Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым
«Армянский колледж химической промышленности»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
Тема: «УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ»
Предмет: ОГСЭ.04 Физическая культура
Преподаватель: Наумов А. Д.
Армянск 2023
ПАСПОРТ УРОКА «УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ»
Ф.И.О. преподавателя | Наумов Антон Дмитриевич |
Учебная дисциплина | Физическая культура |
Тема занятия | «Упражнения на формирование правильной осанки» |
Цели занятия | образовательные: – укрепление здоровья обучающихся при помощи использования здоровьесберегающих технологий с учетом индивидуальных возможностей и способностей студентов; – развитие навыков выполнения упражнений для формирования правильной осанки; – овладение системой профессионально и жизненно значимых практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья. развивающие: – развитие мышц, удерживающих позвоночник в правильном положении, формирование правильной осанки; – развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья; – умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, находить собственные возможности ее решения; – развитие навыков у студентов контролировать процесс и оценивать результат своей деятельности; воспитательные: – формирование мотивации к регулярным занятиям физической культуры с целью укрепления здоровья; – формирование устойчивых мотивов и потребностей к ведению здорового жизни, бережному отношению обучающихся к собственному здоровью, к занятиям физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью. |
Задачи урока: | – укрепление здоровья обучающихся при помощи использования здоровьесберегающих технологий; – овладение системой профессионально и жизненно значимых практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья; – использование дифференцированного подхода к формированию умений и навыков студентов, относящихся к разным медицинским группам здоровья. |
Планируемые образовательные результаты | – расширение и систематизация знаний о правильной осанке и ее значении в жизнедеятельности человека; – обучающиеся научатся правильно выполнять упражнения для формирования правильной осанки; – развитие физических качеств и способностей обучающихся, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья; – формирование мотивации к регулярным занятиям физической культуры и ведению здорового образа жизни. |
Программные требования | предметные: – умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга; – владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью; – владение техническими приемами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное применение их в игровой и соревновательной деятельности, готовность к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). метапредметные: – способность использовать межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные) в познавательной, спортивной, физкультурной, оздоровительной и социальной практике; – готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию по физической культуре, получаемую из различных источников; – умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий. личностные: – готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению; – сформированность устойчивой мотивации к здоровому образу жизни и обучению, целенаправленному личностному совершенствованию двигательной активности с валеологической и профессиональной направленностью, неприятию вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; – потребность к самостоятельному использованию физической культуры как составляющей доминанты здоровья; – приобретение личного опыта творческого использования профессионально-оздоровительных средств и методов двигательной активности; – принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; |
Тип занятия | Комбинированный урок |
Форма занятия | фронтальная, групповая, индивидуальная |
Технологии обучения | – здоровьесберегающие технологии; – информационно-коммуникационные технологии; – интерактивные технологии; – личностно-ориентированные технологии. |
Оснащение занятия | – ноутбук; – проектор, экран; – колонки; – презентация; – аудио-файлы с расслабляющей и ритмичной музыкой; – секундомер; – гимнастические маты; – гимнастические палки. |
Подготовка к занятию | Составление и воспроизведение презентаций студентами. |
Продолжительность | 45 минут |
Домашнее задание | Самостоятельно составить комплекс упражнений для мышц спины |
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Практическое занятие № 23
Тема: «Упражнения на формирование правильной осанки».
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
укрепление здоровья обучающихся при помощи использования здоровьесберегающих технологий с учетом индивидуальных возможностей и способностей студентов;
развитие навыков выполнения упражнений для формирования правильной осанки;
формирование устойчивых мотивов и потребностей к ведению здорового жизни, бережному отношению обучающихся к собственному здоровью, к занятиям физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью;
показать методику применения элементов здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры.
Оборудование урока: ноутбук, проектор, экран, колонки, презентация, аудио-файлы с расслабляющей и ритмичной музыкой, секундомер, гимнастические палки, гимнастические маты.
Ход урока
1. Организационный момент
Построение в шеренгу. Звучит команда «Равняйсь, смирно! Равнение на середину».
