Формирование познавательной активности у школьников с интеллектуальными нарушениями с использованием
мультимедийных технологий на уроках математики
Замоголова О.В.,
Ринчинова С.А.
ГБОУ СКОШИ №2
г. Улан-Удэ
Аннотация. В данной статье предлагается использование мультимедийных технологий для формирования познавательной активности у школьников с нарушениями интеллекта на уроках математики. Познавательная активность является наиболее важным свойством личности, которая формируется в учебной деятельности.
Ключевые слова: познавательная активность, мультимедийные технологии, урок математики, школьники с нарушениями интеллекта.
В современных условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на первый план перед педагогами выдвигается задача обеспечения качества знаний за счет повышения познавательной активности учащегося [7]. В настоящее время дети с нарушением интеллекта составляют наиболее многочисленную группу среди лиц с ограниченными возможностями здоровья.
При построении учебного процесса, а именно в выборе специальных средств, приемов и методов обучения необходимо учитывать особую структуру дефекта при интеллектуальной недостаточности, своеобразие психического развития детей. Интеллектуальная недостаточность характеризуется стойким недоразвитием познавательной деятельности вследствие диффузного органического поражения центральной нервной системы [1]. Степень выраженности интеллектуальной неполноценности зависит от времени поражения центральной нервной системы.
В исследованиях С.Я. Рубинштейна, Л.С. Выготского, М.С. Певзнера, А.Р. Лурии, В.И. Лубовского отмечается слабость замыкательной функции коры головного мозга у детей с особенностями развития, которая проявляется в затрудненном формировании новых, сложных условных связей. Также отмечается наличие охранительного торможения, когда темп работоспособности нервных клеток снижается после небольшой нагрузки [4]. Дети с интеллектуальной недостаточностью трудно усваивают учебный материал, у них неустойчивое внимание, низкая работоспособность, недостаточны развиты память, речь, мышление.
Наиболее важным свойством личности, которое формируется у школьников с нарушением интеллекта в учебной деятельности, является познавательная активность [6]. В работах Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, С.Д. Забрамной, А.И. Лубовского, М.С. Певзнера представлены теоретические основы исследуемого феномена, своеобразие его протекания, индивидуальные особенности, разработаны методы диагностики и коррекции [1, 3].
Анализ работ показал, что познавательная активность включает стремление к познанию, к выполнению учебных действий репродуктивного и продуктивного характера и оценки полученных результатов собственной деятельности.
Исследователями выделяется в структуре познавательной активности разные компоненты. В частности, К.М. Егоров выделяет три следующих компонента [5]: мотивационный, который реализуется через познавательную потребность, инициативу; эмоционально-волевой; поведенческий, наличие целенаправленной познавательной деятельности, которая становится привычной формой поведения.
Теоретические аспекты развития познавательного интереса у младших школьников через использование мультимедийных технологий прошли апробацию на уроках математики в ГБОУ СКОШИ №2 г. Улан-Удэ. В нем приняли участие учащиеся с интеллектуальной недостаточностью, с разными видами нарушений речи (ОНР и дизартрия, алалия).
У детей отмечается нейтральное отношение к школе, ориентация на содержательные моменты учебной действительности, ориентируются на учителя. У большинства детей ориентация на внешнюю сторону школьной деятельности при ведущей роли игровых мотивов. Самостоятельно не могут выполнять учебные действия, не способны к осмыслению учебного материала, установлению связей между предметами и явлениями, нахождению различий и сходств между ними. Требуется постоянная помощь учителя при выполнении учебных заданий, при восприятии и осмыслении учебного материала. Дети могут работать по наглядным материалам шаблонным способом, не умеют воспроизводить изученный материал, находить различие между предметами и явлениями, устанавливать связь между ними. Не умеют соотносить свою работу с образцом, самостоятельно исправлять ошибки. Ошибки замечают и находят не все, значительная часть пропускает.
В результате анализа данных было установлено, что в классе небольшое количество обучающихся с нарушением интеллекта имеют средний уровень познавательной активности, в их деятельности преобладают социальные мотивы, ориентируются на оценку, похвалу учителя, положительное отношение к обучающемуся, наличие школьной атрибутики. Учащиеся при выполнении заданий делают легкую часть и при усложнении задания желания продолжать искать пути решения, исправляя ошибки, доводить работу до конца не наблюдалось. Школьники прекращают выполнение учебных действий или переходят на решение более легких заданий. Необходимо отметить, что при непосредственной помощи учителя, дети научились видеть свои ошибки, сравнивать результат работы с образцом.
Большинство школьников с интеллектуальной недостаточностью показывают низкий уровень познавательной активности, доминирует игровая мотивация. Деятельность обучающихся характеризовалась доминированием отсутствием ориентации на содержательные моменты учебной действительности. При выполнении учебных заданий требуется наглядный материал, который выступает в качестве визуальной подсказки. У них низкий уровень способности оценивать свою работу, не могут находить ошибки, сравнивать результаты с образцом, отвечать на вопросы учителя по содержанию урока.
