СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Формирование орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка посредством методических приемов и различных видов заданий»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка посредством методических приемов и различных видов заданий»Формирование орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка посредством методических приемов и различных видов заданий»

Просмотр содержимого документа
«"Формирование орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка посредством методических приемов и различных видов заданий»»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Парцинская общая общеобразовательная школа»

Зубово-Полянского муниципального района

Республики Мордовия








Доклад по теме:


« Формирование орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка посредством методических приемов и различных видов заданий»




















Подготовила: учитель начальных классов

Ерина О.А.










2020 г.

Из практики обучения в начальных классах известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чем свидетельствуют результаты итоговых контрольных работ по русскому языку. Такое качество грамотности вызывает тревогу у учителей, родителей. На протяжении многих лет учителей волнует проблема грамотного письма учащихся.

Мною были проанализированы учебники с 1 по 4 классы по русскому языку Валентины Павловны Канакиной, УМК «Школа России» для определения количества упражнений по развитию орфографической зоркости. В учебниках реализуется проблемно-поисковый подход, который позволяет развивать орфографическую зоркость. Но, заданий, связанных с игровой деятельностью практически нет.

Первые шаги на пути познания русского языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение по любой школьной дисциплине. Главный вопрос: «Как научить писать без ошибок?» до сих пор остаётся без ответа, но поиски ответов на этот важный вопрос сейчас актуален как никогда ранее.

Перспективностью опыта является достижение положительных результатов в формировании орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка в начальных классах через систематическое применение разнообразных заданий, предполагающих работу с образом слова.


Если обратится к развитию истории методики обучения детей грамотному письму, то хотелось бы выделить несколько педагогов, которые занимались изучением проблемы по формированию «орфографической зоркости» школьников. Это Константин Дмитриевич Ушинский, Михаил Трофимович Баранов. Если объединить мнения вышеперечисленных ученых-методистов, то можно сделать вывод, что приучать детей обнаруживать орфограммы надо постепенно, еще с первого класса. Только целенаправленное, систематическое обучение может преодолеть «орфографическую слепоту» учащихся.

Также проблемой по формированию «орфографической зоркости» школьников занимались и психологи: Дмитрий Николаевич Богоявленский, Лев Семёнович Выготский, Даниил Борисович Эльконин. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. И этот образ слова так крепко отложится в памяти, что затем надо будет очень много раз написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.

Лев Семёнович Выготский отмечал, что работа с образом слова должна обязательно присутствовать на уроках русского языка в начальной школе. Эта работа должна быть творческой, в виде игры.

Таким образом, психологи и педагоги пришли к выводу, чтоб учащиеся были грамотными, необходимо не только знание правил, но и систематические тренировки по выполнению различных упражнений для повышения орфографической зоркости у детей.

Для достижения данной цели были определены следующие задачи:


  • выявить условия успешного формирования орфографической зоркости и орфографического навыка учащихся;

  • провести анализ работ педагогов и психологов, которые занимались изучением проблемы по формированию «орфографической зоркости» школьников;

  • провести сравнительный анализ двух УМК : УМК «Школа России» (Валентины Павловны Канакиной, Всеслава Гавриловича Горецкого), и УМК

«Гармония» (Марины Сергеевны Соловейчик, Надежды Сергеевны Кузьменко);

  • подобрать методические приемы, способствующие формированию орфографической зоркости младших школьников и определить их эффективность.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы; изучение и анализ исследуемой проблемы; педагогическое наблюдение и эксперимент: констатирующий, формирующий и контрольный.

В современной методике преподавания положено в основу формирование умений и навыков, которые вырабатываются на правилах умственного приема. Эти правила могут быть перенесены для самостоятельной работы с создаваемым или уже готовым тексом. Но такой подход может не учитывать различие условий, в которых решаются орфографические задачи и в применении множества методических приёмов, позволяющих предупредить ошибки, развивающих орфографическую зоркость именно через образ слова, где мы работаем с памятью, воображением и телесностью. Таким образом, работают: зрительный образ, тактильно-двигательный и орфографическое звучание.

Работа со зрительным образом очень помогает запомнить написание словарных слов, с парными согласными на конце слова и в середине, проверяемые безударные гласные в корне слова, разделительный мягкий и твёрдый знак и т.д.

Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка даётся ребёнку с детства. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда.

