Актуальность. «Важно не просто накормить голодного рыбой, главное — научить его ловить её! Если вы дадите ему рыбу, то поможете только один раз, а если научите ловить, то накормите на всю жизнь…» Умение грамотно писать и говорить на государственном языке – привилегия любого современного человека, считающего себя образованным. Одно из условий социального заказа общества и государства сегодня – формирование грамотного и образованного выпускника. Учителей волнует проблема грамотного письма учащихся. Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало бы осознанным и грамотным? Хорошо, когда ребенку «дано» от Бога: правила чувствует интуитивно и пишет правильно. Но таких ведь единицы. Больше детей, которые знают правила, а пишут безграмотно. Вывод напрашивается сам: наши ученики должны знать правила и уметь их применять. В чем же причина неумелого применения правил? Очевидно, в неумении увидеть нужную орфограмму. М.Р. Львов в своей работе «Правописание в начальных классах» пишет: «Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять, школьник не видит орфограмм в процессе письма».[4] Исследования показали, что самостоятельно определяют орфограммы 15- 45% учеников. Там же, где учитель работает специально, - 70- 90%. Следовательно, работу по развитию орфографической зоркости вести необходимо. В современной школе одной из главных задач обучения русскому языку школьников является формирование орфографической грамотности, которая составляет основу языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении. Любой практикующий учитель не раз сталкивался в своей работе с бесконечными ошибками своих учеников. Это всегда обидно, досадно, порой опускаются руки. К тому же из года в год мы все чувствуем, что грамотность наших воспитанников неумолимо падает. Что же делать? В чем причина? Как научить писать без ошибок? Абсолютного и окончательного ответа на эти вопросы мы, наверное не получим никогда, но это вовсе не означает, что поиски следует прекратить. Наоборот, сейчас они актуальны как никогда ранее. Поэтому ученые, психологи, методисты и учителя ищут причины низкой орфографической грамотности, чтобы принять действенные меры по улучшению положения в этой составной части обучения. 2. Цель. Подобрать эффективные современные педагогические технологии при формировании орфографической зоркости на уроках русского языка. 3. Задачи: - выявить отрицательные факторы, влияющие на грамотность учащихся; - определить понятие орфографической зоркости; - выявить условия успешного развития орфографической зоркости; - изучить современные педагогические технологии; - создать практический материал, прошедший апробацию в деятельности при работе над развитием орфографической зоркости на уроках русского языка при помощи современных педагогических технологий. ^ II. Теоретическая база опыта. Проблема повышения грамотности учащихся волновала учителей словесников во все времена. Вместе с тем существует ряд противоречий: - между имеющимися у учащихся теоретическими знаниями, полученными на уроках русского языка, и уровнем орфографических и пунктуационных умений и навыков учащихся; - между необходимостью формирования прочных орфографических умений и навыков и большим объемом теоретических сведений, которые учащиеся должны помнить, объясняя условия выбора орфограммы и знаков препинания; - между высоким уровнем содержания курса русского языка в 5-9 классах и необходимостью правильного решения вопросов преемственности между начальным и средним звеном. Почему наши дети так безграмотны? Учителя и методисты настойчиво ищут причины этого неблагополучия, чтобы принять меры по их устранению, но успехи в этой области пока скромны. Для оценки сложившегося положения в обучении правописанию отметим ряд отрицательных факторов: - понижение уровня чтения, особенно самостоятельного; статистика фиксирует в последние годы существенное снижение у школьников читательского интереса. Если высокую культуру чтения считать фактором грамотного письма, то ее снижение – одна из причин неблагополучия в правописании; - несомненное понижение уровня познавательного интереса учащихся; система правил трудна, не всегда осмысленна, нередко предстает перед учащимися как набор разрозненных правил, мало связанных между собой, не имеющих единого обоснования и поэтому трудных. Мотив «нужно» и «требует учитель» не срабатывает. ^ Понятие орфографической зоркости. Что же подразумевается под орфографической зоркостью учащихся? Выработанная способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется произношением.С точки зрения фонематической концепции русского правописания, орфографическая зоркость – это умение позиционно оценивать каждый звук слова, то есть различать, какой звук в сильной позиции, а какой – в слабой, и, следовательно, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость. Способность видеть орфограммы - это необходимое условие для овладения орфографическими нормами, для успешного применения правил. Значит, эту способность у учащихся нужно воспитывать. Главным средством воспитания орфографической зоркости является правильное, своевременное формирование понятия об орфограмме. При этом обучение умению находить орфограммы - ставить орфографические задачи - рассматривается как первоначальный и специальный период в обучении правописанию. Термин «орфография» создан на базе корней греческих слов orthos "правильный" и grapho "пишу"; буквальным переводом (калькой) его на русский язык является термин «правописание». В современном понимании орфография — это система правил написания слов. Правила эти не однотипны, поэтому и в самой орфографии выделяется несколько относительно самостоятельных частей. Теоретические основы орфографии — это прежде всего принципы, на которых она построена. Принципы орфографии — наряду с типом письма (звуковым, слоговым или иным) и составом его знаков — являются одним из важнейших характеризующих ее признаков, и построение методики преподавания орфографии прямо от них зависит. Эту зависимость подчеркнул когда-то названием своей монографии Н. С. Рождественский: «Свойства русского правописания как основа методики его преподавания» (М., 1960). Орфография, как система правил, состоит из пяти разделов: 1) правила передачи фонем буквами в составе слов; 2) правила употребления прописных (заглавных, больших) и строчных (малых) букв; 3) правила переноса слов из одной строки в другую; 4) правила о слитных, полуслитных (дефисных) и раздельных написаниях слов; 5) правила графических сокращений слов. Если механическое запоминание противоречит психологическим законам усвоения знаний (такие знания непригодны для применения, т.