Формирование положительной мотивации как средство повышения учебного процесса.
Возможность успешного продвижения школьников на этапе перехода из младшей школы в среднюю зависит от их способности адаптироваться к изменениям условий обучения. В среднем звене обучение становится предметным, появляются разные учителя, и ребёнку необходимо интегрировать разнообразные переживания, разные, часто противоречивые стили и требования учителей, и на этой основе формировать самооценку. Учебная деятельность становится не только процессом усвоения знаний, но и способом овладения социальной реальностью и формирования положительной мотивации к обучению.
В 5-8 классах мотивы учения связаны с потребностями в эмоциональном контакте со сверстниками и самоутверждении. Первая особенность в этом возрасте – возникновение стойкого интереса к определённому предмету. Этот интерес не появляется неожиданно, а возникает постепенно, по мере накопления знаний. Однако развивается и формализм в усвоении других знаний, привычка хитрить, изворачиваться, списывать. И как результат – формирование отрывочных, поверхностных знаний, отметка остаётся мотивом учения, однако с её помощью формируются внешние мотивы, ничего общего не имеющие с познавательной деятельностью. Внешние мотивы проявляются тогда, когда человек действует в силу долга, под давление родных, учителей. В отличие от них, внутренние мотивы характеризуются интересом к самому процессу обучения и его результату, стремлением развить какие-либо умения, качества.
В этом возрасте необходимо сформировать у школьников положительную и устойчивую самооценку личности, уверенность в своих силах, веру в возможность достижений и собственную состоятельность.
В зависимости от вида деятельности содержания урока, учитель должен так организовать учебную деятельность, чтобы сформировать у школьника соответствующий этой работе мотивационный цикл. На первом этапе задача учителя – зафиксировать мотивы предыдущих достижений, настроить на предстоящую деятельность. Затем обязательно подкрепить и усилить мотивацию, используя разные виды деятельности, материалы различного уровня трудности, отметки, вызывающие положительные эмоции, активизировать поиск самих учеников, подключая их к контролю и самооценке. Важно, чтобы у каждого ученика возникла положительная установка на дальнейшее изучение предмета.
Мотивация снижается в период адаптации учеников в новых условиях, поэтому важно именно в этот период поддержать интерес к предмету. Изучение уровня мотивации пятиклассников показало, что из 110 обследованных учащихся высокую школьная мотивацию имеют 15 человек, хорошая школьная мотивация у 48 учащихся, положительное отношение к школе у 30 учащихся, низкая школьная мотивация наблюдается у 15 человек, у 4 человек негативное отношение к школе, дезадаптация.
Если учителю удается подойти к пониманию причин поведения ребенка, то он приближается к тому, чтобы управлять не только учением ребенка, но и их мотивами. Но задача развития мотивации учения у школьников вполне реальна.
Развитие мотивации учения немыслимо вне возраста ученика и его специфических психологических характеристик. Это означает, что начиная работу по развитию положительной мотивации учения в данном классе, у данного ученика первыми вопросами, которыми должен задаваться учитель, являются вопросы развития мотивации именно в данном возрасте, какие особенности мотивации учения надо развить к концу этого школьного возраста (младшего, среднего, старшего).
Выделяют несколько мотивационных типов у школьников:
- первый тип - стремлением к достижениям в школе, чувством долга и ответственности и отсутствием боязни неудачи
- второй тип характеризуется хорошей успеваемостью, сочетанием чувства долга и ответственности в зависимости от авторитетов;
- третий тип - зависимостью от авторитетов, отсутствием чувства долга и ответственности;
- четвёртый тип - принятием образования как значимого фактора (необходимость посещения школы), отсутствием специальных интересов и низкой мотивацией к достижениям в школе;
Эти типы могут быть в сочетании друг с другом и т.д.
Учитель должен наблюдать, направлять и развивать мотивации школьника различными методами и приёмами. Предлагаемые методы и приёмы являются универсальными и могут использовать для учащихся всех возрастов.
Методы и приёмы повышения мотивации учащихся
Создание благоприятного психологического климата в классе
Включение ученика в коллективные формы деятельности
Формирование адекватной самооценки учащихся
Занимательность изложения материала
Использование элементов игры, спора, дискуссий.
Умелое применение поощрения и порицания
Психологи знают, что школа вызывает негативное отношение чаще всего потому, что крайне неприятно делать то, в чем беспрерывно терпишь неудачу. Следовательно, учитель должен стремиться к тому, чтобы исключить у школьника, насколько это возможно, ситуацию неудачи. Учитель может добиться этого, используя следующие методы:
1. Учитывать предпочтение ребенком того или иного содержания обучения и приучать его к мыслительной работе на том учебном материале, который ему интересен.
