СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование основ естественнонаучной грамотности дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Формирование основ естественнонаучной грамотности дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности»

«Для ребёнка нет ничего естественнее,

как развиваться, формироваться,

становиться тем, что он есть в процессе

                                                           исследовательской деятельности»

С. Л. Рубинштейн (советский философ и психолог)

 

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в дошкольный период воспитания. Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком.

Что такое естественнонаучная грамотность дошкольников?

Это способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира.

Поэтому особенно актуальным представляется освоение детьми закономерностей окружающего мира через элементарное экспериментирование и исследовательскую деятельность.

Программа «Первые шаги в науку» предназначена для детей старшего дошкольного  возраста. Организация и проведение занятий для ребят старшего дошкольного возраста будет организовано в МБОУ «СШ №16»  на базе Центра образования естественнонаучной и технологической направленностей «Точка Роста» с применением цифровых лабораторий и оборудования.

Программа рассчитана на 34 занятия в год (1раз в неделю, длительность занятия для детей старшего дошкольного возраста – 25 - 30 минут).

Цель программы: развитие познавательной активности детей старшего возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности. В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное творческое отношение к миру.

Программа дополнительного образования по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста включает в себя темы, позволяющие расширить познавательные способности ребёнка по отношению к объектам живой и неживой природы. В программе представлены разнообразные виды деятельности детей, обеспечивающие познание окружающего мира; предусмотрено использование разнообразных материалов и оборудования как средств познания.

Педагогическая целесообразность данной программы объясняется тем, что дети дошкольного возраста в совершенстве владеют только одним способом познания - запечатлением объектов и событий реального окружающего мира, поэтому в процессе экологического образования ведущими являются наглядные методы обучения: наблюдение и эксперимент.

При организации опытно-экспериментальной деятельности наряду с традиционными методами и приёмами, использую инновационные технологии воспитания и обучения дошкольников. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами.

В любом виде деятельности можно найти много интересного, занимательного, неизведанного. Благодаря исследовательской деятельности дети становятся более открытыми, в общем, познают окружающий мир благодаря собственным ощущениям. Открывают новые ощущения вместе со мной, с воспитателем. Поэтому хочу отметить, что знания, полученные в результате познавательно-исследовательской деятельности, переносятся в дальнейшем, во все виды деятельности и повышают познавательную активность детей. А значит, это достижение и моего результата.

В заключении хотелось бы сказать, что приобретенный в дошкольном возрасте опыт познавательно - исследовательской деятельности помогает успешно развивать естественнонаучную функциональную грамотность в школьные годы.

Просмотр содержимого документа
««Формирование основ естественнонаучной грамотности дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 16 ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИИ ЗАВОЛЯНСКОГО ВАЛЕРИЯ ИВАНОВИЧА» Формирование  естественно-научной грамотности у дошкольников через дополнительное образование Землянская Е.А., Учитель биологии МБОУ «СШ № 16 имени Героя России Заволянского Валерия Ивановича»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 16 ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИИ ЗАВОЛЯНСКОГО ВАЛЕРИЯ ИВАНОВИЧА»

Формирование естественно-научной грамотности у дошкольников через дополнительное образование

Землянская Е.А.,

Учитель биологии МБОУ «СШ № 16 имени Героя России Заволянского Валерия Ивановича»

« Для ребёнка нет ничего естественнее,   как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе   исследовательской деятельности»    С. Л. Рубинштейн (советский философ и психолог) Одна из главных задач современной системы образования – создание условий для раскрытия потенциала каждого ребенка. В Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «Об образовании» и других нормативных документах сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного, грамотного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

« Для ребёнка нет ничего естественнее,   как развиваться, формироваться,

становиться тем, что он есть в процессе   исследовательской деятельности»  

С. Л. Рубинштейн

(советский философ и психолог)

Одна из главных задач современной системы образования – создание условий для раскрытия потенциала каждого ребенка.

В Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «Об образовании» и других нормативных документах сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного, грамотного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

Занятие «Путешествие капельки»

Занятие

«Путешествие капельки»

Для повышения уровня естественно-научной грамотности используем: реальные жизненные ситуации, задачи, моделирующие конкретные практические ситуации , задачи на применение знаний в нестандартных ситуациях, задания на преобразование и интерпретацию данных.

Для повышения уровня естественно-научной грамотности используем:

  • реальные жизненные ситуации,
  • задачи, моделирующие конкретные практические ситуации ,
  • задачи на применение знаний в нестандартных ситуациях,
  • задания на преобразование и интерпретацию данных.
Организация работы по экспериментированию проводится по трем взаимосвязанным направлениям:   живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие животных организмов, их приспособление к окружающей среде и др.); неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и др.); человек (функционирование организма, рукотворный мир, преобразование предметов и др.).

Организация работы по экспериментированию проводится по трем взаимосвязанным направлениям:

  • живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие животных организмов, их приспособление к окружающей среде и др.);
  • неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и др.);
  • человек (функционирование организма, рукотворный мир, преобразование предметов и др.).
Занятие «Осторожно - микробы!»

Занятие «Осторожно - микробы!»

Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность, пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность, пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Выращивание лука

Выращивание

лука

Занятие «Чудесные свойство воды»

Занятие «Чудесные свойство воды»

Занятие «Чистим зубы правильно!»

Занятие

«Чистим зубы

правильно!»