СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование познавательных УУД средствами многомерной дидактической технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание условий для формирования у обучающихся познавательных УУД (работа с информацией, анализ объекта, моделирование) на уроках посредством использования многомерной дидактической технологии.

Просмотр содержимого документа
«Формирование познавательных УУД средствами многомерной дидактической технологии»

Формирование познавательных УУД средствами многомерной дидактической технологии Мочалова Елена Васильевна, учитель начальных классов МБОУ школа № 6 имени Героя РФ И.А.Морева города Кулебаки стаж- 26 лет т. 8-952-76-26-120  mochalova-1973@mail.ru

Формирование познавательных УУД средствами многомерной дидактической технологии

Мочалова Елена Васильевна,

учитель начальных классов

МБОУ школа № 6

имени Героя РФ И.А.Морева

города Кулебаки

стаж- 26 лет т. 8-952-76-26-120 [email protected]

Актуальность темы педагогического опыта   Работа с информацией является составной частью всех учебных предметов в начальной школе в условиях реализации ФГОС. В тексте Федерального государственного образовательного стандарта НОО говорится, что «в период начального образования основным показателем развития знаково-символических УУД становится овладение моделированием ». Моделирование  (познавательное общеучебное универсальное действие) – «преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область»

Актуальность темы педагогического опыта

Работа с информацией является составной частью всех учебных предметов в начальной школе в условиях реализации ФГОС.

В тексте Федерального государственного образовательного стандарта НОО говорится, что «в период начального образования основным показателем развития знаково-символических УУД становится овладение моделированием ».

Моделирование (познавательное общеучебное универсальное действие) – «преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область»

Актуальность темы педагогического опыта Большой объем информации обрушаемый на учащихся необходимый для успешного обучения и воспитания творческой, Недостаточный уровень умения учащихся работать с информацией, анализировать, обобщать инициативной и компетентной личности противоречие МДТ позволяют представить знания в свернутой и развернутой форме и управлять деятельностью учащихся по их усвоению, переработке и использованию

Актуальность темы педагогического опыта

Большой объем информации обрушаемый на учащихся необходимый для успешного обучения и воспитания творческой,

Недостаточный уровень умения учащихся работать с информацией, анализировать, обобщать

инициативной и компетентной личности

противоречие

МДТ позволяют представить знания в свернутой

и развернутой форме и управлять деятельностью учащихся по их усвоению, переработке и использованию

Цель:  создание условий для формирования у обучающихся познавательных УУД на уроках в начальной школе посредством использования многомерной дидактической технологии Задачи:  Изучить психолого-педагогическую литературу по исследуемому вопросу;  Описать приём создания карт памяти и возможности его использования для организации деятельности учащихся.  Проанализировать личный опыт работы с картами памяти.  Разработать методические рекомендации  Доказать эффективность применяемой МДТ для формирования познавательных УУД

Цель: создание условий для формирования у обучающихся познавательных УУД на уроках в начальной школе посредством использования многомерной дидактической технологии

Задачи:

  • Изучить психолого-педагогическую литературу по исследуемому вопросу;
  • Описать приём создания карт памяти и возможности его использования для организации деятельности учащихся.
  • Проанализировать личный опыт работы с картами памяти.
  • Разработать методические рекомендации
  • Доказать эффективность применяемой МДТ для формирования познавательных УУД
Многомерная дидактическая технология – новая современная технология наглядного, системного, последовательного, логичного представления, восприятия, переработки, усвоения, запоминания, воспроизведения и применения учебной информации; это технология развития интеллекта, связной речи, мышления, всех видов памяти.   Штейнберг В. Э .  

Многомерная дидактическая технология – новая современная технология наглядного, системного, последовательного, логичного представления, восприятия, переработки, усвоения, запоминания, воспроизведения и применения учебной информации; это технология развития интеллекта, связной речи, мышления, всех видов памяти.  

Штейнберг В. Э .  

