СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках по предмету «литературное чтение»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В течение всего курса обучения «Литературному чтению» ребенок получает возможность «наблюдать» проявление нравственных качеств в разных ситуациях, описанных в художественных произведениях или взятых из жизни. Анализ предлагаемых моделей поведения дает богатый материал для накопления этических знаний и формирования представлений и понятий о нравственном поведении.

Просмотр содержимого документа
«Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках по предмету «литературное чтение»»

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»


Алибекова Шолпан Бастековна,


Магистрант образовательной программы 7М01303 «Педагогика и методика начального обучения» Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова


Для более успешного проведения формирующего этапа эксперимента нами был составлен перспективный план работы по формированию понятий детей младшего школьного возраста о нравственных качествах личности. Основным направлением в организации процесса по формированию понятий о нравственных качествах личности у детей младшего школьного возраста стала непосредственная работа с обучающимися, которая осуществлялась с учетом особенностей ведущего вида деятельности исследуемой категории респондентов.

В контексте формирующего эксперимента составлена программа «Нравственные качества», содержание которой направлено на формирование понятий о нравственных качествах детей младшего школьного возраста. Программа рассчитана на 15 часов. Календарно-тематическое планирование программы «Нравственные качества» приведено в таблице 1.


Таблица 1. - Календарно-тематическое планирование программы

«Нравственные качества»


Тема занятия

Цель

Кол-во часов

1

Шкатулка добрых дел

углублять представление воспитанников о доброте – как о ценном качестве человека

2

2

В мире доброты

-расширение представлений детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека;

-совершенствование коммуникативных навыков (умения выслушивать товарища, высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей)

2

3

Хорошее воспитание

сформировать знания о воспитании человека, способного в будущем создать нормальную семью

2

4

Во что мы верим

показать, что человек должен верить в добро, в дружбу, в любовь, добро

2

5

Мир твоей души

определить, какие сокровища бывают (чистые помыслы, добрые поступки, вера, надежда, любовь, сострадание, стремление к совершенству)

2

6

Праздник жизни

определить, чем праздник Жизни отличается от всех других праздников на Земле

2

7

Благородство

познакомить с понятием «благородство»; определить, какою бы стала жизнь на земле, если бы было больше благородных людей

2

8

Гордость

-нужна ли человеку гордость;  

-кто может быть гордым

2

9

Доброта


обсуждение проблемы: «Что нужно для того, чтобы развилось такое качество как доброта?»

2

10

Свет дружбы  


определить, какой бывает дружба; изобразить «Сияющую дружбу»; выбрать «тайного друга».

2

11

Мой друг


составить советы человеку, который хочет иметь друзей, но не может их найти.

-Найти различие между дружбой и любовью.

-Обсуждение самого необходимого качества для дружбы

2

12

Жертвенность

определить значение понятия «жертвенность»

1

13

Итоговое занятие «Я, Ты, Мы»

выяснить степень сформированности нравственного поведения учащихся

1


Ситуации, создаваемые на уроках, должны быть направлены на то, чтобы ребенок пропустил через себя поступки, совершенные литературным героем; учился бы верить, дружить, любить, анализировать неадекватные ситуации. Учитель на уроке ставит нравственную задачу, цель: через соотношение с человеческими истинами закрепить в сознании, душе учащихся важные нравственные заповеди: не согреши, не лукавь, не иди на сделку со своей совестью. На уроках литературного чтения рассматриваются через изучение произведения такие понятия как добро, зло, смирение, искушение и формируются такие нравственные качества: дружба, помощь, ответственность и т.д.

Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей, дети читают и обсуждают статьи, в которых ставится в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности и патриотизме. Очень важно обратить внимание детей на проявление не только добра, но и зла, воспитывать у них желание выступать против несправедливости, жестокости, нечестности. Поведение героя литературного произведения для младших школьников не редко служит эталоном, по которому он и оценивает поступки товарищей и свои собственные.

Чтение художественных произведений в начальных классах – один из важных источников формирования нравственных качеств детей. Художественное произведение как образное отражение действительности воздействует на мысли, чувства, воображение детей, оказывает действенное влияние на их поведение.

