Формирование познавательных УУД средствами многомерной дидактической технологии
Мочалова Елена Васильевна,
учитель начальных классов
МБОУ школа № 6
имени Героя РФ И.А.Морева
города Кулебаки
стаж- 26 лет т. 8-952-76-26-120 [email protected]
Актуальность темы педагогического опыта
Работа с информацией является составной частью всех учебных предметов в начальной школе в условиях реализации ФГОС.
В тексте Федерального государственного образовательного стандарта НОО говорится, что «в период начального образования основным показателем развития знаково-символических УУД становится овладение моделированием ».
Моделирование (познавательное общеучебное универсальное действие) – «преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область»
Актуальность темы педагогического опыта
Большой объем информации обрушаемый на учащихся необходимый для успешного обучения и воспитания творческой,
Недостаточный уровень умения учащихся работать с информацией, анализировать, обобщать
инициативной и компетентной личности
противоречие
МДТ позволяют представить знания в свернутой
и развернутой форме и управлять деятельностью учащихся по их усвоению, переработке и использованию
Цель: создание условий для формирования у обучающихся познавательных УУД на уроках в начальной школе посредством использования многомерной дидактической технологии
Задачи:
- Изучить психолого-педагогическую литературу по исследуемому вопросу;
- Описать приём создания карт памяти и возможности его использования для организации деятельности учащихся.
- Проанализировать личный опыт работы с картами памяти.
- Разработать методические рекомендации
- Доказать эффективность применяемой МДТ для формирования познавательных УУД
Многомерная дидактическая технология – новая современная технология наглядного, системного, последовательного, логичного представления, восприятия, переработки, усвоения, запоминания, воспроизведения и применения учебной информации; это технология развития интеллекта, связной речи, мышления, всех видов памяти.
Штейнберг В. Э .
Теоретическое обоснование
Многомерная дидактическая технология (МДТ)
логико-смысловая модель (ЛСМ)
3-4 класс
карта памяти
или интеллект-карта
1-2 класс
рисунки, схемы,
символы
ключевые слова
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования
Применение МДТ на разных этапах урока
Рефлексия
Оргмомент
Первичная проверка понимания
Актуализация знаний
МДТ
Постановка цели и задач урока
Закрепление изученного
Первичное усвоение новых знаний
Различные формы работы
фронтальная
комбинированная
МДТ
индивидуальная
работа в парах
работа в группах
Приемы работы
прием Фишбоун
мозговой штурм
уголки
дерево предсказаний
ромашка Блума
МДТ
сюжетная цепочка
таблица ЗХУ
шкала настроения
ХИМС
ладошки
корзина идей
сбор ассоциаций
Этапы формирования МДТ
- Предлагаются готовые модели
- Составляются вместе с учителем
- Предлагается дополнить модели или исправить ошибки
- Самостоятельное составление модели учащимися
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты
Результаты комплексных работ
Результатом применения МДТ являются умения:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
- учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
- уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;
- уметь осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- уметь устанавливать причинно-следственные связи;
- создавать и преобразовывать модели и схемы
для решения задач.
Правила составления карт памяти
1. Готовим цветные ручки, карандаши и фломастеры;
2. Лист кладём горизонтально;
3. В центре страницы заглавными печатными буквами пишем и выделяем рамкой главную тему (1–2 ключевых слова);
4. От центральной темы рисуем ветки разными цветными карандашами ;
5. Каждую ветку подписываем 1–2 словами (основные направления);
6. На каждой ветке (не меняя цвет) рисуем веточки, . подписываем их .
Литература и интернет – ресурсы:
- Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. — М: Просвещение, 2008.
- Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС: Методическое пособие/ под ред. Н.Н.Деменевой. – М.:АРКТИ, 2012.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.-М., 2010.
- Штейнберг В.Э. Дидактическая многомерная технология.– Уфа: БИРО, 1999.
- Штейнберг В.Э. Самоучитель по технологии проектирования образовательных систем и процессов Уфа : БИПКРО, 1996.
- http://www.edustandart.ru/izmeneniya-fgos-2016/