Зуева Елена Фаязовна, учитель английского языка первой квалификационной категории Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Татарская гимназия №11» Советского района города Казани
Формирование полилингвальной личности в национальной гимназии
«… я всегда говорил, что дети Татарстана должны знать не менее 3 языков. Татарский язык и русский язык – это государственные языки нашей республики, знание еще одного иностранного языка – реальная необходимость…» Шаймиев М.Ш.
В соответствии с Законом РФ «О языках народов РФ», положением Конституции РТ о двух государственных языках, Законом «Об образовании» ведущей системой образования детей является реализация образовательных программ и образовательных услуг в целях удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. Это должно способствовать созданию условий для развития индивидуального потенциала учащихся, формированию их готовности к социальной и профессиональной адаптации.
Республика Татарстан признана мировым сообществом как толерантная республика, которая работает в режиме диалога культур и языков, возрождает традиции и гуманистические ценности. «Когда исчезает язык – народа нет более», — говорил в свое время К.Д.Ушинский. Поэтому перед нашей гимназией стоит задача дать хорошие знания двух государственных языков: русского и татарского. А учитывая запросы современного общества и прочные знания английского языка.
Для нас актуальна проблема полилингвального образования, в центре которого находится личность, обладающая многоязычной и поликультурной компетенцией. Полилингвальное образование важная составная часть современного общего образования, способствующая усвоению учащимися знаний других языков, культурных ценностей народов и традиций, образа жизни, воспитание молодежи в духе уважения иноязычных жизненных мировоззренческих ценностей.
Целью полилингвального образования в нашей гимназии является:
Воспитание толерантного отношения к языковым и культурным различиям, преодоление негативных этносоциальных стереотипов.
формирование языковых умений и навыков с носителями различных культур.
формирование у школьников культуры межнационального общения.
Под полилингвальной личностью понимается компетентный носитель родного и неродного языков, который должен проявлять 4 компетенции:
языковая – владение системой сведений об изучаемом языке по его уровням: фонетика, лексика, морфология, словообразование, синтаксис, основа стилистики текста
речевая – владение способами формирования и формулирование мыслей посредством языка и умение пользоваться такими способами в процессе восприятия и порождения речи
коммуникативная – знания, умения, навыки, необходимые учащимся для общения, в зависимости от сферы, цели и обстановки общения (умение общаться на изучаемом языке.)
этнокультуроведческая – знания, умения, навыки, необходимые учащимся для понимания истории, культуры, менталитета народа страны изучаемого языка, а также толерантности к обычаям, традициям и образу жизни.
В формировании культуры общения, повышения мотивации учащихся к получению качественного образования, формировании функциональной грамотности самую серьёзную роль играют уроки языка. Диалог культур формирует полилингвальную личность. В процессе поликультурного образования осуществляется приобщение учащихся к изучению истории, культуры, традиций народов. Воспитание и образование поликультурной личности в своей основе направлено на плавную межэтническую интеграцию культур, укрепление межнационального согласия, к возникновению метаэтнической общности, гармонизации отношений коренной национальности с другими.
Научить людей жить вместе; осознавать, усваивать и присваивать культуру своего этноса; воспринимать и быть терпимым к культуре других народов; формировать историческое, национальное и этническое самосознание– задачи поликультурного воспитания и поликультурного образования, которые решает наш педагогический коллектив. Под термином «коллектив» подразумевается единый коллектив учеников, педагогов, родителей.
Поликультурное образование способствует усвоению сформировавшихся в семье ценностей и норм поведения на эмоциональном и когнитивном уровне, что обеспечивает уверенность в обществе, предусматривает постоянное сравнение нескольких культур и развивает способности выделять и критически осмысливать ценности каждой культуры, а также формировать свою собственную культурную личность.
Безусловно, большое внимание уделяется преподаванию татарского языка. (статус обязывает). В гимназии на протяжении многих лет успешно работает научное общество Хыял, где учащиеся знакомятся с выдающимися писателями, журналистами, известными личностями Татарстана. Активно участвуют в научно-практических конференциях и интеллектуальных конкурсах, где занимают самые высокие места.
Белquiz – Хакимуллина Хамдия Равилевна.
Полилингвальное образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к истории своего народа, к истории своего села, к изучению языков является стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся.
Создание музея — это одно из направлений в формировании полилингвальной личности. Краеведческая работа ведется интегрировано с учителями гуманитарного цикла. Интеграция предметов: татарского, русского и английского языков, литературы, истории, обществознания продиктована самой природой гуманитарного мышления, когда законы общества постигаются через понимание внутреннего мира отдельного человека, а его жизнь становится понятной только в контексте исторического процесса.
В гимназии работает музей им. М. Хусаина, кроме этого открыты музейные экспозиции в двух зданиях. Экскурсии по музею ведутся на трёх языках: русском, татарском и английском. Мингазова Г.Р., библиотекарь гимназии ведет внеурочную работу с учащимися, готовит экскурсоводов. (Ежегодно учащиеся гимназии становятся победителями и призерами районных и городских конкурсов юных экскурсоводов). Каждая экскурсия вызывает всплеск эмоций, создаёт приподнятое настроение, формирует доброжелательное отношение родителей и детей, и таким образом создает диалог культур. Изучение истории народов способствует у учащихся формированию чувства, равенства, достоинства, нравственной культуры, обеспечивает культурный диалог учащихся различных национальностей.
Мы считаем, что формирование культуры полилингвальной личности в гимназии способствует принятию других существующих культур через осознание своих культурных корней и места своей культуры в окружающем мире и развивает культурную осведомленность.
Молодые люди более открыты для культурных влияний и обучения. Поэтому одной из основных воспитательных задач формирования культуры полилингвальной личности в обучении языкам является развитие личности, способной к межкультурной коммуникации. Язык становится источником воспитательной ценности для школьника, поскольку формируется позитивное отношение к стране и народу. Языковое образование способствует межкультурной адаптации ребенка, так как общение с представителями другого народа на языке данного этноса является фактом демонстрации уважения и признаком общей культуры личности, что всегда высоко ценилось в истории цивилизации.