– Ребята, приветствую вас на уроке физической культуры. Староста, прошу назвать отсутствующих (Староста называет отсутствующих на уроке).
– Группа, команда «Налево!», «Направо!», «Кругом!», «Кругом!». Данные строевые упражнения способствуют формированию правильной осанки, подтянутости, сохранению положительного эмоционального и мышечного тонуса.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
Все мы знаем о том, как важно беречь своё здоровье смолоду. Ещё в XIX веке в немецких аристократических семьях девочек привязывали за косички к спинке стула. Как вы думаете, зачем? (звучат ответы студентов).
– Верно, для формирования правильной осанки. Как вы думаете, какова тема нашего занятия? (звучат ответы студентов).
– Тема нашего занятия «Упражнения на формирование правильной осанки». Как вы считаете, какова цель нашего урока? (звучат ответы студентов).
– Цель урока: изучить понятие «правильная осанка» и её влияние на здоровье человека, научиться правильно выполнять упражнения на формирование осанки.
– Сейчас мы проверим частоту сердечных сокращений (ЧСС) в состоянии покоя. Кто скажет, на каком участке тела чаще всего измеряют пульс? (звучат ответы студентов, после чего обучающиеся замеряют ЧСС в течение 10 секунд, затем выборочно оглашают результат преподавателю). По команде «Начали!» приступаете к подсчёту пульса до команды «Закончили!» (студенты оглашают результаты).
– На занятиях мы проводим пульсометрию для того, чтобы выяснить вашу индивидуальную реакцию сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку. Обязательно запомните свой результат!
3. Актуализация знаний обучающихся. Инструктаж по технике безопасности. Разминка.
Перед началом выполнения упражнений инструктаж по технике безопасности нам напомнит … (преподаватель называет фамилию и имя студента) (ответ студента обязательно должен содержать следующее: внимательно слушать преподавателя при выполнении упражнений, не выполнять упражнения без страховки, не стоять близко к матам при выполнении упражнений другими студентами, не выполнять упражнения при плохом самочувствии, в случае подобного обратиться к преподавателю).
– На первый-второй рассчитайсь! Запомните свои номера, они пригодятся во время выполнения последующих упражнений. Первые номера делают три шага вперёд, вторые – на месте. На вытянутые руки разомкнись!
Разминку проводит один из студентов, показывая технику выполнения упражнений, преподаватель комментирует и следит за правильностью их выполнения. Упражнения выполняются под ритмичную музыку. Музыкальное сопровождение помогает студентам настроиться на работу на уроке, помогает правильно выполнять физические управления.
– К выполнению упражнений приступай! (студенты стоят в шеренге и выполняют общеразвивающие упражнения на месте):
1) Исходное положение: стойка ноги врозь, руки на пояс. Выполняем упражнение «Наклоны головы вперед-назад, влево-вправо». Упражнение выполнять!
Комментарии преподавателя: выполнять медленно, без резких движений, спина должна быть прямая, пятки от пола не отрывать.
На счет 1-2 – наклон головы вправо, влево;
3-4 – вернуться в исходное положение;
1-2 – наклон головы вперёд, назад;
3-4 – вернуться в исходное положение (3 подхода);
Упражнение закончить!
2) Исходное положение: стойка ноги врозь, руки на пояс. Выполняем круговые движения головой по часовой стрелке. Упражнение выполнять!
Комментарии преподавателя: выполнять медленно, без резких движений.
На счет 1-4 – круговые движения головой по часовой стрелке;
5-8 – круговые движения головой против часовой стрелке
(2 подхода).
Упражнение закончить!
3) Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки перед грудью. Выполняем рывки руками с поворотом корпуса. Упражнение выполнять!
Комментарии преподавателя: руки держим прямыми, нужно смотреть вперед, рывок резче.
На счет 1-2 – рывки руками перед грудью;
3-4 – поворот влево;
5-6 – рывки руками перед грудью;
7-8 – поворот вправо (4 подхода)
Упражнение закончить!
4) Исходное положение: широкая стойка, руки в стороны. Выполняем упражнение «Мельница».
