Формирование поликультурной позиции гимназистов
для успешной интеграции и социализации в обществе
Быкова Лариса Михайловна, директор МБОУ «Гимназия №2»
Красовская Наталья Николаевна,
заместитель директора по ВР МБОУ «Гимназия №2»
Актуальность поликультурного воспитания в России обусловлена территориальными особенностями и национальным составом населения государства, да и развитие социальных условий мирового масштаба делает поликультурное воспитание одним из инновационных приоритетов модернизации российского образования. Это отражено в ведущих российских государственных документах: «Закон об образовании в РФ», «Концепции государственной национальной политики», «Национальная доктрина образования в РФ (на период до 2025 г.)».
В «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» среди целей и приоритетных направлений государственной национальной политики Российской Федерации отмечено сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов, укрепление единства и духовной общности многонационального народа России.Воспитание толерантности в условиях полиэтничности, многоязычия, поликультурности и полиментальности России приобретает характер поликультурного образования.
В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», которая устанавливает приоритет образования в государственной политике, указывается, что система образования призвана обеспечить непрерывность образования в течение всей жизни человека. «Непрерывное образование - специально организованная учеба, дающая человеку благоприятные для него изменения социального статуса».
Сущность поликультурного образования заключается в способствовании усвоению учащимися знаний о своей и других культурах; уяснении общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях разных народов; воспитании интереса и уважения к разнообразным национально-культурным традициям и их носителям.
В среднем и старшем школьном возрасте важен переход от познавательного этапа сформированности поликультурной позиции учащихся до деятельностного этапа.
Поликультурное воспитание создает условие для возрождения гуманистических принципов межкультурного общения, диалога культур и наций.
Основными условиями эффективности поликультурного воспитания являются
опора на возрастной и индивидуальный подходы в реализации задач воспитания;
наличие теоретически обоснованной и практически ориентированной Концепции развития поликультурного образования и воспитания поликультурной личности;
наличие организационно-методических возможностей для осуществления такой работы,
включенность родителей в реализацию идеи поликультурного воспитания.
Формирование межкультурных коммуникаций способствует образованию социального опыта у школьников, приобщает ребёнка к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, а также формирует гражданскую позицию, патриотические чувства, чувства принадлежности к мировому сообществу. Сопоставляя родную культуру и культуру других народов, учащиеся приходят к углубленному познанию собственной культуры.
Таким образом, поликультурное образование подразделяется на
- формальное образование, завершающееся выдачей общепризнанного аттестата или диплома;
- неформальное образование, происходящее в дополнительных образовательных или общественных организациях, клубах и кружках, а также во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером;
- информальное образование (индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая нашу повседневную жизнь и носящая целенаправленный характер).
В МБОУ «Гимназия № 2» этнокультурная составляющая непрерывного образования и воспитания проходит через все учебные предметы, курсы, внеурочные и внешкольные занятия и мероприятия.
Основная образовательная программа МБОУ «Гимназия №2» направлена на создание условий для становления и развития субъектно-субъектных отношений ученика и учителя, развития личности школьника, удовлетворения его образовательных и творческих потребностей для дальнейшей успешной социализации. Приоритетными направлениями в реализации данной программы являются
1) ориентация на компетентность и творчество учителя (в том числе в области информационных и дистанционных технологий), его творческую самостоятельность и профессиональную ответственность;
2) организация проектно-исследовательской деятельности школьников;
3) сохранение, укрепление и формирование здоровья учащихся;
4) развитие системы непрерывного образования, воспитательного потенциала поликультурной образовательной среды.
В МБОУ «Гимназия № 2» организовано преподавание 3 иностранных языков (английского языка, в том числе углубленно в гимназических классах), немецкого языка как иностранного в гимназических классах, на уровне среднего общего образования через компонент образовательного учреждения изучается китайский язык.
Инновационная деятельность гимназии в течение 3 лет представлена следующими направлениями:
муниципальный проект «Городской ресурсный центр иностранных языков»;
в рамках воспитательной работы гимназии успешно реализован инновационный проект «Организация эффективного взаимодействия с участниками образовательных отношений гимназии с целью успешной социальной адаптации» (2017 год).
В гимназии действуют краевые инновационные площадки:
региональный инновационный проект «Организация процесса иноязычного образования в школе в условиях реализации ФГОС ООО. Вопросы обучения второму иностранному языку»;
банк лучших практик «Реализация обучающей функции контроля через внедрение европейских стандартов оценивания уровня владения иностранным языком в образовательный процесс».
