Формирование основ экономической культуры посредством метода проектов
Экономическое воспитание дошкольников - это новое направление в дошкольной педагогике, полностью не исследованное. Современные дети участвуют вместе с родителями в покупках в магазине, в 5-7 лет дети могут иметь карманные деньги. При этом многие родители жалуются на то, что дети не знают цену деньгам, ждут дорогих подарков или не ценят новые игрушки, и родители ищут помощи педагогов в решении этих проблем. Среди исследователей, психологов, педагогов не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности. Большинство из них считают, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в дошкольном возрасте на начальных ступенях образовательной системы.
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, так как дошкольное детство – это начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Актуальность темы в том, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок-дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, приобретая доступные ему знания, поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.
Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Работа по формированию финансовой грамотности предполагает комплексный подход к развитию личности дошкольника, предусматривая тесную связь этического, трудового и экономического воспитания. Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным, формированию норм финансово-грамотного поведения, а так же подготовке к жизни в современном обществе.
Проектный подход к организации образовательного процесса по формированию основ экономической культуры способствует реализации следующих задач: Познакомить детей с основными экономическими понятиями (деньги, ресурсы, цена, и т.д.); Формировать умение правильного обращения с деньгами, способам их зарабатывания и разумному их использованию; Объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: «труд», «товар», «деньги», «цена», «стоимость» - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как «бережливость», «честность», «экономность», «щедрость» и т. д. Научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.) Воспитывать уважения к труду, людям труда, бережливого отношения ко всем видам собственности.
Принципы образовательной деятельности: от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным; принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление; принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс. В качестве предпосылок экономического воспитания у детей дошкольного возраста мы рассматриваем доступные знания из области экономики и экономической деятельности, называемые в экономической науке базисными: бережливость, экономность, рациональность, деловитость - ведущие составляющие характеристики человека-хозяина. Эти качества являются одним из важнейших условий становления ценностных ориентации ребенка, основ его финансовой грамотности. Успех формирования финансовой грамотности у детей во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.
Работа по формированию основ экономической культуры и финансовой грамотности у дошкольников посредством проектной деятельности включает в себя: перспективный план специально организованной деятельности с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, который носит интегративный характер, позволяющий знакомить детей с основами финансовой грамотности в тесной взаимосвязи со специально организованной деятельностью по формированию элементарных математических представлений, развитию речи, театрализованной и изобразительной деятельности, а также через различные виды игровой и трудовой деятельности, что помогает разностороннему развитию детей, и позволяет с большей эффективностью подготовить их к обучению в школе. Деятельность ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в следующем сочетании: педагог-воспитанник, воспитанники-родители.
Схема педагог-воспитанник включает в себя: специально организованную деятельность, нерегламентированную деятельность, деятельность в ходе режимных моментов, а также обогащает работу по освоению детьми первоначальных основ финансовой грамотности более сложным содержанием. В этом помогают разнообразные виды игр: сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, настольные игры, интеллектуальные игры, наглядно-иллюстративный материал, экскурсии, с целью знакомства с людьми разных профессий, проведение бесед, с целью выявления знаний детей по теме, чтение художественной литературы, развлечения.
Особый интерес вызывают интеллектуальные игры, познавательные, практические, игровые задачи и проблемные ситуации, когда все вместе взрослые и дети решают познавательные, практические, игровые задачи, с помощью которых воспитанники самостоятельно находят выход из положения. Такие задания несут в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума, но также доставляют радость детям, развивают их фантазию, воображение и логику. Решение логических задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы. Для ознакомления детей с людьми разных профессий проводятся беседы, просмотр презентаций, мультфильмов, чтение художественной литературы. Чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие моральные качества. Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи финансовой целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду. По мнению А.Д. Шатовой, «смысл работы по экономическому воспитанию состоит в том, чтобы привить детям правильное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создана «развивающая предметно-пространственная среда». Создание благоприятных, комфортных условий в группах учреждения дошкольного образования позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через разные виды деятельности: игру, художественно-эстетическую деятельность, труд, и т.д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.
Схема воспитанники-родители включает в себя; анкетирование с целью выявления проблемы; проведение консультаций по ознакомлению родителей с необходимостью воспитывать у детей экономическое начало; проведение родительских собраний для выявления трудностей в усвоении детьми или родителями экономических знаний; проведение совместных праздников и развлечений повышают интерес, доставляют радость, оживляют путь познания сложных экономических явлений.
Важную роль в экономическом воспитании мы отводим использованию сказок. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка. Через образовательную деятельность с помощью игр, рассказов, сказок, а так же практических занятий (родителей с детьми) у детей дошкольного возраста формируются понятия: что такое деньги, какие они бывают; что такое «необходимые покупки», и «желаемые покупки»; что такое карманные деньги. как планировать свои расходы.
Таким образом, можно сделать вывод, что создание условий и практическая деятельность в процессе проектной деятельности положительно влияет на формирование финансовой грамотности, а значит и на формирование основ экономической культуры у дошкольников. Проектная работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появляется интерес к людям разных профессий, они бережнее относятся не только к игрушкам, но и к предметам окружения, по новому подходят к решению игровых задач, в лучшую сторону меняются взаимоотношения со сверстниками.