Формирование основных компетенций функциональной грамотности на уроках физики в условиях внедрения обновленных ФГОС
Бочарова Екатерина Алексеевна ,
учитель физики и математики
МКОУ «СОШ №1 п. Пристень»
В соответствии с профессиональным стандартом педагог должен обладать следующими компетенциями:
Профессиональная
-эффективное решение профессиональных педагогических проблем и типичных профессиональных задач,
-владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики, осуществление оценочно-ценностной рефлексии.
Коммуникативная
-умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей;
-умением публично представлять результаты своей работы, отбирать адекватные формы и методы презентации.
В соответствии с профессиональным стандартом педагог должен обладать следующими компетенциями:
Информационная
-эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям;
-использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе;
Правовая
-эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти, а также локальных актов и иной школьной документации для решения соответствующих профессиональных задач.
Потребность быстро реагировать на все изменения, происходящие в практической жизни, умение самостоятельно находить, анализировать, применять информацию в настоящее время становится особенно актуальным и выходит на первое место во всём мире.
Эти потребности можно реализовать развитием всех видов функциональной грамотности, так как именно в ней выражается «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний».
Одним из видов функциональной грамотности является естественно - научная грамотность.
Естественно - научная грамотность отображает уровень культуры общества, охватывая его способность к поддержке научной и инновационной деятельности
Основными компетенциями естественно- научной грамотности являются понимание, умение объяснять или описывать естественнонаучные явления, делать выводы, анализировать и оценивать их достоверности.
Учебная деятельность на уроке физики должна иметь продуктивный характер и включать в себя следующие компетенции:
1. Научное объяснение явлений
- Применить соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления
- Распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и представления
- Делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса или явления
- Объяснять принцип действия технического устройства или технологии
Учебная деятельность на уроке физики должна иметь продуктивный характер и включать в себя следующие компетенции:
2. Понимание особенностей естественнонаучного исследования
- Распознавать и формулировать цель данного исследования
- Предлагать или оценивать способ научного исследования данного вопроса
- Выдвигать объяснительные гипотезы и предлагать способы их проверки
- Описывать и оценивать способы, которые используют учёные, чтобы обеспечить надёжность данных и достоверность объяснений
Учебная деятельность на уроке физики должна иметь продуктивный характер и включать в себя следующие компетенции:
3. Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов
- Анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы
- Преобразовывать одну форму представления данных в другую
- Распознавать допущения, доказательства и рассуждения в научных текстах
- Оценивать c научной точки зрения аргументы и доказательства из различных источников
Для формирования функциональной грамотности на уроках физики применяются следующие типы заданий:
- Задания на работу с текстом
-Опорные конспекты
-Рубрика «Мои физические исследования»,
«Домашний эксперимент» и др.
-Работа с информацией в графическом виде.
При формировании функциональной грамотности лидирующее место в предмете «Физика» занимает эксперимент
Заключение
Большую роль в развитии функциональной грамотности играет умелое использование разнообразных индивидуальных и групповых заданий, которые развивают критическое и самостоятельное мышление.
Таким образом, задача формирования функциональной грамотности учащихся должна быть осуществлена в аспекте содержания учебной деятельности и компетентности учителя.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!