ГАПОУ СО « Саратовский техникум отраслевых технологий» ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ К ПРЕДМЕТУ МАТЕМАТИКА В РАМКАХ ПОЛУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Выполнила: преподаватель математики БЕЛОВА Н.В. 2021 |
Введение
«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах,
если нет у ученика желания учиться».
Сухомлинский В.А
Процесс образования в учреждениях СПО имеет свои особенности. Обучающиеся, получающие рабочие профессии, овладевая основами наук, постигают культуру труда, готовятся к участию в создании материальных благ, к предстоящей им деятельности на пользу общества.
Они, как правило, имеют заниженную мотивацию к обучению, что создает определенные трудности, особенно для преподавателей общеобразовательного цикла.
Математика для них является наиболее сложным предметом, поэтому педагог должен не только помочь детям преодолеть психологический барьер неуспешности, но и показать, что из абстрактных понятий строятся модели конкретной деятельности, что общие законы математики будут применяться и в их будущей профессии.
Стандарт по математике на базовом уровне ставит одну из целей: овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни. И в требованиях к уровню подготовки выпускников сказано, что в результате изучения математики на базовом уровне ученик должен знать значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике.
Сегодня задача формирования положительной мотивации к обучению
очень актуальна, так как перед техникумом стоит задача - выпустить высокопрофессионального рабочего, конкурентноспособного на рынке труда, социально адаптированного в современных условиях, способного к непрерывному профессиональному росту.
Поэтому процесс формирования положительной мотивации к обучению на уроках математики в техникуме должен быть тесно связан с получением профессии.
Я хотела бы выделить следующие основные виды деятельности педагога по формированию положительной мотивации:
Методы изучения и диагностика учебной мотивации обучающихся.
Повышение мотивации к обучению посредством
профессиональной направленности уроков математики.
Внеклассная работа по предмету, как важный фактор роста
познавательной активности обучающихся.
1. Некоторые методы диагностики мотивации обучающихся.
Наблюдение. Изучение обучающихся будет более целенаправленным, если проводить наблюдения по следующим признакам.
Характер деятельности обучающегося в процессе выполнения письменных практических заданий (активно или пассивно; добросовестно или недобросовестно; длительное напряженное выполнение работы, выполнение с перерывами, отвлечениями; проявление внимания на протяжении всего занятия или только его части).
Стремление к выполнению заданий необязательных, неоцениваемых (ведение записей при слушании преподавателя, выдвижение гипотез, стремление узнать, какие еще способы решения применяются).
Характер умственной деятельности, наиболее привлекающий ребенка (самостоятельное выявление причинных связей, зависимостей, закономерностей или копирование действий преподавателя; склонность к репродуктивным или продуктивным способам деятельности ).
Предпочтительная избирательность отдельных этапов деятельности (привлекает выполнение теоретического обоснования работы или практической ее части; формулирование суждений, выводов; стремление участвовать в планировании деятельности, коллективном обсуждении итога работы; оказание помощи товарищам )
Отношение к выполнению задания (полностью выполняет требования или выполняет частично; выполняет старательно или небрежно; внимателен к разбору ошибок, стремится их избежать, устранить; участвует в коллективных формах работы или избегает их).
Увлеченность, эмоциональный подъем при изучении предмета, выполнении практических заданий (стремление к самостоятельной постановке проблем, увлеченность поиском решений, потребность в выдвижении гипотез; интерес к применению материала; удовлетворенность проделанной работой, полученными знаниями)
Отношение обучающегося к окончанию урока (рад звонку с урока, огорчен, «не слышит» звонка)
Отношение обучающегося к помощи преподавателя, советам товарищей, их оценкам.
Темп вхождения, включения в деятельность (быстро ориентируется в предстоящей работе и принимает ее; ориентируется, но не принимает ее; не хочет делать; ставит цели; стремится планировать свои действия)
Качество знаний (объем, полнота, фактическая точность, понимание, осмысленность, прочность усвоенного материала, умение решать «нестандартные» задачи, успешность выполнения заданий).
Анкетирование. Письменный опрос или анкета. Анкета как научный
инструмент есть результат тщательной и трудоемкой работы экспертов по её созданию.
Преподаватель должен найти опубликованные анкеты и использовать их, если они представляются ему полезными для решения поставленных диагностических задач.
1.Определение доминирующих мотивов обучения.
Обучающимся предлагается заполнить таблицу, поставив напротив наименования мотива балл, указанный в таблице.
