СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование положительной "Я - коцепции" у младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педагогическом совете.

Просмотр содержимого документа
«Формирование положительной "Я - коцепции" у младших школьников.»

«Формирование положительной «Я - концепции» у младших школьников»

Детство – это время, когда ускоряется темп приобретения детьми знаний о культурном и социальном мире, а так же их общее развитие. В идеале за этот период ребенок узнает «Что такое хорошо и что такое плохо», что такое плохое и хорошее поведение, как справляться со своими чувствами, желаниями и потребностями социально приемлемыми способами, а также о том, что ожидает от него семья и общество, в котором он живет. Дети начинают осваивать нормы, правила и обычаи своей культуры. Именно в это время формируется «Я-концепция», которая может сохраняться на протяжении всей дальнейшей жизни.

В последние годы современный образовательный процесс ориентирован на развитие личности ребенка, способной к творческому, нетрадиционному решению возникающих проблемных ситуаций, умеющей прогнозировать свои действия, а также гибко менять стратегию и тактику своего поведения с учетом возникающих изменений.

Условием формирования положительной «Я-концепции» является осуществление творческой работы с эмоциональным содержанием, то есть необходимо, чтобы человек признал собственные эмоциональные реакции как ценность и научился их выражать социально приемлемым способом.

Актуальность решения задачи формирования у младших школьников позитивной «Я-концепции» в учебно-познавательной творческой деятельности подтверждается в новых стандартах второго поколения, в основе которых лежит деятельностный подход, то есть дети должны применять знания, умения и способности на практике.

В федеральных государственных образовательных стандартах особо выделен личностный фактор.

Личностные планируемые результаты в условиях современного общества предполагают адаптацию (в широком смысле этого слова) к изменениям окружающей среды. Для учащихся начальных классов – это:

  • формирование положительной «Я-концепции», опыта самопознания и личностной самооценки;

  • формирование основ гражданской идентичности;

  • начальная ориентация в общечеловеческих ценностях добра, красоты, истины;

  • адекватная реакция в проявлениях эмоционально-оценочного отношения к миру (интересы, склонности, предпочтения);

  • выражение собственного мнения, позиции; овладение культурой общения и поведения.

Личностные результаты проявляются в сформированности универсальных учебных действий: иметь свою точку зрения, отстаивать ее при необходимости, активно сотрудничать со взрослыми, совместно с другими учащимися решать учебные и неучебные задачи, давать оценку своим поступкам и поведению других людей.

Среди планируемых личностных результатов выделяют группу результатов, связанную с формированием регулятивных учебных действий. Самоопределение, самопознание, самореализация обеспечивают способность обучающегося к непрерывному образованию и самообразованию на протяжении всей жизни. Овладение новым для первоклассника видом деятельности – учебной деятельностью – включает в себя осмысленное целеполагание (понять, принять, самому ставить цель); планирование (действий, объема работы, темпа ее выполнения), осуществление задуманного плана, самоконтроль (коррекцию), самооценку.

Способом оценки достигаемых личностных и метапредметных результатов становится уровень притязаний ученика в выполнении предметных заданий различных уровней сложности и успешность выполнения разных видов деятельности.

Что же такое «Я-концепция»? Само понятие «Я - концепция» - достаточно молодое. Впервые термин «Концепция» был представлен в работах психолога Уильяма Джеймса. Глобальное, личное «Я» он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются «Я-сознающее» (чистый опыт) и «Я – как объект» (содержание этого опыта). Эти две стороны всегда существуют одновременно. Именно Джеймсу принадлежит первая и весьма глубокая концепция личностного «Я», рассматриваемого в контексте самопознания; он выдвинул гипотезу о двойственной природе «Я».

Позитивную «Я-концепцию» можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности; синонимами негативной «Я-концепции» становятся в этом случае негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности .

Функции «Я-концепции»:

–достижение внутренней согласованности личности:

–интерпретация жизненного опыта;

–определение ожиданий человека в отношении своего будущего.

