СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование положительной мотивации учения Учитель: Химилонова А. Б. - МКОУ СОШ №3 сел. Чикола Ирафского района РСО-Алания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема развития учебной мотивации у младших школьников является предметом исследования педагогов,учёных на протяжений многих лет. Для современной начальной школы  в настоящее время эта проблема остаётся актуальной

Просмотр содержимого документа
«Формирование положительной мотивации учения Учитель: Химилонова А. Б. - МКОУ СОШ №3 сел. Чикола Ирафского района РСО-Алания»

Формирование положительной мотивации учения

Учитель: Химилонова А. Б. - МКОУ СОШ №3 сел. Чикола Ирафского района РСО-Алания

 

«Отсутствие      мотивации   

величайшая      душевная     трагедия,

разрушающая все жизненные устои».                   
                                                  Г.Селье

 

Проблема развития учебной мотивации у младших школьников является предметом исследования педагогов, учёных на протяжении многих лет. Для современной начальной школы эта проблема в настоящее время остаётся актуальной. С каждым годом на фоне обострения социальных проблем в обществе, самоустранения родителей от воспитания детей всё более остро встаёт вопрос о низком уровне сформированности мотивации детей к учебной деятельности: отсутствие желания учиться или положительная, но бессодержательная мотивация на уровне переживаний.

   ФГОС НОО предполагает компетентностный подход к образованию, т. е. постоянную внутреннюю мотивацию к учению, умение общаться, социальную мобильность, чувство ответственности и личностной перспективы, эмоциональную развитость, стремление к познанию.

Планируемые результаты освоения программы начальной школы согласно ФГОС НОО определяют учебную мотивацию как необходимое условие дальнейшего успешного обучения детей в среднем звене. Одной из задач, которые должны решаться в начальной школе, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшего её развития у младших школьников.  

За время работы в течение 43 лет у меня сложилась определённая система, направленная на формирование у младших школьников мотивации учебной деятельности. Я хотела бы поделиться частью своего позитивного опыта в решении данной проблемы.

Развитие учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный.

Устойчивый интерес к учебной деятельности у своих учеников я формирую с самых первых школьных дней через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность. В 1 классе к нам на уроки приходят Смешарики, Фиксики, Маша и Медведь, Лунтик со своими друзьями, и многие другие забавные мультяшки. В 4 классе дети отправляются в путешествия с героями М.Твена, Д. Дефо, Д.Свифта, К.Булычева и.т.д.

Первоклассники – самые открытые, самые искренние ученики. Их пытливые глазёнки, которые так и светятся предчувствием необыкновенного открытия окружающего мира, их сияющие лица позволяют увидеть, когда каждому из них радостно от самого процесса учения и от общения с учителем, одноклассниками. В 1 классе мы вместе с моими родителями придумали цикл уроков «Календарь новых праздников». Так в сентябре мы отметили Фестиваль ярких осенних листьев, в ноябре – День рождения первой снежинки, в феврале – Именины Бабушки Вьюги, а в марте – Праздник звонкой весенней капели, в марте – Встреча пернатых друзей.

Учебный материал для каждого урока я подбираю таким образом, чтобы у детей присутствовало чувство преодоления трудностей. Однако не забываю и о соблюдении меры сложности. При изучении нового материала на этапе «открытия» знаний у детей должно создаваться ощущение продвижения вперед. Необходимо также учить детей предвидеть трудности в учебном содержании урока.

Глубоко и прочно усвоенные знания позволяют учащимся самостоятельно решать проблемные задачи, поставленные перед ними на уроке, с опорой на имеющийся опыт. При освоении новой темы я придерживаюсь правила: моя помощь учителя на уроке присутствует преимущественно в виде советов, а не прямого вмешательства. Стараюсь построить урок так, чтобы у каждого ребёнка была возможность выбора формы активности и партнёра по обучению (как одноклассника, так и учителя).

Для формирования мотивации успеха в начальной школе очень важно использовать интерактивные методы обучения. На своих уроках я использую игровые методы, развивающие методы – сравнение, наблюдение, классификация, группировка, анализ. Вопросы ставлю более общие (или как их еще называют «толстые»), т.е. побуждающие детей систематизировать свои знания по предмету: «Что вы можете сказать об этом числе?», «Расскажите все, что знаете, о математических записях» и т.д.

Для поддержания деловой включенности детей в работу и активизации познавательного интереса, являющихся важными составляющими учебной мотивации, в течение урока происходит логичное чередование различных видов деятельности детей: коллективная, групповая, парная и индивидуальная работа, устные и письменные задания, теоретические вопросы и практическая часть и т.д.

