СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование познавательных УУД на занятиях учителя-дефектолога.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование познавательных УУД на занятиях учителя-дефектолога.»


Формирование познавательных УУД на занятиях

учителя-дефектолога.


Айнбиндер Н.А.,

учитель-дефектолог

ОГАОУ «Центр образования «Ступени»


Универсальные Учебные Действия (УУД) – это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, нового социального опыта, формированию умения и компетентности, самостоятельную организацию этого процесса.

Ведущую роль в формировании УУД играет учитель. Подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), определение планируемых результатов – всё это требует от педагога грамотного подхода.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (целепологание посредством различных техник-отгадать загадку, собрать пазл и пр.);

  • поиск и выделение необходимой информации и источников информации (Например поиск в интернете определения, понятия);

  • структурирование знаний (Например: расставить по порядку пункты плана занятия);

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме (Например вырабатывание привычки отвечать на вопрос полным ответом);

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Например оценить результаты своей работы в конце занятия);

  • смысловое чтение; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов (Например учить отвечать на вопросы по тексту);

  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют:

Знаково-символические действия:

  • моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (звуко-буквенный анализ слова, иллюстрация времени года, краткая запись задачи в виде таблицы, рисунка);

  • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

  • синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов ( сюжетные картины, разрезные картины, серии картин);

  • выбор оснований и критериев для сравнения,классификации объектов (игры «Четвертый лишний», «Назови сходства и различия»);

  • подведение под понятие, выведение следствий;

  • установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

  • построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

  • доказательство;

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;

  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Практика показывает, что формирование УУД у обучающихся с особыми образовательными потребностями требуют особого подхода через организацию психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Условием успешного обучения детей с ОВЗ является организация групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, которые направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для данной категории детей.

Цель коррекционных занятий - системное воздействие на учебно-познавательную деятельность детей в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию имеющихся отклонений в развитии.

Задачи:

  • учить детей ориентироваться в предъявленных учебных заданиях, планировать соответствующие действия и искать способы выполнения задания;

  • развивать мыслительные операции;

  • развивать различные виды восприятия, памяти, параметры внимания;

  • формировать умение объективно оценивать свою работу и при необходимости её корректировать.

Началу коррекционной работы предшествует этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития.

Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. В связи с этим, работа ориентирована на общее развитие, а не на тренировку отдельных психических процессов или способностей учащихся. Планируется не столько достижение отдельного результата (например: выучить таблицу умножения), сколько создание условий для развития ребенка.

Таким образом, коррекционно-развивающие занятия включают в себя задания на формирование различных видов универсальных учебных действий; упражнения на развитие ведущих познавательных процессов, а так же упражнения на развитие мелкой моторики рук и т.д

Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через активизацию деятельности каждого ученика, в ходе которой создается необходимая основа для получения позитивных результатов и положительной динамики в развитии личности ребенка.