Выявленные особенности тормозят развитие познавательной активности и вместе с тем, являются отправными точками, на которые необходимо опираться при выборе средств обучения в соответствии с современными требованиями к организации учебного процесса в школе.
Исследования JI.H. Бабанина, В.В. Гузеева, О.М. Дьяченко подчеркивают важную роль новых информационных технологий в системе специального образования. В качестве ведущего средства в своей работе мы выбрали мультимедийные технологии, которые позволяют представить учебный материал в виде ярких образов, обеспечивают наглядность. У детей развивается восприятие, задействованы зрительный, слуховой, тактильный анализаторы.
Мультимедиа - это компьютерная информационная технология, в которой объекты и процессы представляются с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, а не традиционным текстовым описанием [2].
На уроках математики мы использовали мультимедийные презентации, тесты, видео-сопровождение, физминутки, которые эффективно влияют на формирование вычислительных навыков школьников. Содержание учебного материала соответствует учебному плану. Мультимедийные технологии используются для объявления темы урока, на слайдах изложены ключевые моменты разбираемого вопроса, для контроля знаний. Также используются на уроках мультимедийные презентации, содержащие текст, основные формулы, схемы, рисунки.
Использование мультимедийных технологий повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Данные технологии отличаются от остальных способов представления информации насыщенностью содержания, интерактивностью. Особенно важно на уроках математики в работе с обучающимися с нарушением интеллекта обеспечение наглядности, способствующей лучшему восприятию, запоминанию материала, доступности учебного материала.
Использование мультимедийных технологий помогают выполнять задачи, решение которых традиционными методами является недостаточно продуктивным. Внедрение в учебную деятельность на уроках математики позволяет индивидуализировать коррекционный процесс, учитывать образовательные потребности каждого ребенка и позволяет достигнуть максимально возможных результатов в развитии ребенка с интеллектуальной недостаточностью.
Для формирования познавательной активности в мультимедиа технологиях использовался учебный материал, вызывающий интерес у детей, активизирующий познавательные процессы и включал доступные для ребенка задания, преимущественно репродуктивного характера, основанные на максимальном применении наглядности. Слайды содержали разнообразные анимационные эффекты, графическое, звуковое и коммуникационное оформление.
Школьнику предлагаются варианты ответов при решении задач на основе максимального использования различных видов наглядности. Если ученик испытывает затруднение, ему предоставляется возможность нажать на гиперссылку и получить подсказку в виде картинки, схемы, вариантов ответа.
Также используются различные ребусы, задания, вопросы, направленные на самопроверку, анализ проделанной работы обучающихся.
Необходимо отметить, что эффективность использования мультимедийных технологий на уроках математики обеспечивается при соблюдении следующих условий: минимальное содержание количества слов; использование крупного шрифта, размера букв, цифр, знаков для их четкого рассмотрения с последнего ряда парт; заливка фона, букв, линий не должны вызывать раздражение и утомление глаз. Предложенные на слайде определения, термины учащиеся записывают в тетради, прочитывают их вслух во время демонстрации презентации. На просмотр одного слайда следует отводить достаточное время для того, чтобы дети могли сконцентрировать внимание изображении, проследить последовательность действий, сделать записи в тетрадях.
Данная форма использования мультимедийных технологий позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить усвоение и запоминание изучаемого материала. Данная подача учебного материала позволяет сократить время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Учеников привлекает новизна проведения таких моментов на уроке, вызывает интерес. Уроки с использование мультимедийных технологий помогают усвоить базовые знания по предмету; систематизировать усвоенные знания; сформировать навыки самоконтроля; сформировать познавательную активность;
В результате использования мультимедийных технологий на уроках математики появился интерес к уроку, при решении задач учащиеся стали пользоваться подсказками, повысилась их активность на уроке.
Таким образом, мультимедийные технологии как особая форма предъявления учебного материала является эффективным средством обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Список литературы
Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. – М.: Просвещение – 1995. 527 с.
Кукушкина О.И. Информационные технологии в контексте отечественной традиции специального образования: моногр. М.: Полиграф-сервис, 2005. 156 с.
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика)/ Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 2001, С. 20-27.
Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников: учеб. пособие для студ. вузов. М.: Aкадемия, 2011. 160 с.
Повышение профессиональной компетенции педагогов в условиях введения ФГОС обучающихся с ОВЗ: Сборник материалов участников областной научно-практической конференции /Сост. М.С. Давыдова – Киров: ООО «Тип-фия «Старая Вятка», 2017. 205 с.
Толстикова О.Н. Специфика мотивов учебной деятельности младших школьников специальной (коррекционной) школы VIII вида // Специальное образование: науч.-метод. журн. 2011. № 3(23). С. 76-83.
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599.