Выбор произведений в курсе «Литературное чтение» отличается разнообразием тематик, стилем, языком стихотворений, сказок, рассказов и т.д. – проникновенностью. Вызывает необходимый резонанс, который позволяет, не нарушая художественной условности, обратится к реалии жизни, определяющим духовный рост ребенка. Материал и содержание уроков, дают возможность «наблюдать» искусственно созданные модели поведения практически в любой жизненной ситуации. Уроки литературного чтения – богатый источник переживаний, личного интеллектуально-эмоционального опыта внутреннего поведения – не только способствует созданию и обогащению картины мира читателя, но и позволяет ему в процессе анализа ситуации приобретать знания о принятых в обществе нормах поведения и общения, о вариантах решения нравственных задач, переживать понимание и вырабатывать оценку происходящему [1].

Чувства, возникающие у школьника по отношению к другим людям, переносятся им на персонажей художественных произведений. В процессе такого переноса могут возникать сильные переживания и образовываться интеллектуально - эмоциональные связи, в основе которых лежит формирование нравственных качеств. Особый характер сопереживания ребенком литературному герою выражается в стремлении действовать вместе с ним, самому становиться как бы соучастником изображенных поступков действующих лиц. У младших школьников отсутствует достаточно четкие представления относительно содержания определенных качеств. Это ставит перед учителем задачу помочь учащимся разобраться в том, какое качество проявляется в том или ином случае. Подводя детей к осознанию проявляемых литературным героем или их сверстником качеств, учитель помогает понять цели, смысл поведения и нравственных результатов.

В течение всего курса обучения «Литературному чтению» ребенок получает возможность «наблюдать» проявление нравственных качеств в разных ситуациях, описанных в художественных произведениях или взятых из жизни. Анализ предлагаемых моделей поведения дает богатый материал для накопления этических знаний и формирования представлений и понятий о нравственном поведении.

Особое место в курсе занимает лирические произведения. Лирики, в отличии от эпоса, выражает субъективные переживания автора. В лирическом стихотворении авторские чувства не всегда выражаются напрямую. При анализе лирического произведения ученики не остаются равнодушными: рассуждают, фантазируют, ищут средства художественной выразительности, а самое главное, учатся сопереживать и понимать чувства автора, тему и идею произведения. На таких уроках у ребенка формируется такие нравственные качества как: умение толковать поэтический текст, понимание слова поэта, любовь к поэзии. Стихи учат детей понимать многие человеческие чувства, вызывать определенное настроение, изменить его. Они становятся основой поэтического взгляда на мир и образуют с течением времени систему художественных воздействий, проникнутых любовью к родной природе, родной речи, родине [2].

Формирование нравственных качеств детей происходит и на самом уроке. Ведь на уроке постоянно возникают определенные деловые и нравственные отношения между учащимися. Сообща решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга. Учитель предъявляет ряд требований, касающиеся требований, касающихся деятельности учащихся на уроке: не мешать остальным, внимательно слушать друг друга, участвовать в общей работе и оценивать умения учеников в этом плане. Совместная работа школьников на уроке рождает между ними отношения, характеризующиеся многими признаками, которые свойственны отношением в любой коллективной работе. Отношение ученика к своему делу как к общему, умение согласовано действовать вместе с другими для достижения общей цели, взаимная поддержка ив то же время требовательность друг к другу, умение критически относится к себе, расценивать свой личный успех или неудачу с позиции сведенья структуры учебной деятельности. Для того, чтобы эти возможности урока реализовать практически, учителю необходимо создавать в течении урока ситуации, в которых у учеников была бы возможность общения между собой.

Итак, формирование нравственных качеств детей происходит на уроке. И содержание уроков литературного чтения – верное средство для этого. Для выявления уровня сформированности нравственных качеств школьников необходимо использовать произведения разных видов искусства, а в качестве основной формы работы проводить беседы с учащимися на нравственные темы.

Раскрыть замысел автора, т.е. выявить главную мысль произведения, сделать идейный вывод – над этими вопросами следует работать в большей мере на уроках чтения. Ведь писатели, «художники слова», - это великие мудрецы, которые учат нас жить. Создавая произведение, даже самое маленькое по объему, они закладывают в него нравственную, научно-познавательную или эстетическую ценность; делясь своими ошибками, предупреждают наши; учат нас разбираться в жизненных коллизиях, искать выход, из, казалось бы, тупиковых ситуаций. И у реки чтения в этом плане дают богатую возможность для формирования нравственных качеств и развития разума: учат сопоставлять, оценивать, делать умозаключения, «извлекать тайну», оставшуюся за пределом слов [3].

