ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В РАМКАХ УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.
Власова С.В., учитель
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Ачитская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
р. п. Ачит
Аннотация: из опыта формирования нравственных ценностей у учащихся с нарушением интеллекта на уроках изобразительного искусства в коррекционной школе.
Ключевые слова: нравственные ценности, учащиеся с нарушением интеллекта, уроки изобразительного искусства.
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
(Притча)
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Очевидно, что решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды.
В специальной коррекционной школе VIII вида на первый план выдвигается проблема нравственного развития детей с нарушением интеллекта. Эти нарушения являются важным фактором, затрудняющим социальную адаптацию. Школьники ограничены в возможностях выражения переживаний и отношений социально - приемлемым способом, испытывают затруднения в понимании эмоциональных состояний других людей. Всё это сказывается на качестве учебно-воспитательного процесса. Следовательно, возникает необходимость в комплексном, целенаправленном, своевременном, систематическом коррекционном воздействии на эмоциональные рецепторы школьников с нарушением интеллекта, с учётом их индивидуальных особенностей. В связи с этим проблема духовно-нравственного воспитания обучающихся с ОВЗ становится одной из актуальных.
Опыт показывает, что духовно-нравственное воспитание и обучение учащихся с нарушением интеллекта в благоприятных социальных условиях даёт возможность не только сформировать у них позитивное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым. Педагог коррекционной школы может добиться того, чтобы убеждения учащихся, соответствовали по содержанию основным нормам морали.
Организация работы по духовно-нравственному воспитанию школьников состоит в соединении обучения и воспитания в процессе, результатом которого является социальный опыт.
Процесс духовно-нравственного воспитания осуществляется через передачу воспитанникам знаний о правилах и принципах поведения; использовании специальных педагогических приёмов, учитывающих типичные и индивидуальные особенности умственно отсталых детей; положительный пример взрослого – педагога, родителя.
То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Одним из направлений формирования элементов духовно-нравственного воспитания, является систематическая работа на уроках изобразительного искусства. Именно на уроках изобразительного искусства происходит духовно- нравственное воспитание личности, умеющей ценить прекрасное в искусстве, природе, человеке, способного сострадать ко всему живому.
Помочь вырастить и воспитать в ребенке гармонично духовно-нравственное начало способно приобщение детей к народному творчеству, которое хранит в себе накопленный веками духовный потенциал. Народное декоративно-прикладное искусство национально по содержанию. Оно способно активно воздействовать на духовное развитие личности. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, помогают увидеть и понять окружающий мир. Знакомство в яркой и доступной для детей форме с народным искусством закладывает в них образные художественные представления, развивает творческое начало. Произведения народного искусства не только воспитывают художественный вкус детей, но и побуждают в них желание самим заняться творчеством.
На уроках ИЗО учащиеся знакомятся и изучают народные промыслы Урала, узнают о творчестве и эстетике родного края; о природе нашей местности, художниках и о простых людях, которые своими руками создают шедевры. Именно народ трудится на заводах и фабриках, расписывая посуду, вышивая тонкими нитками великолепные узоры. Народные ремесла во все времена считались ценными, красивыми и модными. Через изучение фольклора, обрядов, праздников, ремесел своего народа учащиеся глубже познают мир, в котором жил и творил их далекий предок, и через это учится любить и беречь свою землю, свою историю, гордится своим народом, осознавая себя его частичкой.
На уроках по теме «Плакат» рассказываю о том, что с началом Великой Отечественной войны художники принимали самое активное участие в борьбе с врагом. Часть из них ушли сражаться на фронт, другие – в партизанские отряды и народное ополчение. Между боями они успевали выпускать газеты, плакаты, карикатуры. В тылу художники были пропагандистами, устраивали выставки, они превратили искусство в оружие против врага – не менее опасное, чем настоящее. Дети проявили себя в роли художников: рисовали плакаты ко Дню Победы, ко Дню толерантности «Дружат дети на цветной планете», ко Дню солидарности в борьбе с терроризмом.
На уроках использую проектную методику, направленную на знакомство обучающихся с прошлым и настоящим нашей Родины. Так родились проекты к Дню Великой Победы «У войны не детское лицо», проект о детях переживших войну, «История одной награды» - проект об ордене Красной Звезды (Авторы ордена - художник Куприянов В.К. и скульптор Голенецкий В.В.), «Пусть поколения помнят» и др. При подготовке проектов использовали материалы с сайта «Подвиг народа», с портала «Забытый полк». С защитой проектов, учащиеся выступили на классном часе и на районной историко-краеведческой конференции исследовательских работ обучающихся образовательных организаций Ачитского городского округа «Помним – Гордимся - Наследуем!». Проекты направлены на воспитание уважительного отношения к памяти предков – участников Великой отечественной войны. Опыт использования проектной деятельности в патриотическом воспитании обучающихся с ОВЗ доказывает свою эффективность.
В рамках урока изготавливаем поздравительные открытки, которые дарим ветеранам на 9 мая, на День пожилого человека, гостям школы.
На уроках учу детей видеть красоту. Только через красоту дети видят мир во всех его разнообразных красках. И только она может спасти мир от хаоса, злобы и террора.
Главная миссия учителя - бросить зерно прекрасного, в юную душу ребенка. Научить видеть прекрасное, совершать добрые поступки. Отвлечь его от соблазнов современного мира.
Уроки изобразительного искусства в комплексе с другими учебными предметами позволяют создать условия для становления гражданских компетентностей и обретения соответствующих ценностей, воспитывать чувство гордости за своих соотечественников и любви к своей Родине, оказывают эффективное влияние на формирование нравственных качеств личности детей с ограниченными возможностями в умственном развитии.