Таким образом, «Я-концепция» может выступать как некий защитный экран, охраняющий самосогласованный образ себя от влияний, которые могут его нарушить.

В возрастной и педагогической психологии младший школьный возраст занимает особое место: в этом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом.

На протяжении периода 6-12 лет ребенок пытается завоевать признание и заслужить одобрение, осуществляя разнообразную продуктивную деятельность. Он осваивает различные инструменты и схемы деятельности, которые, по существу, являются стандартными. В результате у него развивается чувство трудолюбия, способность к самовыражению в продуктивной работе.

Одним из самых ранних и ответственных в плане развития и формирования «Я – концепции» периодом является младший школьный возраст, так как для младшего школьника характерна тенденция к развитию и расширению сферы «Я». В данном возрасте появляются такие новообразования, как рефлексия и интроспекция (самонаблюдение). Это приводит к тому, что младший школьник меняет взгляд на окружающий мир, у него появляются свои собственные взгляды, собственное мнение и представление о ценностях.

Прежде всего, формируется позиция «Я» по отношению к обществу, формируются приемы умственной деятельности (развитие мышления, способности анализировать, обобщать, сравнивать), а также воспитываются определенные личностные качества. Таким образом, учение становится социально значимым видом деятельности и основным мотивом управления собой.

Ставя себя в позицию «Я ученик», ребенок выходит за рамки детского образа жизни. Школьная жизнь наполнена оценочными отношениями. Их особенность в том, что они включены в различные виды деятельности, поведения. Особенно большое влияние на становление «Я –концепции» оказывает оценка результатов учебной деятельности. Именно от осознания успехов, достижений, возможностей в этом виде деятельности складывается вся система оценочных отношений к себе и другим людям. От уровня самооценки, которую имеет младший школьник, зависят представления о будущем. Хоть младший школьник и живет сегодняшнем днем, но основы его нравственного и профессионального самоопределения закладываются именно в этом возрасте

К концу младшего школьного возраста самооценка может выступать в качестве мотива деятельности, поведения и общения, а также становится показателем изменения его «Я – концепции». Но в тоже время оценка окружающих не утрачивает своего значения, т.к. младший школьник постоянно сверяет свою самооценку с мнением окружающих. Кроме этого, он сам является источником оценивания других, поэтому важно, чтобы между ними было взаимопонимание, обеспечивающее адекватность взаимооценивания.

Важнейшим средством выработки «чувства Я» является родительская забота и любовь.

В настоящее время все более очевидным становится тот факт, что формирование позитивной «Я-концепции» в детстве накладывает неизгладимый отпечаток на жизненные проявления человека в течении всей его жизни. Самооценка ребенка, его отношение к себе и восприятие себя во многом определяют его поведение и успеваемость. Становится актуальным, что у некоторых детей формируется неблагоприятное развитие «Я-концепции», исправить это и помочь ребенку задача взрослых – родителей и педагогов. Они предоставляют ребенку необходимую обратную связь, убеждающую его в том, что он нужен, что он и его работы нравятся и полезны окружающим, что он способен добиться успеха в том или ином деле и вообще, что он обладает значимостью в глазах окружающих. Это касается всех сторон жизни ребенка – его физического развития, социальных, творческих навыков, успеваемости, эмоционального тонуса и т.д.

Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития личности. Это значит, что на уроках необходимо изучать не только достижения прошлого, но и инновационные технологии, которые могут пригодиться в будущем. Дети должны вовлекаться в исследовательские дизайн-проекты, творческие мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, применять, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формировать интересы и осознавать свои возможности.

Важно с детства формировать позитивное отношение к себе, уважение, уверенность в своих силах и возможностях. Невозможно указать точный момент возникновения «Я-концепции». Она формируется постепенно, но чтобы «Я-концепция» стала реальным фактором организации поведения, ребенок должен научиться воспринимать себя и результаты своей деятельности, как особый объект, выделяющийся среди других. Но так же он должен учитывать точки зрения других людей, лишь таким образом можно получать и осмысливать обратную связь, необходимую для развития самосознания, а следовательно и позитивной «Я-концепции».