ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 386 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК» ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕРЕЗ
ПРИОБЩЕНИЕ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Подготовила: воспитатель ГКДОУ«ДЕТСКИЙ САД
№ 386 Г.О. ДОНЕЦК» ДНР
Павлова Н.А.
г. Донецк 2025г
“ Особая сфера воспитательной работы - ограждение детей, подростков и юношей от одной из самых больших бед - пустоты души, бездуховности...
Настоящий человек начинается там, где есть святыни души...“
В.А.Сухомлинский.
"В каждой книжке свой секрет,
И не нужных книжек нет! "
Нравственность - это система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопросы: что хорошо, а что плохо; что добро, а что зло.
Это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек.
Актуальность. Вопросы нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современных условиях являются одной из актуальных проблем и рассматриваются отечественной педагогикой как приоритетное направление исследований по формированию личности дошкольника. Они воспитывают у него осознанное отношение к окружающей действительности с соблюдением норм морали, поскольку они лежат в основе его поступков, действий каждого ребенка, формируют в раннем возрасте его личность, характер, а также систему жизненных ценностей.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА:
- формирование начал патриотизма и гражданственности;
- формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
- уважение к своей нации;
- формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа;
- уважение к представителям других национальностей;
- формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений;
- воспитание уважительного отношения к труду.
ГЛАВНЫЕ СРЕДСТВА РЕШЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГУМАННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
СОЗДАНИЕ СРЕДЫ ОБЩЕНИЯ ЧЕРЕЗ ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ПРАВИЛЬНО ВОСПРИНИМАТЬ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
ВОСПИТАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С ВЗРОСЛЫМИ И ДРУГ С ДРУГОМ
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ, СПОСОБСТВУЮЩИХ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В СОЦИУМЕ
ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСА К СЕМЕЙНОМУ ЧТЕНИЮ
ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭФФЕКТИВНЕЕ ПРИ:
организации целесообразных педагогических условий использования средств художественной литературы в различной детской деятельности для формирования и закрепления нравственных чувств;
повышение уровня представлений детей о нравственных чувствах через дополнительное чтение подобранных детских художественных произведений, стихов, пословиц, потешек, имеющих прямую связь с жизненными нравственными ситуациями.
СКАЗКА
Сказка для ребенка это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.
НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА ФОРМИРУЕМЫЕ ПО СРЕДСТВАМ ПРОЧТЕНИЯ СКАЗОК:
- Ответственность (Гуси - лебеди, Сестрица Аленушка и братец Иванушка, Снегурочка)
- Патриотизм (Илья Муромец и Соловей - разбойник, Никита Кожемяка)
- Гуманизм (Царевна - лягушка, Петушок и бобовое зернышко, Крошечка - Хаврошечка)
- Дисциплинированность и культура поведения ( Гуси-лебеди, Морозко, Заюшкина избушка, Заяц Хваста, Лиса и Журавль, Волк и семеро козлят)
- Чувство коллективизма (три поросенка, Репка, Теремок, Рукавичка, Зимовье зверей)
- Уважительное отношение к старшим (Колобок, Морозко, Красная шапочка)
- Бережное отношение к животным и растениям ( Крошечка- Ховрошечка, По щучьему велению, Сказка о рыбаке и рыбке)
ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ:
- «Анализ ситуации и ресурсов»
Рассказывая детям сказку, предлагаем им помочь главному герою найти решения проблемной ситуации, не прибегая к помощи других сказочных персонажей.
Этот приём помогает ребёнку лучше понять, почувствовать логику сказки, «прожить» судьбу героев вместе с ними. Предлогаем детям заглянуть в прошлое или будущее сказочных героев: что было раньше с тем или иным героем, что может произойти потом (Например. как изменится жизнь Красной шапочки после того, как её и бабушку спасут охотники).
