей фамилии»

«Чем знамениты наши предки»

Оформление центра патриотического воспитания в группе

Конкурс «Изготовление макета»



Продукт совместной деятельности с родителями

Лэпбук «Мы живём в России»

 Альбом « Великая Отечественная война глазами детей XXI века »




Акции

«Покормите птиц зимой»

«Мой город – чистый город»

«Новогодние игрушки»

Акция к дню Победы: изготовление открыток для ветеранов ВОВ « Спасибо деду за Победу»


Методическая литература

Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников» – М.: Просвещение, 2005. – 34 с.

Дмитриенко З.С, Ветохина А.Я. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 37 с.

Зеленая, Н.Г. «Мы живём в России» – М.: «Скрипторий», 2008. – 29 с.

Кондрыкинская, Л.А. «С чего начинается Родина» –  М.: Сфера, 2004. – 77 с.

 Маханева, М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» – М.: АРКТИ, 2004. – 56 с.

О.Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Санкт-Петербург, 2004.

Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1999.

Белая К.Ю. «Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир человека» – М.: Школьная Пресса, 2010.

Мосалова Л.Л. «Я и мир. Конспекты занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста» – Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2010.

Шорыгина Т.А. «Беседы о правах  ребёнка» - М.: ТЦ «Сфера», 2008