«Формирование познавательных УУД на уроках математики, с использованием нестандартных задании».
Когда – то очень давно Герберт Спенсер сказал: «Великая цель образования – это не знания, а действия». Данное высказывание четко определяет задачу современной системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Целью моей работы является: формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики для повышения качества образования.
Перед собой я поставила следующие задачи:
- формировать предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
- воспитывать умение учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
- познакомить предметными знаниями: понятиями, определениями терминов, правилами, формулами, логическими приемами и операциями.
Я не буду озвучивать все УУД, остановлюсь на тех, которые использую в своей работе на уроках математики. Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия:
общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения).
логические (анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование. При решении разного рода задач. Два поезда выехали навстречу друг другу. Скорость одного из них 35 км/час, другого 29 км/час. Какое расстояние между поездами было сначала, если встретились они через 5 часов? (о чем идет речь- о поездах, скорость 1 поезда, скорость 2 поезда, что надо найти, как мы находим?)
действия постановки и решения проблем (формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.) (Например тема «Сложение и вычитание дробей» мы рассматривали примеры такие как 5/12+4/12, 7/12+2/12, 6/12+8/12 вот и выявляется проблема, как это можно решить, варианты детей.)
Предполагается, что результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:
произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
уметь устанавливать причинно-следственные связи;
уметь устанавливать аналогии;
владеть общим приемом решения учебных задач;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
Для реализации своих целей, задач использую следующие технологии:
Ситуация- проблема (создаю проблемную ситуацию, опираясь на тот же урок- такого рода примеры мы не решали).
Ситуация – иллюстрация (5/12+4/12, 7/12+2/12, 6/12+8/12 то есть ребенок не только должен слышат, но и видеть информацию правополушарные дети больше получают информацию).
Ситуация- оценка (оценивание своей работы, что получилось, что не получилось, почему, что надо было бы сделать).
Ситуация – тренинг (решение проблемы через тренинги, когда ученик отстаивает свое мнение, он логический размышляет и проходит определенному выводу).
Методы:
Проблемное обучение
Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся.
Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, позволяющих активно усваивать знания (проблема мы такие примеры не решали, а что же можно сделать, надо искать пути их решения, дети предлагают варианты).
Развивающее обучение
Развитие личности и ее способностей ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию.
Вовлечение обучаемых в различные виды деятельности (игры, задачи, продолжи ряд, найти лишнее). (Развивается не только познавательные УУД, но личностные, коммуникативные, регулятивные).
Дифференцированное обучение
Создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного, то есть подбор различных задании по уровню развития, но не ниже стандарта. (подбор задании, так как дети информацию принимают по- разному, а те кто схватывает быстро усложняется, даже возможно увеличить количество задании ).
Игровое обучение (особенно в 1-3 классах)
Обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений (то, есть деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации). «Поиск лишнего», «Лабиринты», «Цепочки». «Найти отличия»(12,58,5,69,30,17). «продолжи ряд»(3,6,9,11….)(либо на закономерность, либо четные, нечетные числа). Интеллектуальная игра «Почемучка»
Обучение развитию критического мышления
Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.
Способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. (технология развития критического мышления разрушает стереотипы: - на уроке нужно оценивать ученика;- учащийся не должен делать ошибок;- учитель знает, как и что должен отвечать ученик. Например: Прочтите данные задаче и сделайте маркировку текста по следующей системе, например: Росли две яблони. На каждой 5 больших веток, на каждой большой ветке по 4 маленькие, на каждой маленькой по 3 груши. Сколько всего груш? :
“V” - галочкой отмечается то, что известно;“-” - знаком минус помечается то, что противоречит представлениям;“+” - знаком плюс помечается то, что является интересным и неожиданным;“?” - вопросительный знак ставится, если у читателя возникло желание узнать о том, что описывается, более подробно.
В своей работе пользуюсь литературой:
Татьяны Петровны Быковой «Нестандартные задания по математике»;
Винокурова Наталья Федоровна «Развиваем способности детей»;
Интернет, журнал начальная школа.
На этом я не останавливаюсь работаю над собой, с детьми.
Стань творцом и тогда каждый новый шаг в твоей профессиональной деятельности станет открытием мира души ребёнка.
Ёще хотела бы подарить памятки для учителя.
Желаю успехов в работе, удачи. Спасибо за внимание!
Памятка для учителя.
Помните, каждый ребенок индивидуален.
Организуя учебную деятельность по предмету, учитывайте возможности и способности учеников.
Помните, что главным является не предмет, которому ВЫ учите, а личность, которую ВЫ формируете.
Помогите ребенку адекватно оценивать ту работу, которую он сделал.
Помните, что знает материал не тот, кто пересказывает материал, а кто его применяет на практике.
Научите ребенка высказывать свои мысли.
Не бойтесь "нестандартных уроков", попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповую работу для освоения материала.