В начале работы для положительной мотивации необходимо создать психологически комфортную атмосферу сотрудничества всех участников урока, поэтому очень важно начинать урок с добрых пожеланий успеха. На этом этапе целесообразно использовать прием авансирования «Я думаю, что у нас обязательно получится…»

Создание благоприятного эмоционального фона на уроке также является важной составляющей успешной мотивации. Например, в 1 классе при проведении уроков я использую по две физминутки, что соответствует физиологическим потребностям первоклассников. Одна из   них проходит на 6-7-й минуте урока в виде эмоциональной паузы, что способствует переключению внимания учащихся и положительному настрою на приобретение новых знаний. Вторая физминутка проходит на 24-25-й минуте урока; она направлена на снятие мышечного напряжения. Умение находиться в напряжении и расслабленном состоянии влияет и на произвольность психических процессов, а, значит, и на развитие мотивов учения.

   Необходимым этапом урока для формирования положительной мотивации учения является этап рефлексии. Дети учатся оценивать не только урок в целом и свою работу на нем, но и имеют возможность ориентироваться на собственные достижения в усвоении предмета.

С самых первых школьных дней мои ученики на каждом уроке работают с «Лесенкой знаний» из трех ступенек: «Ничего не понятно на уроке», «Все понятно, трудностей не испытываю», «Хочу знать больше». Детям предлагается оценить свою работу на уроке, поместив себя на соответствующую ступеньку. Начиная со 2 класса, для привлечения учеников к оценочной деятельности и формирования у них позитивной оценки одноклассников еженедельно на классном часе выбираем ученика недели.

Хочется отметить, что при систематической и целенаправленной работе к 3 классу дети учатся замечать все успехи и неудачи товарищей и вполне адекватно их оценивать. Такая работа позволяет эффективно формировать положительную мотивацию не только каждого ученика, но и всего класса в целом.

Совместная научно – познавательная деятельность учащихся и учителя – это еще одно из педагогических условий формирования внутренней мотивации учения школьников. И самым эффективным методом развития младших школьников являются учебные исследования. Дети по природе своей исследователи.  Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психологическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка.

Уроки-исследования начинаю проводить с самых первых месяцев обучения. Такая форма работы очень нравится всем без исключения первоклашкам. В 1 классе дети доверяли мне выбирать тему исследования, выдвигать гипотезы решения проблем, составлять план работы. Совместно мы с ними собирали и структурировали материал, готовили и представляли отчет о проделанной работе. Как правило, формами представления результатов исследования были краткие выступления, сопровождающиеся большим количеством рисунков, ребусов, загадок. Сами исследования были кратковременными и коллективными. Здесь нельзя не сказать о том, что и родители становятся помощниками для своих детей в подборе материала.

В третьем классе по предложению детей был выбран КСК – классный Совет консультантов. В его состав вошли самые активные исследователи класса. В задачи КСК входило формирование банка тем исследований, оформление архива исследовательских работ класса, подготовка и организация исследований совместно с учителем. Классный Совет консультантов, кроме решения этих вопросов, также способствует развитию мотивации всего детского коллектива класса. В результате такой работы, учащиеся моего класса занимают призовые места на школьном и муниципальном уровне в проектно – исследовательской деятельности.

Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.

Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха. Поэтому на уроках и во внеурочной деятельности своих учеников я использую такие приемы создания ситуаций успеха как:

1. Преодоление страха - «Ничего страшного. Бывает, что люди боятся…»

2. Скрытая инструкция – «Ты же помнишь, что…»

3. Авансирование – «У тебя обязательно получится…»

4. Персональная исключительность – «Только у тебя может получиться…»

5. Усиление мотивации – «Нам это нужно для…»

6. Высокая оценка детали – «Вот эта цифра у тебя замечательна!»

Для формирования положительной мотивации учения очень важно создать в классе предметно-развивающую среду. Пространство моего классного кабинета с этой целью зонировано. Выделены такие зоны, как учебно-информационная, классная газета, зона общих достижений «Классное портфолио», зона личных достижений «Ученик недели», эстетическая зона «Творчество и фантазия», экологическая зона.

Я глубоко убеждена, что каждый ребёнок может стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд.

Очень важно для учителя помнить и о воздействии на детей собственного авторитета и примера. Мало вероятно, что учащиеся смогут получить полноценное образование у учителя, который прекрасно знает свой предмет, но тяготиться своей работой и не получает от нее удовольствие.

Учитель начальных классов как строитель, работа которого заключается в возведении надежного здания. Для здания необходим крепкий устойчивый фундамент - знания и опыт. Деятельный и креативный педагог начальных классов, гармонично действующий в условиях новой образовательной среды,-это и есть учитель новой формации, надежный фундамент обновления образования.