Данный опыт может быть рекомендован начинающим педагогам, которые стремятся сделать свой урок более интересным и увлекательным для ребенка. При этом добиться успехов в обучении. Конечно, подготовка материала к урокам занимает много времени, но результат не заставит долго ждать.

Также данный опыт может пригодиться и для педагогов, работающих с детьми на индивидуальном обучении. В основном такие дети страдают кратковременной памятью. Если в проведение уроков включать дидактический материал посредством работы с «образом слова», то ребенок автоматически будет запоминать написание слов, с которыми возникают трудности.

Как говорил А.С. Макаренко: всю жизнь ребёнка надо пропитать игрой, а не только дать ему время поиграть. Игра – это страсть, которую надо удовлетворять»

Были рассмотрены различные приемы, направленные на запоминание зрительного образа слова. Задания, связанные с образом слова, носят игровой характер, что стимулирует развитие познавательного интереса учащихся и способствует лучшему усвоению орфограмм. Для каждого возраста необходимо подбирать определенные дидактические игры. Данная работа охватила лишь малую долю по работе над орфографической грамотностью через дидактические игры, а их очень и очень много. Важно подобрать правильную игру для достижения определённого результата.

Исследование проводилось по трём этапам: констатирующий, формирующий и контрольный.

Констатирующий этап. На этом этапе определялся уровень развития орфографической зоркости у учащихся.

Анализ детский работ показал, что учащиеся не видят таких орфограмм, как безударная гласная в корне слова; правописание – ча, — ща,— жи, — ши; парная согласная по глухости-звонкости. Некоторые допустили ошибки в написании словарных слов.

Формирующий этап. На этом этапе проводились уроки по русскому языку с элементами дидактических игр, предполагающих работу с образом слова. Работа со зрительным образом очень помогает запомнить написание словарных слов, с парными согласными на конце слова и в середине, проверяемые безударные гласные в корне слова, разделительный мягкий и твёрдый знак и т.д.

Игр дидактических множество, но хочется поделиться самыми, на мой взгляд, продуктивными.

    1. Игра «Перевертыши»

Цель игры: закрепить знания учащихся по правописанию словарных слов.

Ход игры: на столе раскладывается два набора карточек (слова и картинки). Дети берут по очереди карточки, сопоставляя картинки и слова, при этом запоминают написание слов.

    1. Игра «Пазл»

Цель игры: закрепить знания учащихся по правописанию словарных слов и слов с другими орфограммами, развитие логического мышления.

Ход игры: заранее подготавливаются карточки со словами, которые разрезаны, как пазл. Учащимся необходимо собрать это слово.


    1. Игра «Шифровальщики»

Цель игры: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смыслоразличительной функции звука и буквы, развитие логического мышления.

Ход игры: Придумывается свой алфавит и дети отгадывают слова, зашифрованные либо самим учителем, либо зашифрованные друг другом. Работу можно проводить как индивидуально, так и в парах или группе.

    1. Игра «Бархатное слово»

Цель игры: закрепить знания учащихся по правописанию словарных слов и слов с другими орфограммами.

Ход игры: предварительно необходимо сделать карточки со словами из картона и бархата. Учащиеся с закрытыми глазами читают слово, тем самым, через воображение и телесность запоминая прочитанное. В эту игру удобно работать парами.


    1. Игра «Ребусы»

Цель игры: развитие фонетико-фонематического восприятия, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

  1. Ход игры: работа может проделываться как индивидуально, так и в парах. Дети разгадывая слово, учатся логически размышлять и запоминать написание слов.


    1. Игра «Звуки - буквы»

Цель игры: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смыслоразличительной функции звука и буквы, развитие логического мышления.

Ход игры: учащимся даётся карточка с картинками, а дети должны угадать слово либо по звукам из слов по каждой картине, либо по слогам или буквам.

Играть можно как индивидуально, так и по парам, группам.


    1. Игра « Дорисуй букву»

Этот метод занимает мало времени на уроке и даёт детям применить своё воображение.

Цель игры: закрепить знания учащихся по правописанию словарных слов и слов с другими орфограммами, развитие процессов анализа и синтеза, развитие логического мышления и воображения.

Ход игры: при знакомстве со словом с орфограммой, необходимо заменить проверяемую букву рисунком, который схож с данной буквой по внешнему виду.


    1. «Картинный словарь»

Цель игры: закрепить знания учащихся по правописанию словарных слов развитие процессов анализа и синтеза, развитие логического мышления.

