СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование поликультурной личности учащихся средствами

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование поликультурной личности учащихся средствами

 хореографического искусства.

                                                                                                    

Просмотр содержимого документа
«Формирование поликультурной личности учащихся средствами»

Формирование поликультурной личности учащихся средствами

хореографического искусства.

Беляева В.Н.

г.Саранск

В условиях современных социокультурных изменений, остро стоят проблемы формирования поликультурной личности - человека, ориентированного через свою культуру на другие, обладающего целостным мировоззрением, развитым историческим, географическим, правовым, художественно-эстетическим сознанием. Попытки решения этих вопросов поставили перед системой образования проблему адаптации образования к конкретным условиям региона с учётом этнического состава его жителей при сохранении фундаментальных основ педагогической науки и централизованного управления педагогическим процессом. При этом процесс социализации и интериоризации личности немыслим без глубокого усвоения общечеловеческих ценностей, знаний особенностей проявления различных культур в едином российском социальном пространстве.

Что такое поликультурное воспитание?

Поликультурное воспитание- это не просто диалог культур, налаживание связей между сообществами людей, но и общение, погружение в специфику другой культуры, умение адекватно реагировать на проявления другой культуры и вместе с тем развивать собственную личную культуру, обогащать свой духовный мир.

Модернизация образования выдвигает идею непрерывности, пересмотра содержания образования, через согласованность знаний, умений и навыков, получаемых человеком на разных уровнях личностного и профессионального становления. Чтобы образование оказывало эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание фольклора, традиций и обрядов. И в решении этой проблемы трудно переоценить значение такого культурного феномена, как хореографическое искусство, а точнее - народный танец.

Народный танец, является идеально подходящим и может служить эффективным средством решения ряда проблем обучения и воспитания, например, формирования психоэмоциональной сферы личности. Психоэмоциональная сфера, являясь стержневой среди множеств, определяющих внутренний мир человека и его поступки, оказывает прямое влияние на развитие его коммуникативных способностей, которые определяют успешность личности, раскрывая многообразие его качеств. С психологической точки зрения во время занятий народными танцами учащиеся приучаются не к простому общению со сверстниками, а умению выстраивать эти отношения. Так, традиционный массовый обрядовый танец может являться достаточно эффективным и продуктивным средством, согласованно выравнивающим не только психоэмоциональные состояния, но и межличностные отношения. Заложенный в традиционных танцах огромный гуманистический потенциал является фундаментом нравственного и духовного воспитания молодёжи, привития им устойчивых образцов поведения и общения, культурных норм и ценностей.

Особенностью народного танца является то, что посредством физических движений, жестов, поз и мимики человек высказывал свое мировоззрение и объяснял жизненные события. У каждого народа сложились танцевальные традиции, музыка и хореография.

Например, цыганский танец. Цыгане - народ свободолюбивый, вольный, ни от кого не зависящий. Своеволие и своенравность проявляются через чувство самодостаточности, каждый - яркая индивидуальность, личность, знающая себе цену. Танцуют цыгане, как живут - свободно, искрометно, полностью отдаваясь танцу. Движения раздольные и зажигательные. Танцуют не по одному, и даже не парами - а целым табором.

Испанцы - народ очень гордый и горячий. В танце движения четкие и страстные, в осанке - независимость и стать. В душе - буря, а внешне - собранность и сдержанность. Здесь все чувства подчинены воле.

В традиционных осетинских танцах проявляется скромность, сдержанность, целомудрие: как бы партнеров не тянуло друг к другу, они соблюдают дистанцию. В них ярко отражается менталитет гордого народа, у которого главными достоинствами мужчины считались храбрость и отвага, сдержанность в проявлении чувств, уважение к женщине и почитание старших.

Русский народ отличается своей широкой душой, жаждой жизни. Танец в основном коллективный - хоровод, который связывает всех воедино и гармонизирует. В хороводе все связаны с центром - организующим началом, вокруг которого концентрируется вся сила и энергия.

Заимствуя некоторые характерные особенности национальной пластики соседних народов, мордовский народ, тем не менее, оставался, верен своим строгим манерам: сдержанная, твердая, определенная поступь в танце. Черты характера мордвы - бескомпромиссность, настойчивость и упорство- передаются и в национальном танце: ничего лишнего, все графично, четко и определенно. Юноша не ведет девушку в танце за руку, как в русском танце, а сопровождает ее рядом. Мордовский танец наивен и прост, но этим он по - своему красив.

Народный танец способен красочно рассказать об истории развития человеческих отношений, меняющихся в прямо пропорциональной зависимости от эволюции и соответственно изменении форм исконного народного танца, затрагивающего исторические особенности того или иного общественного строя, со своей спецификой быта или гендерных отношений. В них отражены творческая сила народной фантазии, поэтичность и образность мысли, выразительность и пластичность формы, глубина и свежесть чувств. Какого бы характера ни были танцы, в них выражено художественное воплощение характера, темперамента, эстетических идеалов народа, его отношение к добру и злу, как в природе, так и в общественной жизни, ощущение субстанции бытия.

Поэтому знакомство с народными танцами разных этносов, рассмотрение истории возникновения и развития видов танцев и их социально-психологических функций создает условия, которые выступают реальной основой формирования поликультурной личности, способной на конструктивное сотрудничество с носителями различных этнокультурных ценностей.

Этапы формирования поликультурной личности учащихся средствами хореографического искусства:

        1. изучение танцевальной культуры своего народа;

        2. изучение танцевальной культуры других народов;

        3. интериоризация (усвоение) культуры;

        4. сравнение своей танцевальной культуры с танцевальной культурой других народов;

        5. развитие культуры межнационального общения;

        6. интеграция в мировую и национальную культуру.

Поликультурное воспитание средствами хореографического искусства способствует формированию идеалов, нравственно воспитывает, делает человека душевно чутким к другим людям и национальностям, нетерпимым к проявлениям безнравственности и безвкусицы; формирует направленность интересов; развивает способность творить по законам красоты; порождает высокие эстетические и нравственные запросы; пробуждает потенциальные возможности каждого человека.