Комментарии преподавателя: спина прямая, смотреть вперед, поворот больше, поворот выполнять туловищем.
На счет 1 – наклон вперед;
2 – поворот туловища вправо;
3 – то же влево;
4 – занимаем исходное положение (4 подхода)
Упражнение закончить!
5) Исходное положение: присед на правой ноге, левая прямая в сторону, руки на поясе. Выполняем выпады в сторону.
Комментарии преподавателя: упражнение необходимо для гибкости тазобедреных суставов и стабильности коленей, помните о том, что обе стопы должны оставаться на полу. Вытянутые вперед руки помогут сохранить равновесие.
На счет 1 – перекат на левую ногу;
2 – перекат на правую ногу;
3 – перекат на левую ногу;
4 – занимаем исходное положение (4 подхода)
Закончили выполнение упражнений!
(Студент возвращается на место, говорит преподаватель)
– В одну шеренгу становись! Направо! В обход зала с интервалом в два шага бегом, марш!
1) По команде выполняем беговые упражнения «Бег с захлестом голени». Во время бега с захлестом голени пятки должны слегка касаться ягодиц. Необходимо следить за точностью движений и только потом увеличивать их частоту.
2) Выполняем упражнение «Бег с высоким подниманием бедра». Выполняя упражнение, следите за спиной, которая должна быть без сутулостей, а туловище лишь слегка наклонено вперед.
3) Выполняем упражнение «Подскоки». Мягкий перекат с пятки на носок с последующим жестким выталкиванием. Приземление мягкое.
4) Выполняем упражнение «Бег спиной вперёд». Тренируем периферийное зрение, а также укрепляем мышцы ног и спины.
5) Выполняем упражнение «Многоскок с ноги на ногу». Разминаем четырехглавую бедренную и трехглавую голеностопную мышцы.
Закончили выполнение упражнений, в обход зала шагом марш, восстанавливаем дыхание: на раз-два-три – глубокий вдох (руки поднимаются), на четыре – резкий выдох (руки опускаются). Повторяем 3 раза.
– После выполнения беговых упражнений предлагаю вам заново измерить частоту сердечных сокращений. По команде «Начали!» приступаете к подсчёту пульса до команды «Закончили!» (студенты измеряют показатели пульса и выборочно оглашают результаты преподавателю).
– Как вы думаете, почему данный показатель изменился? (студенты отвечают). При увеличении физической нагрузки повышается потребность в кислороде, поэтому сердце начинается сокращаться чаще.
4. Этап первичного усвоения новых знаний.
– Напоминаю, что в группе обучаются студенты разных медицинских категорий. Те ребята, которые находятся в специальной медицинской группе, помогают преподавателю в подготовке к учебным занятиям в виде презентаций и докладов в форме опережающего обучения. Им было поручено подготовить презентацию по теме нашего урока (приложение 1) (студенты раскрывают теоретические аспекты данного урока с применением ИКТ).
– Прошу всех занять место на гимнастических матах и внимательно выслушать докладчиков (студенты садятся на гимнастические маты, слушают докладчиков о формировании правильной осанки (слайды 1–5)).
5. Этап закрепления новых знаний.
Во время демонстрации слайдов 6–9 с физическими упражнениями обучающиеся выполняют команды, которые отображены на презентации. Их может проводить студент, который относится к подготовительной или основной медицинским группам.
– Итак, делимся на две группы: первые номера приступают к выполнению упражнений на гимнастических матах, вторые номера – смотрят и страхуют своих одногруппников, а затем – меняются.
Студенты выполняют на гимнастических матах физические упражнения, представленные на слайдах 6–9 (приложение 1). Преподаватель внимательно следит за техникой исполнения, в случае необходимости – поправляет, дает комментарии.
– В ходе нашего урока мы выполняли упражнения с акцентом на тренировку мышц спины и конечностей, что позволяет сформировать правильную осанку, которая является залогом здоровья всех внутренних органов и эстетики человеческого тела. Рекомендую делать данные упражнения во время утренней зарядки для профилактики деформации позвоночника.