2. Отбирать те задания, которые ребенок объективно может выполнить хорошо. Это повысит его самооценку, улучшит настроение, поднимет готовность участвовать в учебной работе, что способствует формированию положительного отношения к учению. Задания при этом не должны быть слишком легкими, не требующими от ребенка определенных усилий по преодолению трудностей, иначе они могут вызвать скуку, а их выполнение никоим образом не отразится на повышении самооценки ученика. Учитель должен уметь точно и тщательно оценивать возможности ребенка и ставить перед ним конкретные цели.
3. Повышать самооценку ребенка можно не только описанным выше способом (давая посильные задания и помогая в необходимых случаях). Очень важно также отношение к ребенку других людей, особенно учителя. Ребенок быстро понимает, как его оценивает учитель. Если низко, то, будучи поставлен перед необходимостью решения какой-либо учебной задачи, ученик говорит: "Я глупый, я тупой". Поэтому следует избегать низко оценивать ученика, его способности. Оценивать можно только конкретную работу, выполнение отдельного задания, а не самого ученика, другими словами, хвалить нужно исполнителя, а критиковать неисполнение. Например: вместо "Ты сделал три ошибки в этом примере", лучше сказать: "Давай с тобой найдем в этом примере три ошибки". Следует избегать грубых, резких слов и оценок. Особо подчеркнем, что нужно избегать этого не только во внешних формах поведения, но и реально. Надо научиться искренне уважать и ценить личность ребенка, иначе он почувствует обман. Нельзя считать ребенка неспособным, отсталым - в этом случае он наверняка потерпит неудачу, "оправдает" ожидания учителя.
4. Реагировать на ошибки ребенка, оказывая ему помощь. Главное - не порицание, а разъяснение ошибки. Осознание ребенком ошибки - первый шаг в его развитии, движении вперед. Научиться самому и научить ребенка не делать из ошибок трагедию, считать их нормальным явлением (ведь на ошибках учатся!) - важная и трудная задача учителя. Искусство учителя должно состоять в определении характера необходимой помощи для каждого конкретного случая, а также в нахождении способов, которыми можно наилучшим образом обеспечить помощь.
5.Обязательно фиксировать достижения ребенка, поощрять успехи, достигнутые трудом (мотивация гибнет без успеха), научиться словом поощрять ребенка, малейший его успех по принципу "на ложку дегтя - бочка меда". Даже в «море» неуспеха можно найти «островок» успешности и закрепиться на нем. Главным в оценке работы должен быть качественный анализ, подчеркивание всех положительных моментов, малейшего продвижения в усвоении учебного материала. Кроме того, нельзя забывать о выявлении причин имеющихся недостатков, не ограничиваться только констатацией их.
6. Для повышения учебной мотивации следует тщательно отбирать содержание учебного материала, чтобы сделать его интересным, эмоциональным (стимулирование чувств удивления, сомнения, новизны, достижения и др.). Учебный материал обязательно должен иметь элементы новой информации. В то же время содержание объясняемого должно опираться на прошлые знания учащихся, на их прошлый опыт (иначе материал будет недоступен и неинтересен, а урок –скучен и монотонен).
7. Для повышения мотивации можно использовать различные формы коллективной деятельности учеников, чередование различных видов деятельности.
8. Не заставлять учиться. Учитель вместе с учениками должны выяснить, для чего нужны те или иные знания. Не приказ, а ориентация на проблему. "Не давите" на ребенка. Если человеку остается лишь исполнять чужое решение, а с его мнением не считаются, он не станет принимать ответственность за результат.
Используя перечисленные возможности повышения учебной мотивации, учитель создаст благоприятные условия для коррекции мотивации.
Формировать и развивать мотивацию – значить не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развёртывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались с учётом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.
Выявление навыков по организации мотивационной среды на уроке.
По каждому из предложенных методов поставьте балл, наиболее соответствующий варианту вашего ответа
2- применяю регулярно
1- применяю иногда
0 – не применяю
Эмоциональные методы мотивации
Поощрение
Порицание
Учебно-познавательная игра
Создание ярких наглядно-образных представлений
Создание ситуации успеха
Стимулирующее оценивание
Свободный выбор задания
Удовлетворение желания быть значимой личностью
Познавательные методы мотивации
Опора на жизненный опыт
Познавательный интерес
Создание проблемной ситуации
Побуждение к поиску альтернативного решения
Выполнение творческих заданий
«мозговая атака»
Сотрудничество
Социальные методы мотивации
Развитие желания быть полезным обществу
Побуждение подражать сильной личности
Создание ситуации взаимопомощи
Поиск контактов и сотрудничества
Заинтересованность в результатах коллективной работы
Взаимопроверка
Рецензирование
Волевые методы мотивации
Предъявление учебных требований
Информирование об обязательных результатах обучения
Формирование ответственного отношения к учёбе
Познавательные затруднения
Самооценка деятельности и коррекция
Рефлексия поведения
Прогнозирование будущей деятельности