№ | Перечень мотивов | Баллы |
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Понимаю, что учиться надо хорошо | | | | | | |
2 | Хочу окончить техникум и учиться дальше | | | | | | |
3 | Понимаю, что знания мне нужны для будущего | | | | | | |
4 | Хочу быть культурным и развитым человеком | | | | | | |
5 | Хочу получать хорошие отметки | | | | | | |
6 | Хочу получать одобрение родителей | | | | | | |
7 | Хочу, чтобы в группе было хорошее мнение обо мне | | | | | | |
8 | Хочу быть лучшим учеником в группе | | | | | | |
9 | Хочу, чтобы мои ответы на уроке были лучше всех | | | | | | |
10 | Хочу занять достойное место среди лучших в группе | | | | | | |
11 | Мне нравится учиться | | | | | | |
12 | Люблю узнавать новое | | | | | | |
13 | Нравятся необычные и нестандартные уроки | | | | | | |
14 | Мне нравится преодолевать трудности в учебной работе | | | | | | |
15 | Люблю уроки, на которых можно рассуждать | | | | | | |
16 | Люблю, когда преподаватель оценивает справедливо мои успехи | | | | | | |
Мотивы обучения:
Мотив долга и ответственности-№1
Мотивы самоопределения и самосовершенствования-№2-4
Мотивы собственного благополучия-№5-7
Мотивы престижности-№8-10
Мотивы содержания учебной деятельности-№11-13
Мотивы отношения к процессу обучения-№14-16
2. Определение мотивации к предметам.
а) Обучающимся предлагается отметить в таблице мотив к изучению ряда преподаваемых в техникуме предметов.
| Инф-ка | Физ- ра | ОБЖ | Общ- ие | Математ. | Физи ка | Исто- рия | Экон- ка | Хи- мия | Русский | Спец. дисц |
Интересное содержание предмета | | | | | | | | | | | |
Интересное преподаание | | | | | | | | | | | |
Предмет имеет практическое значение | | | | | | | | | | | |
Уважаю преподавателя | | | | | | | | | | | |
Хотел бы получить дополнит. знания | | | | | | | | | | | |
2. Как показывает многолетний опыт педагогов, хорошие результаты по формированию положительной мотивации к обучению дает профессиональная направленность уроков математики.
Преподавателю математики необходимо знать техническую терминологию, иметь ясное представление об устройстве того или иного механизма, работать в тесном контакте с преподавателями спец. дисциплин и мастерами производственного обучения.
Не всегда программный материал по математике можно связать с получаемой детьми рабочей профессией, в таких случаях на уроках в качестве разминки можно предложить обучающимся устные упражнения, встречающиеся в повседневной жизни и на производстве.
На рабочем месте человеку приходится решать множество простейших задач, где применение калькулятора не всегда оправдано и попросту его нет под рукой. Устные упражнения содействуют развитию сообразительности, внимания, памяти. От навыков в устном счете зависит выполнение заданий по многим другим предметам.
5-7 минут такой работы позволяют оценить каждого обучающегося в вычислительных навыках, дисциплинируют группу в самом начале урока,
Всю жизнь человек сталкивается с решением всевозможных задач и от того, как он их решает, зависит его личная жизнь, производственные успехи, материальное благополучие, психологическое и физическое здоровье.
Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса, удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс.
Специфика профессионального обучения имеет естественную проблемность.
На уроках математики есть возможность решать более сложные задачи, возникающие на рабочем месте и имеющие связь со многими другими предметами. Решение таких задач предусматривает следующие этапы:
Реальная проблемная ситуация→ математическая модель→ решение задачи.
Важнейшее условие таких уроков - создание атмосферы, когда каждый обучающийся сможет поверить в свои возможности и в ходе индивидуальной или групповой работы с желанием принимается за решение поставленной задачи. Такие уроки можно проводить в форме: деловой игры, экскурсии, бинарного урока, лабораторной или практической работы, защиты проектов, применять ИКТ, использовать модели, детали, макеты и др.
Большое количество задач можно решать при изучении стереометрии, даже имеющиеся в учебнике задачи приблизить к реально существующим производственным
3. Большую роль в формировании положительной мотивации играет внеклассная работа по предмету, позволяющая раскрыть творческие способности обучающихся и привить интерес к математике.
Существуют различные формы проведения такой работы. В наших условиях наибольший интерес представляет проведение предметных недель. В рамках недели математики проводим олимпиаду по предмету, защиту исследовательских работ, выпуск стенгазет, конкурсы, викторины. Преподавателями даются открытые уроки.
Особое значение в развитии личностных качеств обучающихся имеет их публичное выступление перед аудиторией в качестве докладчика. Ребята, которые до сих пор этого не делали, ощущают свою значимость, ответственность, причастность к общему делу. Участие в таких мероприятиях раскрывает творческий потенциал
обучающихся, работа с дополнительной литературой углубляет их знания по предмету, формирует интерес к обучению.
Благодаря хорошо продуманной внеклассной работе, которая является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, знания, умения и навыки, полученные обучающимися на уроках математики, развиваются, расширяются, углубляются и, в конечном счете, находят практическое применение в будущей профессиональной деятельности.
Заключение
На последнем этапе работы по формированию положительной мотивации к изучению математики необходимо провести диагностику, подвести итоги обучения по предмету за 2 года, сделать анализ эффективности применяемых методов работы.
| 1 пол. 1 курс | 1 курс | 1 пол. 2 курс | 2 курс |
Успеваемость | | | | |
Кач. знаний | | | | |
Сопоставление результатов начала 1 курса и конца 2-го позволяет отметить динамику познавательной, интеллектуальной, учебной и творческой деятельности, развитие мотивационной сферы.