– Теперь немного усложним задачу. Возьмите, пожалуйста, гимнастические палки и постройтесь в три шеренги на расстоянии вытянутых рук.
Студенты под ритмичную музыку выполняют упражнения с гимнастической палкой, которые показывает им преподаватель. В результате накапливающегося физического и психического утомления у обучающихся, как правило, наблюдается заметное снижение работоспособности, и музыкальная стимуляция их деятельности становится педагогически необходимой. Главные задачи музыки, применяемой в данной части урока, – замедлить процесс развития у студентов пресыщения выполняемой работой, повысить их работоспособность. Использование музыкального сопровождения не только способствует повышению эффективности занятия, развитию координации движений, выносливости, умения быстро ориентироваться в пространстве, но и созданию положительного психоэмоционального настроя. Оптимальная громкость: 70-80 децибел.
Ноги вместе, палка на лопатках, широким хватом за концы. Глубокий выпад вперед (колено за линию стопы), не наклоняя туловища. Вернуться в исходное положение. Выполняем по 5 раз на каждую ногу. Дыхание произвольное.
Ноги на ширине плеч, стопы параллельны, палка горизонтально внизу сзади, широким хватом за концы. Поднять палку рывком максимально вверх с одновременным подъемом прямой ноги вперед до уровня тазобедренного сустава носок «от себя». Вернуться в исходное положение и повторить на каждую ногу по 5 раз. Дыхание произвольное.
Ноги на ширине плеч, стопы параллельны, палка горизонтально перед грудью, широким хватом за концы. Повернуть туловище в сторону, не сдвигая стоп и не сгибая локтей. Вернуться в исходное положение. Повторить то же в другую сторону. Выполнить 10 раз. Дыхание произвольное.
Ноги вместе, палка горизонтально перед грудью, широким хватом за концы. Мах бедром одной ноги вверх, опуская палку вниз за коленный сустав. Вернуться в исходное положение. Повторить 5 раз. Дыхание произвольное.
Ноги вместе, палка на лопатках, хватом за концы. Поднять руки вверх, одну ногу назад на носок, прогнувшись в пояснице 5 раз. Вернуться в исходное положение. Выполнить на каждую ногу по 5 раз. Дыхание произвольное.
– После выполнения данных упражнений предлагаю вам заново измерить частоту сердечных сокращений. По команде «Начали!» приступаете к подсчёту пульса до команды «Закончили!» (студенты измеряют показатели пульса и выборочно оглашают результаты преподавателю).
– Как вы думаете, почему данный показатель сильно изменился? (студенты отвечают). Нагрузка выросла еще больше, поэтому потребность в кислороде стала еще выше, и сердце стало сокращаться еще чаще.
Правильная осанка зависит от многих факторов, в том числе и от положения стопы. Поэтому регулярная гимнастика способствует снижению их деформации, укреплению силы и выносливости мышц, формированию правильного положения ног при ходьбе и предупреждению сколиоза. Давайте выполним упражнения для профилактики плоскостопия. Перестраиваемся из шеренги в колонну и движемся по кругу друг за другом. Помним о технике безопасности.
Студенты движутся по кругу, выполняя указания преподавателя.
Ходьба на носках, руки прямые, вверх.
Комментарии преподавателя: спина прямая, взгляд вперед, живот и ягодицы втянуты.
Ходьба на пятках, руки – прямые, в сторону.
Комментарии преподавателя: соблюдайте дистанцию; спина прямая, взгляд вперед, живот и ягодицы втянуты.
Ходьба на внутренних сводах стопы, руки на пояс.
Комментарии преподавателя: соблюдайте дистанцию; спина прямая, не спешите, аккуратно ставьте ноги.
Ходьба на внешних сводах стопы руки за голову.
Комментарии преподавателя: соблюдайте дистанцию; спина прямая, не спешите, аккуратно ставьте ноги.
– Отлично! Упражнения закончили! Кладем гимнастические палки на место. Кислород участвует во всех процессах, которые проходят внутри человека, поэтому я предлагаю вам немного отдохнуть и выполнить дыхательную гимнастику.