В основу работы над текстом берется деталь произведения, иначе говоря – авторское слово. Это помогает постановке проблемного вопроса, чтобы ярче и полнее выделить идею произведения. В течение всего курса обучения ребенок получает возможность «наблюдать» проявление нравственных качеств в разных ситуациях, описанных в художественных произведениях или взятых из жизни. Анализ предлагаемых моделей поведения дает богатый материал для накопления этических знаний и формирования представлений и понятий о нравственном поведении.

Определение понятий раскрываются на уроках по- разному:

- формируется учителем в процессе обсуждения темы в начале занятия или в качестве итога;

- в ходе беседы или анализа ситуации учитель выводит учеников на указание существенных признаков понятия, не давая при этом его определения инее употребляя терминов;

- учитель уточняет значение уже известных учащимся слов.

Персонажи художественного текста предстают перед ребенком как личности со свойственными им психологическими особенностями и жизненным опытом, что приближает наблюдаемую ситуацию, ребенок сопоставляет ее с теми моделями поведения, которые есть в его личном опыте, в результате чего его представления о нравственных нормах и правилах поведения подвергаются проверке, корректировке и переработке. При этом он сам выбирает образец поведения. В качестве основного средства обучения используются тексты художественных произведений, содержащие ситуации нравственного выбора или проявления нравственных чувств и нравственных отношений. Литературное произведение – организационный центр урока. Оно является источником основной мысли, вывода или иллюстрацией конфликта. Обсуждение может развиваться как от текста, так и по направлению к тексту, в зависимости от темы занятия. Работа по произведению или предложенной детям жизненной ситуации строится на выяснении причин возникновения конфликта и возможных путей его разрешения, мотивов поведения персонажей, оценке поведения или поступка и определение каждым учащимся собственной позиции в данной предлагаемой ситуации [4].

Структура урока определяется поставленной целью и отобранным материалом, однако выделяются обязательные этапы:

1. введение в тему урока (вступительное слово учителя или вопросы учителя к детям с последующим обобщением ответов; работа с материалом, подготовленным детьми дома);

2. основная часть урока (с беседой по произведению);

3. итог урока.

Итог предлагается подвести самим учащимся, отвечая на вопрос учителя. Это позволяет педагогу избежать излишней назидательности, а младшим школьникам – проявить самостоятельность в оценке и определении позиции по данному вопросу. Итог может быть сформирован и в виде задания, выполнение которого требует использования полученных на уроке знаний.

Обязательным элементом урока считаем обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме. Очень важно, на наш взгляд, всем ученикам предоставить возможность высказать свое мнение: это формирует веру в свои собственные силы, положительное отношение к себе, демонстрирует внимание коллектива и его мнение.

На уроках используются такие формы и виды деятельности, как педагогические задачи, игры, игровые ситуации, изобразительная деятельность, коллективные творческие работы, написание детьми рассказов и стихов, заполнение рабочих листов, занимательный материал, создание газет по материалам творческих заданий.

На формирование нравственных качеств детей огромное влияние оказывает такая форма работы, как создание этических ситуаций. Моделирование этических ситуаций как совокупность условий и обстоятельств, создает определенные отношения, положения, содержание моральное противоречие, требует разрешения учащимися.

В педагогической практике используются такие этические ситуации:

- проблемная – когда идет поток новых знаний для решения проблемы;

- конструктивная – предполагает проектирование поведения в заданных условиях;

- прогностическая – направлена на развитие умений предвиденья последствий поступка (своего или чужого);

- оценочная – направлена на формирование и развития навыков оценки;

- аналитическая – для анализа верных и ошибочных действий участников;

- репродуктивная – предполагает возможность словесно или практически продемонстрировать опыт поведения.

Одним из методов решения этической ситуации выступает метод сопереживания. Учитель предлагает учащимся рассказать или увиденного, описать те моменты из своего жизненного опыта, которые помогли бы объяснить первую реакцию. «Поставить себя на место участников, проникнуть их чувствами, при этом будьте осторожны с оценками». Далее предлагается сравнить свои чувства с чувствами этих лиц, определить причины. Используя этические знания, объясните поведение участников, спрогнозируйте поведение при измененных условиях, предложите свою стратегию и тактику решения ситуации.

Включение этических ситуаций происходит успешнее, если тщательно, изучена совокупность условий, в которых разворачивается жизнедеятельность учащихся; внимательно изучен их жизненный опыт; осуществляется подбор ситуаций, адъективных возрасту детей, их предшествующему опыту; логике развивающего учебного процесса. Благодаря созданию этических ситуаций учащиеся изучают действительность, которая окружает их посредственно, ежедневно, а также ту, что предстает перед ними посредственно – в книгах, картинах, видеозаписях. В результате использования этих ситуаций у учащихся развивается нравственное мышление, закрепляются этические знания и умения, формируется нравственная позиция. А это в свою очередь и является нравственными качествами, которые должны быть сформированы у учащихся младшего школьного возраста.

