СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня в школе главной задачей обучения русскому языку младших школьников является формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении. 

Просмотр содержимого документа
«Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе»

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе

Большое значение в реализации целей и задач, которые стоят перед начальной школой, принадлежит изучению русского языка.

Сегодня в школе главной задачей обучения русскому языку младших школьников является формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.

Практика обучения показывает, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, об этом также свидетельствуют результаты итоговых контрольных работ по русскому языку, проводимых в 3 - 4 классах.

Такое качество грамотности вызывает опасение у учителей, родителей. В старших классах грамотность учащихся определенно снизилась.

Поэтому ученые (психологи, методисты), учителя ищут причины такого явления (низкой орфографической грамотности), чтобы принять эффективные меры по улучшению положения в этой части обучения.

Одна из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников - несформированность их орфографической зоркости, или попросту неумение “видеть” орфограммы.

Таким образом, нужно понимать, что методика обучения орфографии в начальной школе не совершенна: в ней не предусмотрено специальное обучение, направленное на развитие орфографической зоркости.

Причины такого положения заключаются в том, что большинству учащихся не известны опознавательные признаки орфограмм и способы их обнаружения.

Но так как умение быстро обнаруживать орфограммы считается базовым умением, начальной школе нужна научно разработанная система специальных упражнений, развивающих орфографическую зоркость у младших школьников.

Практика показывает, что на формирование орфографической зоркости положительно влияют расчленение орфографического действия, которое выполняет ученик при написании слова, на отдельные операции и доведение каждой из них до автоматизма. Система работы по формированию умения ставить орфографические задачи включает в себя: развитие фонематического слуха и выработку умения проводить слого-звуковой анализ слов, готовящих первоклассников к усвоению понятий "ударные и безударные гласные".

Основной прием усвоения безударности - одного из опознавательных признаков орфограмм данного типа - постановка ударения. Поэтому, начиная с 1-го года обучения, постоянно проводятся разнообразные упражнения на нахождение ударных и безударных гласных.

По мере отработки алгоритма нахождения безударных гласных, становится возможным ознакомление первоклассников с наличием опасности на месте безударного звука и формирование первых представлений об орфограмме как написании, которое не устанавливается на слух.

При переходе во 2 классе к изучению правил правописания безударных гласных на морфологическом уровне учащихся нужно знанием запастись знанием других опознавательных признаков - места в слове, принадлежность к определенной части речи. Для формирования соответствующих умений и доведения их до автоматизма используется система упражнений учебника, упражнения развивающего характера.

Систематическая работа в данных направлениях дает положительные результаты:

- учащиеся усваивают основные виды орфограмм, в том числе безударные гласные;

- достигается высокий уровень сформированности орфографической зоркости учащихся;

- возрастает интерес детей к урокам русского языка, и в частности, к орфографии.


Список литературы:

1. Богоявленский Д.Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии/ Д.Н. Богоявленский// Начальная школа. -2003 - №4

2. Булохов В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся//Начальная школа. -2002- №1

3. Жедек П.С. Методика обучения орфографии/ Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах//Под ред. М.С. Соловейчик. -М.: Просвещение. 1992

4. Ибрагимова А.И. Развитие орфографической зоркости учащихся младших классов- Н Челны, 1997

5. Одегова В.Д. Развитие орфографической зоркости/ В.Д. Одегова// Начальная школа. -1989. №6