Шубная Виктория Федоровна.
воспитатель МДОУ « Детский сад № 6 п. Новосадовый
Белгородского района Белгородской области»,
Кучерова Дина Владимировна,
воспитатель МДОУ « Детский сад № 6 п. Новосадовый
Белгородского района Белгородской области»
Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста через организацию различных видов деятельности
Проблемы безопасного поведения человека с каждым годом становятся все более явными. В трудной ситуации, при появлении опасности взрослому человеку помогает «инстинкт самосохранения, проворность, скорость действий». К сожалению, дети данными свойствами владеют не в полной мере и, очутившись в опасной ситуации, не могут принять правильное решение. В силу возрастания объема опасностей нужна кропотливая подготовка не только взрослых, но и детей к обеспечению своей безопасности. Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста рассматривается как одна из основополагающих задач сохранения жизни и здоровья детей.
Федеральная образовательная программа дошкольного образования, определяя одной из содержательных линий по направлению социально-коммуникативного развития детей формирование безопасного поведения, предполагает создание условий для закрепления представлений детей о безопасности. Осуществляется ознакомление с правилами безопасного поведения в ситуациях, создающих угрозу жизни и здоровью ребёнка. Решение совокупных задач воспитания направлено на приобщение детей к ценностям «Человек», «Жизнь», «Труд». Это предполагает решение задач нескольких направлений воспитания:
воспитание социальных чувств и навыков: способности к сотрудничеству, умению соблюдать правила, активной личностной позиции;
создание условий для возникновения у ребёнка нравственного, социально значимого поступка, приобретение ребёнком опыта оказания помощи;
формирование способности уважительно относиться к результатам труда взрослых.
Работа по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста предусматривает организацию образовательного процесса в непосредственно–образовательной деятельности, которая реализуется через совместную (партнерскую) деятельность взрослого и ребенка в различных видах (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной, коммуникативной, музыкально-художественной, а также чтения художественной литературы), или их интеграции, с использованием различного игрового, наглядного материала и мультимедийных средств обучения.
Создавая игровые, проблемные ситуации, досуги, педагог активизирует самостоятельный опыт детей в области безопасного поведения, позволяющий им демонстрировать сформированные умения. Читая художественную литературу, с детьми обсуждаются те эпизоды, в которых герои попадают в опасную ситуацию. Проблемными вопросами активизируется желание детей рассказать, как нужно было себя вести в подобной ситуации, чтобы избежать опасности. Вместе с детьми дошкольного возраста обговаривается алгоритм безопасного поведения.
С детьми дошкольного возраста рассматриваются иллюстрации, на которых раскрывается связь между необдуманным и неосторожным действиями человека и опасными последствиями разрешения ситуации. Далее инициируются проблемные вопросы, поддерживается желание детей рассказать о том, как можно было избежать опасной ситуации, какие советы они могли бы дать героям, представленным на картинках.Основная задача в формировании безопасного поведения у дошкольников - предоставить любому ребенку знания об особенностях основных видов опасных ситуаций и умения организовывать в связи с ними правильное (безопасное) поведение.
В процессе формирования безопасного поведения должны учитываться и психологические особенности детей. Психофизиологические, возрастные особенности в дошкольном возрасте: чрезвычайная любознательность и эмоциональность, подвижность и физическая слабость по сравнению со взрослыми людьми, незнание и непонимание подстерегающих человека опасностей и неумение прогнозировать последствия своего поведения при встрече с ними, а также недостаток у дошкольников самостоятельного опыта взаимоотношений с природными явлениями и обитателями, техникой вызывают множество проблем, часто приводящих к печальным последствиям. Окружающие взрослые должны обучать детей, как вести себя в разных ситуациях, опасных для его нормального существования, труда и отдыха. Такая работа должна проводиться регулярно, а не от случая к случаю. Лишь подобным способом можно выработать умения и знания, обеспечивающие сохранение жизни и здоровья.
Максимальное использование разнообразных форм организации образовательного процесса и видов деятельности по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста, в детском саду осуществляем через интеграцию всех образовательных областей:
«Познавательное развитие» (беседы «Зачем нужны правила безопасности», «Опасные ситуации», «Источники опасности»), просмотр презентаций и обучающих мультфильмов из серии: «Город дорожных знаков», «Уроки тетушки Совы», «Экология», «Безопасность на природе - это важно», и т.д.); а также опытно-экспериментальная деятельность.
«Социально-коммуникативное развитие» (экскурсии, целью которых познакомить детей с улицей, проезжей частью дороги, перекрёстком; наблюдение за пешеходами; рассматривание обучающих плакатов и иллюстраций « Стихийные явления природы», «Умей оказать помощь», «Чтоб не ссориться с огнем», знакомящих дошкольников с правильным и неправильным поведением. Ситуативные беседы « Если ты остался дома один….»; игры-тренинги по теме: « Я потерялся», «Службы спасения в городе. Как говорить по телефону с диспетчерами службы «01», «02», «03», «112» , сюжетно-ролевые игры («Пожарная часть», «Служба спасения», «Водители и пешеходы» и т.п.), позволяющие детям закрепить на практике пройденный материал.
«Речевое развитие» (чтение детской художественной литературы: народные сказки, рассказы и стихи по теме; драматизация произведений, беседы, моделирование и обыгрывание проблемных ситуаций, рассматривание иллюстраций «Как рождаются опасные ситуации», дидактические игры.
«Физическое развитие» подвижные игры «Пожарные сборы», «Сигналы светофора»), игровые упражнения: игры-эстафеты; тематические спортивные досуги и развлечения: «В стране дорожных знаков», «День здоровья», «Азбука безопасности».
«Художественно-эстетическое развитие» (продуктивная деятельность: изготовление коллажей «Правила безопасности в картинках»), рисование, лепка, аппликация по теме, выставки творческихработ «Советы доктора Айболита».Конструктивная деятельность, которая включает создание детьми разных построек «Пожарная часть», «Дорога» и обыгрывание различных ситуаций с ними. Пальчиковый театр «Давайте познакомимся с дорожными знаками».А также песенное творчество, театрализованные постановки и музыкальные развлечения по теме.
Таким образом, в организации образовательного процесса по формированию у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения, мы используем как традиционные формы (беседы, игры- путешествия, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, игры- драматизации, чтение художественных произведений и др., так и инновационные (моделирование проблемно-игровых ситуаций, алгоритмические игры, мнемотаблицы, познавательно-исследовательская и проектная деятельность).
Организация формирования основ безопасного поведения у дошкольников невозможна без сотрудничества педагогов с семьей, поскольку знания полученные ребенком в ДОУ, необходимо закреплять в условиях семьи. Повышение родительской компетентности по данному вопросу, осуществляем с помощью разнообразных форм и видов работы: беседы, родительские собрания с использование мультимедийного оборудования, круглые столы для обсуждения проблемных ситуаций, а также различные формы просветительской работы (информационные стенды, буклеты, творческие выставки рисунков, консультации, показ открытых мероприятий и т.п.).
Таким образом, проводя системную работу по ознакомлению детей с основами безопасности, можно добиться того, что дети продемонстрируют высокий уровень знаний и умений в решении поставленных задач. У детей появится стремление расширять свой кругозор по данной теме, желание выявлять и вникать в существующие в нашем мире связи и отношения. Они научатся выделять основной круг опасных предметов домашнего обихода, будут иметь полные, точные представления о мерах предосторожности, понимать и аргументировать значимость их соблюдения; будут знать, как избежать опасности и выйти из сложившейся ситуации. Появится потребность утвердиться в своем отношении к окружающей действительности, следовать правилам поведения в определенных ситуациях.
Этим самым мы сохраняем жизнь и здоровье детей, способствуем формированию осознанного поведения в опасных ситуациях.
Список использованной литературы:
Авдеева, Н. Н. Безопасность [Текст] : учеб.-метод. пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей ст. дошкол. возраста / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б Стеркина. – М.: Детство-Пресс, 2007.
Белая, Н. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников [Текст] : кн. для воспитателей / К. Ю. Белая, В. Н Зимонина. – М. : Просвещение, 2006.
Калашникова, М. Б. Влияние воспитателя на психологическую 48 безопасность дошкольника в образовательной среде [Текст] / М. Б. Калашникова // Мир психологии. – 2010. – № 1.
Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования: приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028.
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019