На уроках в постоянном общении с учителем и сверстниками формируется нравственность ребенка, считает А.А. Калюжный [5, 90], обогащается его жизненный опыт. Переживания младших школьников, их радости и огорчения связаны с учебой. На уроке взаимодействуют все основные элементы воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, организация.

Содержание материала – текст произведения, затрагивающий вопрос человеческого быта, раскрывается на уроке через метод эвристической беседы с учащимися, через умело организованный доступ, в которые включаются учащиеся всей группы и даже двух групп, если идет литературное соревнование.

На таких соревнованиях применяются всевозможные средства для достижения поставленной на уроке цели. К таковым можно отнести подготовку учащимися рисунков, подготовка вопросов команде – сопернику, вопросы – загадки, инсценировки. Причем инсценировка может быть самим вопросом.

Все эти средства активизируют мыслительную деятельность учащихся, заставляют осмыслить важный нравственный аспект, формируя вывод: нельзя жить не по совести! Своеволие грозит горькой расплатой. На таких уроках самый не читающий ученик пытается мыслить, просматривает текст в песенках ответа. И такое явление наблюдается на каждом уроке – соревновании.

Педагогический опыт убеждает в том, что на уроках чтения необходимо обращаться к музыкальным и живописным произведениям искусства, т.к. «сухое чтение» и перечитывание даже известных литературных произведений не дает детям удовлетворения, радости от общения с книгой. Знания учащихся о нравственных нормах, полученные на уроке, собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний. Формы работы разные , в начальных классах это может быть рассказ учителя, этическая беседа и т.п.

Этические беседы способствуют приобретением подрастающем поколением нравственных знаний, выработке у школьников этических представлений и понятий, воспитание интереса к нравственным проблемам, стремление к оценочной нравственной деятельности. Главное назначение этической беседы – помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды. В процессе этических бесед необходимо, чтобы ребята активно учувствовали в обсуждении нравственных проблем, сами подходили к определенным выводам. Учились отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов.

Особенность этической беседы заключается в том, что это метод привлечения самих ребят к выработке у них правильных оценок и суждений о нравственных поступках. Этическая беседа проводится двумя путями – индуктивный и дедуктивным. В начальных классах лучше всего начинать разговор с ярких конкретных фактов. На основе анализа фактов учитель подводит ребят к моральным выводам, к формулировке нравственных понятий. В начальных классах можно этическую беседу строить и дедуктивным путем, т.е. идти от морального понятия, проблемы к ярким фактам и к более углубленным выводам.

Особенность проведения этических бесед в начальных классах школы в том, что в них можно включить инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений, декламацию. При этом нельзя забывать, что в этической беседе должен преобладать живой обмен мнениями, диалог. Итогом беседы является яркое, убедительное слово учителя, которое дает вывод по обсуждаемому вопросу, дает практические рекомендации детям. В этих беседах главная роль принадлежит учителю, и он должен хорошо владеть словом.

Уроки чтения носят вспомогательный характер, который предполагает свободную беседу нравственного типа. Проблемные же вопросы призваны будить интеллект ребенка, ведь ему надлежит разобраться в нравственном затруднении. Здесь налицо активное творчество, а учитель ведет, направляет общий разговор, нередко импровизируя, особенно когда «проблемные вопросы» ставят сами дети.


Список литературы


  1. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений. - М.: Академия, 2019.-304 с.

  2. Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения: Монография / Омск.гос.пед.ун-т – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2019. – 120 c.

  3. Шитякова Н.П. Анализ структуры духовно-нравственного воспитания // Начальная школа. – 2021. – № 12. – С. 16 - 21.

  4. Лаврентьева Л.И., Ерина Э.Г., Цацинская Л.И. Нравственное воспитание в начальной школе // Завуч начальной школы. - М.: Педагогический поиск. 2022. - № 3. –С.6-15.

  5. Калюжный А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников. – Алматы: Кабинет, 2019. – 120 с.

  6. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников. // Нач. школа. – 2022. - №11. - С. 68-71.

  7. Скокова Г.В. Современные методы духовно-нравственного воспитания // Начальная школа. – 2021. - № 11. –С.4-18.


© 2024, 94 0