- «Изменение сказочной развязки»
Помочь малышу придумать счастливую развязку можно, используя приём введения в сюжетное повествование какого-либо средства, предмета, явления или мысли, вдруг осенившей одного из персонажей.
- «Сказочная путаница» Сначала ребёнку предлагаем распутать клубок из сказок: «»Жили - были дед да баба. Была у них курочка репка. Дед ел, ел, не съел. Баба ела, ела, не съела. Покатилась репка дальше. Катится, катится, а на встречу ей избушка на курьих ножках. «Избушка, избушка, кто в теремке живёт? Выгляни в окошко - дам тебе корытце…» и т. д. После того как ребёнок справится с заданием, ему предлагают придумать «путанное» продолжение сказки. В дальнейшем ребёнок вполне самостоятельно придумывает сказочные сюжеты.
В процессе этой игры осуществляют попытку выявить позитивные и негативные черты характера героев, оценить их деятельность. Например, за что можно похвалить Машеньку?
СОЧИНЕНИЕ СКАЗОК
Одним из способов развития творческого воображения детей является – сочинение сказок.
С чего всё начинается, первым делом необходимо придумать главного героя сказки, кто это будет, какой он по характеру, как выглядит, что любит и, возможно, чего боится. Следующим этапом будет испытание и сложности, которые ему предстоит преодолеть. Третий этап - помощники, кто будет помогать главному герою. Четвертый этап – чем всё закончилось. В конце сказки положительные герои добиваются цели, получают награду, а злодей наказан. Самое главное извлечь урок из своей сказки, сделать вывод.
Лепка сказки после ее сочинения.
ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ
Когда сказка усвоена на хорошем уровне, то можно переходить к театрализации. Театрализация позволяет детям не только передавать текст сказки, но и украшать его интонационно. Кроме этого театрализация раскрепощает детей, дает возможность примерить на себя те или иные роли.
Театрализация
Речевая зарядка
Сказки мы можем использовать для развития речи ребенка.
Это можно делать разными способами :
- ответы на вопросы воспитателя, по прочитанной сказке.
Речь обогащается различными прилагательными, которых очень много в народных сказках (хитрый, красивый, прекрасный, премудрый.) ; различными сравнительными оборотами ( ". не простое, а золотое. ", "бежит словно жар горит") и т. д.
- пересказ, который может быть как индивидуальный, так и коллективный. Пересказ "заставляет" детей говорить словами сказки, передавая тем самым всю красоту русского языка.
ИГРА «СКАЗОЧНАЯ ШЛЯПА»
Цель игры: актуализация знаний о русских народных и авторских сказках, развитие умения у детей показать эпизод из сказки мимикой и жестами. Можно использовать как подготовку к театрализации.
Мнемотаблица сочинение сказок.
СКАЗКА РАЗВИВАЕТ РУКИ
Не случайно говорится «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю». Детям предлагается что-то сделать: нарисовать, вырезать, склеить, изобразить сказку схематично. Здесь используются некоторые приемы, наиболее часто повторяемые: объемная аппликация, пальцевая живопись, рисование на мокрой бумаге, волшебный рисунок, монотипия, «живая» капля, коллаж.
Рисование замка для принцессы, после сочинения сказки
« Волшебное королевство»
Для чего необходим
«нравственный урок»?
Не зря существует поговорка «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». С помощью сказки дети учатся отличать доброе - от злого, хорошее - от плохого. В сказках сильный встает на защиту слабого, зло - карается, а добро - вознаграждается.
Нетрадиционный подход дает и воспитателю и ребенку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую – где бы герой исправлялся.
ВЫВОД
Благодаря целенаправленному использованию художественной литературы в духовно нравственном воспитании детей, отмечаются положительные изменения в формировании нравственных качеств личности дошкольников.
Следовательно, можно сделать вывод – использование художественной литературы в разных видах детской деятельности, позволит не только сформировать практические навыки нравственных норм поведения в обществе, но и раскрыть их значение для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми.