МБДОУ «ЦРР –детский сад «Марьино»
«Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста через познавательную активность».
воспитатель: Колоусова Л. И.
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.
На сегодняшний день тема безопасности человека очень актуальна. Родители, как никогда, испытывают тревогу за своих детей. Взрослые не могут быть постоянно рядом с детьми, оберегая и защищая их от опасности на улице, дома, на природе, на дороге, поэтому главная задача взрослых развитие самостоятельности и ответственности.
Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Проблема безопасности включает в себя несколько направлений:
- 1. Идентификация опасностей – распознание опасностей и их источников.
- 2. Разработка превентивных или предупредительных мер.
- 3. Ликвидация возможных последствий.
- Безопасности формула есть: Надо видеть, предвидеть, учесть. По возможности – все избежать, А где надо – на помощь позвать.
Противоречия:
- потребность в формировании основ безопасности и отсутствие целенаправленной работы по данному направлению;
- между современными требованиями, предъявляемыми к профессиональной компетенции воспитателя, и низким уровнем использования активных форм и методов взаимодействия с воспитанниками;
- между непониманием важности данной проблемы родителями и необходимостью совместного взаимодействия по формированию основ безопасной жизнедеятельности детей.
Самые первые шаги в обучении детей вопросам безопасности мы осуществляем в дошкольном образовательном учреждении.
Наша задача – обезопасить жизнь детей, вооружив их элементарными знаниями и умениями, помогающими найти выход при встрече с незнакомыми явлениями в окружающем мире, выжить в нем.
1. Мультимедиа технологии Обучающие мультфильмы «Азбука безопасности» с героями любимых мультиков «Смешарики» способствуют воспитанию мотивации к безопасности и формированию системы знаний об источниках опасности, средствах предупреждения и преодоления трудностей.
2. Методика кейс-технологии
3. Проектная деятельность.
4. Чтение художественной литературы «Кошкин дом» , «Волк и семеро козлят» , «Колобок» , «Красная шапочка» рассматривание иллюстраций по теме безопасности.
6. Театрализованная деятельность
5. Дидактические игры, сюжетно – ролевые игры
Лэпбуки
Игра – это эффективное средство формирования разносторонней личности дошкольника, его физического, психического и духовного потенциала.
Для того, чтобы научить детей жить безопасно, мы в своём детском образовательном учреждении создали предметно – развивающую среду. В неё входят:
«Зона безопасности»
Настольно – печатные игры «Основы безопасности», «Хорошо – плохо», «Дорожная азбука», «Чрезвычайные ситуации дома» «Азбука пешехода».
Атрибуты для сюжетно - ролевых игр ,
папки -передвижки .
Библиотека
Работа с родителями
Результаты работы
-у детей вырос устойчивый интерес к занятиям по ОБЖ;
-пополнился опыт безопасного поведения;
-проявляется самостоятельность, ответственность и осознанное отношение к правилам и нормам безопасного поведения в различных ситуациях в быту, на улице;
-пополняется словарный запас;
-наладился тесный контакт с родителями.
Проведенная работа с детьми и родителями является лишь частью интересной работы и практической деятельности. Самым главным результатом в работе с детьми стало то, что они осознали, что главным для человека является его жизнь и здоровье, поэтому их нужно беречь!