СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование общих и профессиональных компетенций специалиста среднего звена посредством студенческого самоуправления.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассматривается влияние студенческого самоуправления на личностно-профессиональное становление будущих специалистов.

Просмотр содержимого документа
«Формирование общих и профессиональных компетенций специалиста среднего звена посредством студенческого самоуправления.»

Формирование общих и профессиональных компетенций специалиста среднего звена посредством студенческого самоуправления.


Сурикова Лилиана Юрьевна,([email protected]), социальный педагог

ФКПОУ "НТТИ" Минтруда России, г. Новочеркасск


Аннотация

В данной статье рассматривается влияние студенческого самоуправления на личностно-профессиональное становление будущих специалистов.


В настоящее время система образования в России ставит студенчество на новый качественный уровень и выдвигает более высокие требования к личностным качествам выпускника учреждения среднего профессионального образования. Актуальность развития студенческого самоуправления в средних профессиональных образовательных учреждениях обусловлена самой спецификой студенческой молодежной среды, отличающейся наибольшей целеустремленностью и активностью жизненной позиции. Формирование общих и профессиональных компетенций у обучающихся через вовлечение в деятельность органов студенческого самоуправления в учебном и внеучебном социумах является государственной важной задачей.

Студенческое самоуправление в том виде, в каком оно сформировалось сейчас, это реальная сила, способная решать многие задачи, оперативно реагировать на вызовы времени. Каждая студенческая организация, при всем их разнообразии, создает естественную благоприятную среду, в которой молодые люди могут максимально полно реализовать свои организаторские способности и таланты.

Студенческое самоуправление — есть одна из форм молодежной политики России, проводимая с целью наиболее полного использования потенциала студенчества в социально-экономических преобразованиях общества и является одной из форм воспитательной работы, направленной на формирование всесторонне развитой, творческой личности, с активной жизненной позицией, подготовку современных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда.

Правовые основы студенческого самоуправления закреплены в ряде нормативных актов: закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; письмо Минобразования России от 02.10.02г. №15-52-468/15-01-21 «О развитии студенческого самоуправления в Российской Федерации»; распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.12.2006 г. № 1760-р «О Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации»; письмо Федерального агентства по образованию от 19.02.2007 г. № 231/12-16 «О студенческом самоуправлении»; распоряжение Правительства от 29.11.2014 г. № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года».

Студенческое самоуправление - это инициативная, самостоятельная управленческая деятельность обучающихся, осуществляемая под педагогическим руководством. Основная цель самоуправления — развитие у обучающихся активной гражданской позиции, самостоятельности в принятии решений, развитие личной инициативы, формирование качеств руководителя среднего звена, воспитание сознательности, активности, способности творчески решать производственные задачи. Так же студенческое самоуправление можно рассматривать как особую форму общественной деятельности обучающихся, направленную на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, развитие ее социальной активности, поддержку социальных инициатив, решение организации обучения, быта и досуга.

В самоуправлении обучающихся заложен огромный потенциал улучшения профессионального образования, благодаря объединению усилий обучающихся, педагогов, родителей и государства. Активная деятельность в студенческом самоуправлении способствует проявлению и развитию профессиональных, лидерских, организаторских, творческих способностей и навыков будущих специалистов.

В Новочеркасском технологическом техникуме-интернате уже много лет действует система студенческого самоуправления направленная на формирование и развитие у обучающихся творческой устремленности и необходимых для успешной общественной и профессиональной деятельности компетенций. Сформирована особая среда для поддержки социальной активности обучающихся, их самореализации, помогающая обучающемуся активно включиться в социальную практику и развивать устойчивые профессиональные интересы и способности.

Студенческое самоуправление в нашем учебном учреждении это не самоцель, а лучшее средство осуществления задач по воспитанию молодых специалистов, что означает определение круга прав и обязанностей, ответственности, способности всесторонне охватить деятельность, касающуюся всех сторон студенческой жизни.