к. умения и навыки не формируются), то содержание их в памяти всех лет обучения в школе сильно затруднено и, естественно, многое забывается. Правила грамматики изучаются весь период обучения в школе. Причем изучение осуществляется по темам и разделам, классифицированным не по законам психологии усвоения, а по лексическим и грамматическим канонам. Из-за растянутости во времени процесс забывания идет постоянно, а вновь изучаемые правила очень редко вступают в элементарную связь с ранее изученными, т.к. те запоминались по месту их расположения в разделе (теме), а не по логике речевой деятельности. Контроль за усвоением правил со стороны учителя сводится к двум действиям психологически между собой не связанным: сначала проверяется, насколько точно заучены правила. Никакой видимой связи здесь нет: одни, выучив правило, все равно пишут безграмотно, другие – наоборот, пишут грамотно, не зная правил. Методика изучения и усвоения правил не позволяет учителю обучать индивидуально, хотя большой разброс в усвоении грамматики требует именно индивидуализации обучения. Таким образом, заучивание правил грамматики до самого факта выполнения письменной речевой деятельности противоречит психологической теории учебной деятельности, согласно которой усвоение знаний происходит в процессе деятельности и благодаря деятельности, а знания должны являться ее результатом, а не предпосылкой. Как же устранить это противоречие? Б.И. Хознев выдвинул следующую гипотезу: «если организовать обучение орфографии как деятельность учащихся по решению какой-то серьезной задачи (например, по корректированию звукописи какого-то автора) и при этом разрешить пользоваться выписанными на карточки правилами как ориентировочной основой для безошибочной работы, то результатом окажется усвоение правил, которыми они пользовались. [6] ^ Условия успешного развития орфографической зоркости. Для успешного развития орфографической зоркости необходимы следующие условия: 1. Моделирование орфографических понятий и действий как средство усвоения опознавательных признаков орфограмм. 2. Целенаправленное и систематическое применение специальных приёмов, развивающих умение находить орфограммы и определять их тип: определение орфограмм на слух и выделение их в тексте, диктанты; списывание текста и выделение орфограммы; исправление деформированного текста (текста с ошибками); письмо текста с допуском ошибок в местах орфограмм; классификация слов в соответствии с орфограммами; выбор слов из текста с заданной орфограммой; постановка пропущенных букв в места орфограмм. 3. Орфографическое чтение Необходимо, начиная с начальной школы, развивать артикуляционную память на основе орфографического чтения Тоцким П. С. была разработана система тренировки орфографической зоркости. Если ежедневно на каждом уроке (математике, русском языке, чтении, природоведении) отводить по 5-7 минут для орфографического чтения, это принесет хороший результат (задачи, правила, специально подобранные тексты, столбики слов, словосочетаний, в парах, по памятке, по упражнению и т.д.). [1] III. Технология опыта. ^ 1. Современные образовательные технологии. В работе над развитием орфографической зоркости ориентируюсь не только на современного ученика, но и на природосообразность ребёнка и для этого использую следующие современные образовательные технологии: технологию игровых методик (ролевые, деловые и другие обучающие игры), позволяющую проводить уроки русского языка интересно и содержательно; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) . В условиях совместной учебной работы у учеников возникает стремление к сотрудничеству, к сопоставлению своих представлений и позиций. Для этого использую групповую и парную форму работы, при выполнении которой дети свободно общаются, разговаривают, доказывают свою точку зрения; информационно – коммуникационные технологии; компьютерные технологии обучения; здоровьесберегающие технологии; исследовательский метод обучения ; проблемно – поисковый метод обучения, который включает в себя создание проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов, задач, опытов, формирование учебных гипотез по решению проблемных ситуаций, доказательств, лексических рассуждений, формирование выводов и обобщений; технология развивающего обучения через систему образов, которая помогает решить ряд задач: во-первых, ученики надёжнее и легче запоминают правописание трудных слов, орфограммы, разборы, во-вторых, у учащихся развивается не только память, орфографическая зоркость, но и ассоциативное мышление; технология крупноблочного обучения. Блоковая подача материала – одно из средств формирования важной универсальной способности человека – способности к концептуальному мышлению, целостному видению мира; технологию перспективно-опережающего обучения, цель которой – будить детскую любознательность, пробуждать желание заглянуть за рамки учебника, формировать активное отношение к процессу познания; Считаю, что именно идеология этих технологий предусматривает широкое использование исследовательских, проблемных методов, и позволяет применять полученные детьми знания в совместной или индивидуальной деятельности. |