Теоретическое обоснование  Многомерная дидактическая технология (МДТ) логико-смысловая модель  (ЛСМ) 3-4 класс карта памяти или интеллект-карта 1-2 класс рисунки, схемы,  символы ключевые слова

Теоретическое обоснование

Многомерная дидактическая технология (МДТ)

логико-смысловая модель (ЛСМ)

3-4 класс

карта памяти

или интеллект-карта

1-2 класс

рисунки, схемы,

символы

ключевые слова

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования Применение МДТ на разных этапах урока Рефлексия  Оргмомент  Первичная проверка понимания Актуализация знаний МДТ Постановка цели и задач урока Закрепление изученного Первичное усвоение новых знаний

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования

Применение МДТ на разных этапах урока

Рефлексия

Оргмомент

Первичная проверка понимания

Актуализация знаний

МДТ

Постановка цели и задач урока

Закрепление изученного

Первичное усвоение новых знаний

Различные формы работы   фронтальная комбинированная МДТ индивидуальная  работа в парах работа в группах

Различные формы работы

фронтальная

комбинированная

МДТ

индивидуальная

работа в парах

работа в группах

Приемы работы   прием Фишбоун мозговой штурм уголки дерево предсказаний ромашка Блума МДТ сюжетная цепочка таблица ЗХУ шкала настроения ХИМС ладошки корзина идей сбор ассоциаций

Приемы работы

прием Фишбоун

мозговой штурм

уголки

дерево предсказаний

ромашка Блума

МДТ

сюжетная цепочка

таблица ЗХУ

шкала настроения

ХИМС

ладошки

корзина идей

сбор ассоциаций

Этапы формирования МДТ    Предлагаются готовые модели  Составляются вместе с учителем  Предлагается дополнить модели или исправить ошибки  Самостоятельное составление модели учащимися

Этапы формирования МДТ

  • Предлагаются готовые модели

  • Составляются вместе с учителем

  • Предлагается дополнить модели или исправить ошибки

  • Самостоятельное составление модели учащимися
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты

Результаты комплексных работ

Результаты комплексных работ

Результатом применения МДТ являются умения:    осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач; учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов; уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков уметь осуществлять синтез как составление целого из частей; уметь осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;  уметь устанавливать причинно-следственные связи; создавать и преобразовывать модели и схемы  для решения задач.

Результатом применения МДТ являются умения:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
  • учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;
  • уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
  • уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • уметь осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • уметь устанавливать причинно-следственные связи;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы

для решения задач.

Правила составления карт памяти   1. Готовим цветные ручки, карандаши и фломастеры; 2. Лист кладём горизонтально; 3. В центре страницы заглавными печатными буквами пишем и выделяем рамкой главную тему (1–2 ключевых слова); 4. От центральной темы рисуем ветки разными цветными карандашами ; 5. Каждую ветку подписываем 1–2 словами (основные направления);  6. На каждой ветке (не меняя цвет) рисуем веточки, . подписываем их .

Правила составления карт памяти

1. Готовим цветные ручки, карандаши и фломастеры;

2. Лист кладём горизонтально;

3. В центре страницы заглавными печатными буквами пишем и выделяем рамкой главную тему (1–2 ключевых слова);

4. От центральной темы рисуем ветки разными цветными карандашами ;

5. Каждую ветку подписываем 1–2 словами (основные направления);

6. На каждой ветке (не меняя цвет) рисуем веточки, . подписываем их .

Литература и интернет – ресурсы: Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. — М: Просвещение, 2008. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС: Методическое пособие/ под ред. Н.Н.Деменевой. – М.:АРКТИ, 2012. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.-М., 2010. Штейнберг В.Э. Дидактическая многомерная технология.– Уфа: БИРО, 1999.  Штейнберг В.Э. Самоучитель по технологии проектирования образовательных систем и процессов Уфа : БИПКРО, 1996.  http://www.edustandart.ru/izmeneniya-fgos-2016/

Литература и интернет – ресурсы:

  • Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. — М: Просвещение, 2008.
  • Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС: Методическое пособие/ под ред. Н.Н.Деменевой. – М.:АРКТИ, 2012.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.-М., 2010.
  • Штейнберг В.Э. Дидактическая многомерная технология.– Уфа: БИРО, 1999.
  • Штейнберг В.Э. Самоучитель по технологии проектирования образовательных систем и процессов Уфа : БИПКРО, 1996.
  • http://www.edustandart.ru/izmeneniya-fgos-2016/