ГОСУДАРСТВЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «РОВЕНЬКОВСКИЙ ЯСЛИ - САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «АНТОШКА» Формирование основ информационной культуры у дошкольников Воспитатель: Драган Марина Анатольевна |
В современном обществе, начиная с раннего детства, ребенок сталкивается с большим потоком информации. Данный факт обусловливает необходимость формирования у дошкольников умения работать с информацией, так называемой информационной культуры.
Информационная культура выражается в наличии у человека комплекса знаний, умений, навыков и рефлексивных установок во взаимодействии с информационной средой.
Источником формирования информационной культуры у детей является педагог, который сам создает, воспроизводит, преподносит информацию дошкольникам и должен научить пользоваться этим ресурсом.
Формирование информационной культуры у дошкольника возможно, если:
дошкольники будут иметь представления об эффективном поиске информации;
в процессе работы с информацией с дошкольниками будут использоваться как индивидуальные, так и групповые формы работы;
у ребенка будут сформированы представления об отрицательных явлениях в информационном поле (нужно проговаривать с ребенком, что в информационном пространстве есть не только хорошее, но и плохое);
поддерживать комфортное эмоциональное состояние ребенка в процессе освоения полезной информации;
поддерживать мотивацию ребенка к использованию информации.
В процессе формирования информационной культуры очень важна личность педагога. Важно, чтоб педагог был всесторонне развитым, креативным человеком, был компетентен в сфере информационно-коммуникационных технологий. Формирование основ информационной культуры дошкольника осуществляется не столько посредством передачи ему определенных знаний и представлений, сколько посредством создания педагогом такой проблемной ситуации, в которой мотивированное побуждение к поиску, усвоению необходимой информации для обновления познавательного опыта исходит от самих детей.
Проблемная ситуация, предлагаемая взрослым, должна находиться в «зоне ближайшего развития» и являться личностно -значимой для ребенка, когда он может опираться на свои возможности при активации интеллектуального, творческого и мотивационного потенциалов. И для того, чтобы дошкольник принял предлагаемую ему ситуацию как проблемную и увлекся ею, педагогу необходимо ориентироваться на создание в процессе познавательной деятельности таких значимых способов решения проблемы,
как концентрация внимания ребенка на противоречии между имеющимися знаниями и жизненным опытом;
стимулирование дошкольника к сравнению, обобщению, сопоставлению фактов путем постановки эвристических и проблемных вопросов;
рассмотрение полученной информации с различных позиций - часто ролевых;
организация противоречия в практической деятельности детей.
Формирование информационной культуры будет наиболее эффективно при обеспечении дошкольных организаций компьютерной техникой (развивающие панели, планшеты, интерактивные доски, проектор, организованном повышении квалификации педагогов в области применения ИКТ в дошкольной организации, создании обучающих ситуаций в форме компьютерной визуализации. В музыкальный зал детского сада можно оснастить сетевой видеокамерой. Изображение с нее можно выводить на монитор, установленный в холле учреждения, а можно организации он-лайн трансляций мероприятий.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает «построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребёнка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс» Через сайт детского сада имеется возможность предоставлять родителям информацию, о проходящих соревнованиях, проектах, конкурсах на сайтах, в которых они могут поучаствовать вместе со своими детьми.
Таким образом, информационная культура становится неотъемлемой частью всестороннего развития современного дошкольника. Компетентность педагога, эффективно организованная предметно-пространственная среда в ДОУ, взаимодействие с родителями – все это необходимые факторы развития у дошкольников умения находить, воспроизводить и использовать информацию.