Ход игры: Готовится либо презентация с фотографиями или рисунками, либо иллюстрации с изображением предмета, написание которого необходимо запомнить.


    1. «Какографические упражнения»

Цель игры: обнаружение орфографических ошибок в письменных работах и организация работы по устранению допущенных орфографических ошибок.

Ход игры: В данном тексте необходимо обнаружить ошибки и исправить их, объясняя правила написания. Работа по устранению допущенных орфографических ошибок.


Контрольный этап. На контрольном этапе проводилась проверочная работа с 9 видами орфограмм.

Затем проводился анализ проделанной работы. Изменение уровня сформированности орфографической зоркости во время констатирующего этапа и после методической работы с «образом слова». Количество детей с высоким, и средним уровнем сформированности орфографической зоркости увеличилось после проведённой работы. А низкий уровень свелся к нулю.

Использование дидактических игр на уроках русского языка в начальной школе помогает в той или иной степени снять рад трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания того, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету. Немаловажно, также и то, что игра на уроках способствует обогащению словарного запаса учащихся, расширяет их кругозор. Она несёт в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремлённость, умение находить решения в нестандартной ситуации.

Исследование проблемы показало, что есть сложности у учащихся с развитием орфографической зоркости, а также возможности в её решаемости, хотя это и требует от учителя определенных усилий, самоконтроля. Без целенаправленной деятельности со стороны учителя, без систематического повторения материала развитие долговременной памяти будет проходить медленно, что свою очередь будет влиять на скорость формирования орфографической зоркости.

Использование орфографических упражнений мотивирует грамотное письмо. В уроки следует включать разнообразные виды орфографических заданий. В соответствии с выводами можно отметить, что орфографические упражнения способствуют более продуктивному развитию навыка орфографически грамотного письма. Достижению положительных результатов в формировании орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка в начальных классах будет способствовать систематическое применение разнообразных заданий, предполагающих работу с образом слова.

Дидактические игры, направленные на формирование орфографической зоркости и орфографического навыка



Дидактическая игра - «Перевертыши»








  1. Собери пазл

Дидактическая игра «Пазл»

  1. Определи в полученных словах правило написания




Дидактическая игра «Бархатное слово»








Дидактическая игра «Ребусы»





Дидактическая игра «Шифровальщики»





Задание: расшифруй словосочетание и назови правило написания.







Ответ: Рыжая лисичка



Дидактическая игра «Звуки - буквы»

    1. Угадайте пословицу по указанным буквам и звукам из названия картинок.

    2. Определи правило написания.




,

1 буква 1 буква 1 звук 1 буква 1 буква 1 звук 1 буква 1 буква 1 звук 1 звук








1 звук 2 буква 1 буква 1 буква 6 буква 1 буква 1 звук 1 буква 4 буква 2 буква 1 буква





«Труд кормит, а лень портит»


Дидактическая игра «Дорисуй букву»



Задание: в слове « ШОФЁР» вместо непроверяемой гласной «О» необходимо нарисовать рисунок, похожий на очертание этой буквы.

Например: Ш ФЁР Ш ФЁР

Ш ФЁР «Орфографические упражнения»



Цель игры: обнаружение орфографических ошибок в письменных работах и организация работы по устранению допущенных орфографических ошибок.

Ход игры: В данном тексте необходимо обнаружить ошибки и исправить их, объясняя правила написания. Работа по устранению допущенных орфографических ошибок.


УМК «Гармония». Русский язык 2 класс. Рабочая тетрадь, авторы: М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко.




Упражнение 6.

Найдёшь ошибки, исправь. Подчёркнутые слова проверь по словарю учебника.


У меня есть кошечка. Её зовут Мура. Летом она была со мной надаче.

Один раз за абедом я засмотрелась в окно. Мурка техонько залезла на стол и стинула у меня сосиску. А потом задела хвостом, уронила и разбила торелку.

Вот какая озорница моя Мурка!




◊Какие правила ты применял(а), исправляя ошибки? Какой совет можешь дать автору на будущее?

Дидактическая игра «Картинный словарь»


Цель игры: закрепить знания учащихся по правописанию словарных слов развитие процессов анализа и синтеза, развитие логического.

Ход игры: Готовится либо презентация с фотографиями или рисунками, либо иллюстрации с изображением предмета, написание которого необходимо запомнить. Дети смотрят на картинку, говорят слово, а затем записывают.