Особенности влияния студенческого самоуправления на становление будущих специалистов заключаются в системном, поэтапном включении обучающихся в самостоятельную учебную и внеучебную деятельность, имеющую профессиональную направленность, которая эффективно влияет, с одной стороны, на личностное становление путем формирования опыта собственной деятельности, субъектности, осознанной активности, способности проявлять инициативу в учебно-профессиональной, социальной сферах, с другой – на профессиональное становление путем совершенствования обобщенных профессиональных умений, приобретения опыта управления, реализации в самостоятельной социальной и профессиональной деятельности, умения ставить и решать практические задачи.

Созданные в нашем учебном учреждении педагогические условия организации студенческого самоуправления как средства профессионального становления личности специалиста нацелены на эффективную организацию жизни и деятельности обучающихся во внеучебное время таким образом, чтобы их участие в самоуправлении помогало позитивно решать основную профессиональную задачу - полноценную подготовку к выбранной профессии. Полноценная реализация педагогических условий обеспечивается: деятельностной активностью обучающихся, сотрудничеством и взаимоподдержкой, стимулированием личностной инициативности обучающихся, одобрением и поощрением, которые органично соотносятся с принципами организации студенческого самоуправления и способствуют развитию у студентов-самоуправленцев профессионально и личностно значимых качеств.

Личностно-профессиональное становление будущих специалистов в контексте компетентностного подхода это поэтапное овладение обучающимися предметно-профессиональными знаниями, умениями, навыками, развитие личностных качеств как составляющих общих и профессиональных компетенций, необходимых будущему специалисту для решения теоретических и практических задач профессиональной деятельности. Оно включает:

1) обобщенные знания и умения, обеспечивающие способность к профессиональной деятельности, социальному взаимодействию и коммуникации;

2) управленческо-организаторские качества (умение анализировать, планировать, координировать, осуществлять контроль, рефлексию в сфере социальной и профессиональной деятельности);

3) мотивационно-ценностные качества личности (ответственность, организованность, целеустремленность, самостоятельность, самокритичность);

4) способность к самоорганизации, саморазвитию и организации совместной деятельности.

Студенческое самоуправление обеспечивает эффективное профессиональное становление личности обучающихся как будущих специалистов благодаря формированию у них, во-первых, положительного отношения к деятельности в студенческом самоуправлении, что стимулирует в последующем их положительное отношение к любой другой выполняемой ими деятельности; во вторых, готовности к самодеятельности, одним из показателей которых является самостоятельность, проявляемая обучающимися на уровне всех компонентов любой деятельности; в-третьих, организаторские способности, которые отражают уровень сформированности самоуправляемой личности; в-четвертых, контактность, которую мы трактуем как постоянную готовность личности к взаимодействию с другими людьми, что является важным качеством для любого человека: если он работает, то контактность ему необходима как профессиональное качество, а если не работает ни в какой производственной сфере, то контактность обеспечит ему возможность построения гармоничных отношений со своим ближайшим окружением.

Таким образом, существующая в ФКПОУ «НТТИ» Минтруда России система студенческого самоуправления способствует активному включению обучающихся в учебный и воспитательный процессы, позволяет им реализовать свой потенциал в различных направлениях деятельности, а в целом определяет уровень качества подготовки будущего специалиста.

Список использованных источников

1. Антипенко Л. В. Студенческое самоуправление и социализация личности обучающихся. // Профессиональное образование. Столица — 2010. — № 1. — С. 3–7.

2. Макеева Е. А., Кондрашова К. Э., Литвинова М. А. Студенческое самоуправление как особая форма общественной деятельности студентов // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1238-1241. — URL https://moluch.ru/archive/114/29588/

3. Жимбаева Ц. Ч. Студенческое самоуправление: его роль в становлении личности студента // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 126–130. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85026.htm.

4. http://legalacts.ru/doc/pismo-minobrazovanija-rossii-ot-02102002-n-15-52-46815-01-21/

5. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171835/

6. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_98451/