Звучит релаксирующая музыка «Звуки природы». Музыкальное сопровождение характеризуется медленным темпом, тихим и умеренным звучанием, что позволяет снятию физических и психоэмоциональных напряжений у обучающихся и осуществляет переход в более спокойное состояние. Помимо этого, сама дыхательная гимнастика позволяет погасить возбуждение и переключиться на дальнейшую учебную деятельность. Преподаватель негромко, но отчетливо дает пояснения.
На счет 1–4 делаем медленный глубокий вдох, на 5–8 – медленный полный выдох. И еще раз.
На счет 1–4 делаем медленный глубокий вдох, на 5 – быстрый полный выдох ртом. Повторяем еще раз.
На счет 1 – быстрый полный вдох ртом; на 2–6 – медленный полный выдох. Затем на счет 1–4 – свободное дыхание. Повторяем.
– Во время проведения этих упражнений организм успокаивается, насыщается кислородом, обменные процессы в мозговой ткани усиливаются и ускоряются. Благодаря дыхательным упражнениям вы быстрее растете и правильно развиваетесь. Регулярное выполнение таких комплексов помогает избежать и противостоять стрессам, подготовиться к экзаменам и занятиям, спокойно справляться с учебной нагрузкой.
– Как вы себя чувствуете? (звучат ответы студентов). Давайте вновь измеряем пульс. По команде «Начали!» вы приступаете к подсчёту пульса и считаете до команды «Закончили!» (студенты измеряют показатели пульса и выборочно оглашают результаты преподавателю).
– Сравните с начальным показателем ЧСС. Каков результат? (студенты выборочно называют свои результаты).
– Налево! Колонной к гимнастическим матам шагом марш! Садимся по трое.
6. Этап информирования о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Домашнее задание: самостоятельно составить комплекс упражнений для мышц спины.
7. Рефлексия.
– Внимание! Смотрим на экран!
На экране появляются вопросы, на которые студенты отвечают в ходе беседы с преподавателем.
– Где мы можем использовать упражнения, которые были сегодня на уроке? (в гимнастике, игровых видах спорта, зарядке).
– Зачем мы измеряли частоту сердечных сокращений? (контроль физической нагрузки организма, забота о здоровье).
– Что нужно делать для улучшения своей осанки? (выполнять физические упражнения, приучать себя правильно сидеть за столом, спать на плоской постели и ровном средней жесткости матрасе, носить портфель на двух лямках).
– Какие упражнения вам понравились? Какие показались вам трудными или, наоборот, слишком легкими? Что лучше всего получалось?
– Продолжите: сегодня на уроке меня порадовало …
– Продолжите: сегодня на уроке мне запомнилось, что …
– За что вы можете похвалить себя сегодня?
– Вы молодцы! До свидания! Урок окончен!
Литература
Из опыта проведения регионального этапа всероссийского конкурса «Учитель здоровья России – 2021» : сборник материалов победителей и лауреатов конкурса / сост. Е. А. Богачева, И. А. Куренская. – Белгород : ОГАОУ ДПО «БелИРО», 2021. – 201 с. – Режим доступа: https://beliro.ru/assets/resourcefile/4233/sbornik-uchitelzdorovya-rossii-2021.pdf (дата обращения: 18.01.2023)
Котешева, И. А. Нарушение осанки. Лечение и профилактика / И. А. Котешева. – М.: Эксмо, 2004. – 208 с.
Скиндер, Л. А. Двигательная реабилитация при нарушениях осанки и сколиозе : учебн.-метод. рекомендации / авт.-сост. Л. А. Скиндер, А. Н. Герасевич ; под ред. А. Н. Герасевича. – Брест: БрГУ им. А.С. Пушкина, 2006. 36 с.
Фадеева, В. С. Принципы здоровьесберегающих технологий // Наука и образование сегодня. – 2018. – №2 (25). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-zdoroviesberegayuschih-tehnologiy (дата обращения: 19.01.2023).
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (с изменениями на 12 августа 2022 года) [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов: сайт. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/902350579#6500IL (дата обращения: 18.01.2023)
Приложение 1
Презентация на тему «Формирование правильной осанки»