Рамазанова З.М.
Формирование позитивного отношения учащихся к изучению иностранного языка
ГБУ ДПО РД «Дагестанский институт развития образования»
(г. Махачкала)
В наши дни необходимо шагать в ногу со временем, а потому современный урок должен быть прогрессивным, интересным, познавательным и креативным. Для этого нужно огромное желание, творческий подход, знание информационных технологий, вера в себя и в своих умных и любознательных учеников. Чтобы заинтересовать ребят изучением иностранного языка, нужно организовать такой учебный процесс, который бы вызвал высокую мотивацию и обеспечил их активность на уроке. Мне кажется, что интерес к предмету «Английский язык», желание овладеть им, пользоваться для решения коммуникативных задач зависят в большей степени от организации процесса обучения, от того, какая технология используется, как учитель учит и, как учатся у него школьники.
Высокоэффективным, творческим, реализующим разнообразные формы развития воспитания и обучения, на мой взгляд, является применение компьютерных технологий на уроках иностранного языка. Такой способ организации учебной деятельности позволяет в увлекательной творческой форме продуктивно решать все задачи урока, осуществлять обучающую, коммуникативную, познавательную деятельность. Использование информационных технологий, например, в сочетании с методом проекта позволяет школьникам практически применять свои знания, умения и навыки, потому и является одной из форм организации исследовательской и познавательной деятельности, при которой успешно реализуется кооперативная коллективная деятельность, позволяющая повысить мотивацию изучения иностранного языка. В центре внимания такого рабочего процесса стоит сам ученик с возможностью свободного выражения своего мнения. Дети находят практическое применение знанию иноязычной речи.
Такой способ организации учебной деятельности позволяет в увлекательной творческой форме продуктивно решать многие задачи урока осуществлять обучающую коммуникативную познавательную деятельность. Здесь речь идет об активном использовании возможностей компьютерных программ, а также образовательных ресурсов Интернета и социальных сетей. Мобильные телефоны значительно расширили эти возможности. С появлением мобильного интернета и смартфонов, у учеников появилась возможность устанавливать обучающие приложения и подписываться на обучающие странички любимой ими социальной сети. Педагог сам может стать модератором такой странички и вести блог для учеников, акцентируя внимание своих юных подписчиков на актуальных грамматических темах и лексике.
Учитель английского должен быть вооружен целым набором стратегий и практических рекомендаций для того, чтобы помочь своим ученикам развить позитивное отношение к изучению языка.
Фактор 1: Отношения на уровне «учитель-ученик». Учитель играет большую роль в формировании дружелюбных и доверительных отношений со своими учениками. Следующие шаги помогают мне ежедневно в достижении названной цели:
Большинство учеников рассматривают своего учителя, как пример для подражания. По этой причине, для побуждения учеников к изучению английского мы стараемся быть веселыми, оптимистичными, искренними и внимательными к ученикам. Они знают, что учитель в классе для того, чтобы помочь им овладеть английским, а не для того, чтобы постоянно исправлять и критиковать их. Они знают, что учитель всегда готов ответить на каждый их вопрос. На мотивацию учащихся оказывает положительное влияние использование вербальных (чувство юмора, обращение по имени) и невербальных (зрительный контакт, позитивные жесты) способов общения. У каждого ученика, независимо от его успеваемости, бывает достаточно времени, чтобы ответить на мои вопросы. Когда у ученика затруднения, мы предпочитаем навести его на правильный ответ, а не отвернуться от него, вызвав отвечать более способного.
На наших уроках стремимся создать ситуацию успеха для всех учеников. Активное участие каждого ученика – залог успеха. Потому опрашиваем слабых учеников не реже, чем сильных. Дети чувствуют, что личная заинтересованность не распространяется только на сильных учеников, а распределяется в равной мере, потому улыбок, добрых слов и отзывчивого отношения хватает на всех. Еще одна находка в этой связи – использование драматических постановок в процессе обучения. Сыграв даже самую маленькую роль в известной с детства сказке, каждый может почувствовать себя артистом, создающем на сцене нечто выдающееся. С постановкой «Приключения Буратино» в апреле 2017 года мы выступили перед студентами и преподавателями на сцене факультета иностранных языков Дагестанского государственного университета. Мы даже попробовали снять фильм, что доставило детям массу удовольствия.
Потеря интереса к языку всегда зависит от предыдущих неудач учеников. Это могут быть низкие оценки за тестовые работы прошлых лет. Убеждаю их в том, что я всегда ожидаю от них самых хороших ответов, несмотря на прошлые неудачи, и что никогда не поздно начать сначала и преуспеть. Они знают, что мы верим в их способности и всегда готовы помочь.
Не стоит, однако, перехваливать слабых учеников за малейший успех. Дети должны чувствовать искренность похвалы, а сама она должна быть пропорциональна достигнутому успеху. Критиковать стоит лишь для того, чтоб объяснить, как можно было бы сделать лучше, избегая личностной критики и сарказма в выражениях.
Фактор 2: создание благоприятной психологической атмосферы в классе. Для достижения этой цели создаем в классе такую атмосферу, где каждый ученик может свободно выражать свои мысли на английском языке, не боясь быть осмеянным за неуверенность в высказывании или ошибки. Мы считаем, что в разговорной практике не стоит исправлять ошибки «по факту». Это может отпугнуть детей от дальнейшей коммуникации.
В письменных работах применяем что-то вроде кода ошибок. Мы подсказываем им знаками, где ошибка, а не исправляем ее, оставляя им возможность прийти к правильному варианту самостоятельно. Когда ученик получает работу, красную от сделанных исправлений, его уверенность в своих силах падает на ноль, что отнюдь не способствует формированию мотивации, а даже наоборот, отбивает желание изучать предмет. В классах мы создали определенный кодекс поведения, согласно которому невыполнение домашнего задания, плохое поведение и высмеивание неправильного ответа является недопустимым.
Фактор 3: организация комфортного рабочего пространства. Иногда значение имеет даже то, каким образом расставлены парты в классе (круглый стол для дискуссии, две парты рядом для работы в группе и т.п.). Важно эффективное использование доски и оснащение кабинета наглядными пособиями и дидактическим материалом. В кабинете создан уголок для демонстрации творческих и проектных работ учеников, мини-библиотека с аутентичными источниками и страноведческим материалом для повышения межкультурной компетентности. При подборке литературы мы учитываем интересы учащихся, уровень их развития и связь с их повседневной деятельностью.
Фактор 4: обеспечение учебного процесса аутентичными текстами и заданиями. Именно аутентичный материал позволяет учителю погрузить учеников в учебные материалы, написанные носителями языка. Это гарантирует, что примеры для объяснения грамматических правил и применения языковых конструкций будут ситуативно правильными и понятными. Очень нравится ученикам просматривать фильмы или мульфильмы на английском языке. Начать можно с просмотра тех фильмов, которые дети уже видели на русском и понимают общее содержание. Замечательно, если предлагаемый фильм дополнен субтитрами на английском языке. Так дети получают больше уверенности в своих знаниях и способностях их применять на практике, у них вырабатывается языковое чутье, а интерес к изучению предмета возрастает.
В заключение хотим отметить, что развитие позитивного отношения к изучению языка и формирование живого интереса – это, конечно же, динамичный процесс. Учитель должен постоянно держать руку на пульсе, только так он сможет обеспечить постоянный мониторинг знаний, распознать те или иные причины, отталкивающие детей от процесса обучения, понять, почему они ведут себя на уроке не так, как хотелось бы и дают не лучшие результаты.