Просмотр содержимого документа
«Формирование познавательных УУД на уроках математики при решении задач»
Формирование познавательных УУД
на уроках математики
при решении задач
Сегодняшнее информационное общество запрашивает выпускника не только имеющего достаточный багаж знаний, но и умеющего реализовать эти знания в современном мире, умеющего самостоятельно приобретать знания в процессе жизни. Большие возможности для этого предоставляет освоение УУД. Содержание познавательных УУД, которые формируются на уроках математики:
осознание, что такое свойства предмета - общие, различные,
существенные, несущественные, необходимые, достаточные;
моделирование;
использование знаково-символической записи математического понятия;
овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств;
использование индуктивного умозаключения;
выведение следствий из определения понятия;
умение приводить контрпримеры.
В рамках школьного обучения под логическим мышлением понимается способность и умение учащихся производить:
Простые логические действия | Составные логические операции |
сравнение данных; опознание объектов; анализ- выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части; синтез- составление целого из частей; сериация - упорядочение объектов по выделенному основанию (Сериация является необходимым условием формирования у детей понятия числа); классификация - отнесение предмета к группе на основе заданного признака; обобщение -выведение общности для целого класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; доказательство - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений; подведение под понятие - распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез; вывод следствий; установление аналогий. | построение отрицания; утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем - индуктивной или дедуктивной; общий приём решения задач. |
Общий прием решения задач включает:
знания : этапов решения, методов решения, типов задач, оснований выбора способа решения в зависимости от умения анализировать текст задачи;
владение: предметными знаниями(понятиями, определениями терминов, правилами, формулами, логическими приемами и операциями).
Компоненты общего приема решения задач:
Анализ текста задачи (семантический, логический, математический).
Перевод текста на язык математики с помощью вербальных и невербальных средств.
Установление отношений между данными и вопросом.
Составление плана решения задачи.
Осуществление плана решения.
Проверка и оценка решения задачи.
Анализ текста задачи
Семантический | Направлен на обеспечение понимания содержания текста, предполагает: 1)Выделение и осмысление: - отдельных слов, терминов, понятий как житейских, так и математических, - грамматических конструкций («если…, то», «после того, как…» и т.д.), - количественных характеристик объекта, задаваемых словами - кванторами («каждого», «какого-нибудь», «любое», «некоторое», «всего», «все», «почти все», «одинаковые», «разные», и т.д. 2) Восстановление предметной ситуации, описанной в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста с выделением только существенной для решения задачи информации. 3) Выделение обобщенного смысла задачи - о чем говорится в задаче, указание на объект и величину, которая должна быть найдена (стоимость, объем, площадь, количество и т.д.). |
Логический | Предполагает: - умение заменять термин их определениями, - выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных (понятий, процессов, явлений). |
Математический | Включает анализ условия и требования задачи. При этом анализ условия происходит исходя из требования задачи. Анализ условия направлен на выделение: а) объектов (предметов, процессов). б) величин, характеризующих каждый объект. в) характеристик величин. Анализ требования направлен на выделение: неизвестных количественных характеристик величин объекта(ов). |
УУД представляют перейти от обучения как преподнесения обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к межпредметному изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству обучающихся и учителя в ходе овладения знаниями, к активному участию педагогов в выборе содержания и методов обучения.