Работа с одаренными учащимися реализуется через организацию олимпиадного движения, исследовательскую и проектную деятельность. В течение 5 лет учащиеся гимназии становятся призерами и победителями Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку, призерами во Всероссийской олимпиаде по немецкому языку «НЕМЕЦКИЙ - ПЕРВЫЙ ВТОРОЙ ИНОСТРАННЫЙ» при Немецком культурном центре им. Гете в Москве.
Активно функционирует научное объединение учащихся «Знатоки», участники которого становятся победителями и призерами НПК «Будущее наукограда» и других конкурсов.
Организуется успешная воспитательная деятельность по воспитанию законопослушных ответственных граждан РФ, учащиеся активно участвуют в городских, региональных и всероссийских социальных проектах. Учащиеся становятся систематично в течение 8 лет победителями и призерами городского конкурса лидеров детских и молодежных общественных объединений «Лидер», в течение 2 лет победителями в городском конкурсе наглядной агитации «Молодежь на выборы!», с 2010 года учащиеся гимназии постоянно участвуют и побеждают в социальном муниципальном проекте «Твори Добро».
В 2017-2018 году в гимназии был реализован проект в рамках воспитательного направления «Гимназия - школа диалога культур». В рамках данного проекта были проведены
педагогический совет по теме «Поликультурное воспитание: школа диалога культур»,
управляющий совет «Ведущие аспекты поликультурного воспитания подрастающего поколения»,
родительские собрания «Поликультурное воспитание подрастающего поколения»,
научно-практическая конференция школьников «Планета знаний»,
семинар-практикум для педагогов «Современные методы профориентации школьников»,
торжественная церемония награждения учащихся «Бал науки»,
день открытых дверей «Фестиваль национальных культур»,
концерт для родительской и ученической общественности «Школы народов мира»,
показ детского спектакля «Золотой гусь» на немецком языке.
традиционный Рождественский концерт.
В учреждении функционируют творческие объединения внеурочной занятости учащихся согласно требованиям ФГОС, направленные на развитие этно- и поликультурного компонента («В мире книг», «История культуры и традиций в проектах», «Я - Гражданин», «Праздники, традиции и ремесла народов России», «Музейное дел», «Работа с текстом рекламы», «Занимательный английский язык», «В мире немецкого языка», хореографическая студия «Стиль», вокальная студия «Дискавери», «Учусь создавать проекты»).
Получены достаточно высокие показатели оценки поликультурной среды по шкале «Отношение к представителям других культур», что свидетельствует о позитивности отношений в целом с представителями других народов и о наличии у учащихся толерантности к инаковости и непохожести.
Следует отметить ежегодную высокую стабильность востребованности выпускников гимназии в учреждениях высших учебных заведениях, в том числе и в рамках профильного образования (социально-гуманитарный профиль). Ежегодно выпускники гимназии выбирают лингвистическое направление вузов всероссийского и международного уровня при построении своей дальнейшей образовательной профессиональной траектории.
Таким образом, формирование поликультурной позиции гимназистов является одной из первостепенных задач учреждения, реализация, которой способствует успешному социальному взаимодействию личности в современном многонациональном обществе, интеграции в мировое этнокультурное многообразие, а также изменение социального статуса личности.
Список литературы:
Стратегия развития воспитания на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. 996-р : http://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-29052015-n-996-r/
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». http://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii/
Гукаленко О.В., Ильевич Т.П. Некоторые аспекты моделирования поликультурного образовательного пространства // Сборник трудов Первой Международной научно-практической конференции «Теория, практика и перспективы образования, поликультурного воспитания, карьеры и интеграции беженцев, мигрантов и их детей в современном мире».: http://www.rspu.edu.ru/pageloader.php.
Портал психологических изданий PsyJournals.ru — http://psyjournals.ru/education21/issue/55053_full.shtml [Поликультурная среда вуза как условие формирования позитивного отношения к представителям других этнокультур - Психология образования в XXI веке: теория и практика]
Задощенко К.С. .ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКА http://sispp.ru/articles/polikulturnoe-vospitanie-kak-faktor-sotsializatsii-shkolnika/
Т.А.Живодрова «Поликультурное воспитание школьников как одно из приоритетных направлений современного образования» https://cyberleninka.ru/article/n/polikulturnoe-vospitanie-shkolnikov-kak-odno-iz-prioritetnyh-napravleniy-sovremennogo-obrazovaniya
И.С. БЕССАРАБОВА «Поликультурное образование в России : современное состояние проблемы» (Волгоград) https://cyberleninka.ru/article/n/polikulturnoe-obrazovanie-v-rossii-sovremennoe-sostoyanie-problemy
Иванова А. В, Филиппова Н. И, «Модели организации непрерывного этнокультурного и поликультурного образования» https://cyberleninka.ru/article/n/modeli-organizatsii-nepreryvnogo-etnokulturnogo-i-polikulturnogo-obrazovaniya