Формирование правильной речи и устранение речевых нарушений в процессе интеграционной работы учителя-логопеда с учителями начальной школы на логопедическом пункте
Кошкина С.С,учитель-логопед МОУ гимназии №3 ,Волгоград
Одной из актуальных проблем современной школы остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Ее значимость обусловлена тем, что количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается(от 5% до 50%) Это дети, относящиеся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации и нуждающиеся в специальных формах и методах педагогического воздействия.
Значительный процент неуспевающих учащихся составляют дети, имеющие речевые нарушения .
Для повышения эффективности работы школьного логопеда на школьном логопункте устанавливается тесная двусторонняя связь с учителями начальных классов.
Самое важное для успешного сотрудничества — установление равноправных отношений. Школьный учитель -логопед и учитель начальных классов являются партнёрами заинтересованными в организации помощи ребенку в процессе коррекционной работы. Сотрудничество осуществляется только тогда ,когда логопеду удастся вызвать у учителя желание участвовать в решении проблемы.
Общая цель у партнёров — дать качественное образование школьникам. Для этого учителю нужно, чтобы каждый учащийся имел достаточно высокий уровень общего и речевого развития.
Задача логопеда — устранить речевые дефекты, развить устную и письменную речь ребенка до уровня, на котором он смог бы успешно обучаться в школе. Учитель продолжает речевое развитие ребенка в образовательно-воспитательном процессе, опираясь на усвоенные им речевые умения и навыки. В результате происходит интеграция коррекционной логопедической работы. Учитель начальных классов с помощью учителя - логопеда осуществляет контроль над правильной речью детей, участвует в воспитании у них самоконтроля.
Тесное взаимодействие учителя начальных классов и учителя-логопеда начинается с первого методического объединения, когда логопед знакомит учителей начальной школы с результатами логопедического обследования, акцентируя внимания на состояние связной речи, словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, слоговой структуры слова, артикуляционного аппарата, фонематического восприятия.
Логопед разъясняет виды и причины специфических ошибок, учит отличать специфические ошибки от орфографических. Задача обратить внимание учителя на то, что ошибки специфического характера не должны засчитываться при оценке письменной работы учащегося.
Необходимо убедить учителя начальных классов в том, что на занятиях логопед очень специфично оценивает работу учащегося. Оценка на логопедическом занятии ставится по психолого-педагогическим параметрам работы ученика, т.е. за внимательность в течение всего занятия, активность, желание работать и количество самостоятельно обнаруженных и исправленных, а не допущенных им ошибок. Поэтому ученик, неудовлетворительно успевающий в классе, на логопедических занятиях может получать положительные отметки.
В результате партнёрских отношений учитель начальных классов может обратить внимание логопеда на детей, которые по тем или иным причинам не стоят на учете на логопункте, но имеют речевую патологию. Речь идет о тех детях, которые перешли из других школ. Как правило, логопед с первого класса становится тьютором для детей, имеющих нарушения речи, составляет списки, ставит на очередь детей, не попавших на логопункт. Дети, которые пришли позже, часто выпадают из поля зрения логопеда. Учитель начальных классов, может выявить детей, имеющих нарушения в формировании речевой системы и направить их на диагностику к логопеду.
Учитель - логопед и учитель начальных классов предъявляют единые требования к ученику с речевыми отклонениями.
При этом делают акцент на :
• учет структуры нарушения и подбор соответствующего речевого материала для каждого школьника (как на логопедических занятиях, так и на уроках);
• учет возрастных особенностей детей;
• предъявление программных требований к учащимся с учетом возможных специфических (речевых) ошибок и оказание опережающей помощи для их предупреждения;
• осуществление индивидуального подхода на фоне коллективной деятельности;
• закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных как на логопедических занятиях, так и на уроках;
• придание обучению воспитывающего характера;
• всестороннее развитие личности учащегося.
Единые требования способствуют повышению качества логопедической работы и лучшему усвоению учебного материала данными детьми.
В ходе совместной работы можно отслеживать результативность такой работы, используя наблюдение учителя на уроках, наблюдения логопеда, посещающего уроки, анализ рабочих тетрадей по письму и русскому языку.
При подборе упражнения, задания, предпочтение отдается упражнениям, которые активизируют речевую и мыслительную деятельность ученика. Например, при дифференциации звуков о-ё предлагается сначала послушать слова и определить наличие заданных звуков ( вол-вёл ,нос-нёс,лот-лёд) проанализировать эти слова,определить твёрдый, составить с ними словосочетания и предложения. При этом используется разнообразная система сигналов обратной связи: символы, схемы, карточки, движения, т. е. формирование операций письма без тетради и ручки.Акцент в такой работе делается на устранение нарушений в звуковой стороне речи, активизации словарного запаса, развитию внимания, памяти, способности к переключению.
Таким образом, учитывается один из принципов коррекционно-развивающего обучения логопатов - одновременная работа над всеми компонентами речевой системы. Однако все логопедические приемы могут быть внесены в структуру урока только после того, как они будут отработаны на логопедических занятиях и показаны учителю начальных классов.
Для своевременного предупреждения, выявления нарушений письма учитель - логопед периодически проводит анализ письменных работ детей (обычно во время каникул) и обращает внимание учителя начальных классов на ошибки, обусловленные речевыми отклонениями.
В целях пропаганды своих занятий учитель - логопед ведет индивидуальные и тематические консультации для педагогов по вопросам развития и коррекции устной и письменной речи учащихся (особое внимание уделяется молодым специалистам). Взаимосвязь в работе учителей - логопедов и учителей начальной школы осуществляется также на совместных методических объединениях, совещаниях, где решаются разнообразные организационные вопросы, изучается передовой опыт.
Результатом партнёрства учителя и логопеда становится повышение успеваемости и качества знаний у школьников, имевших на начало учебного года речевые нарушения. В обобщенном виде взаимосвязь в работе логопеда и учителя начальных классов представлена на схеме.
Взаимодействие логопеда и учителя начальных классов также предполагает активное вовлечение родителей в образовательный процесс. Родители играют важную роль в социализации детей и могут быть активными участниками коррекционной работы. Логопед и учитель совместно проводят родительские собрания, где обсуждаются успехи детей и даются рекомендации по работе с ними дома. Взаимодействие с родителями помогает создавать единое образовательное пространство, в котором ребенок получает поддержку как в школе, так и дома.
Важно, чтобы учителя начальных классов были осведомлены о методах работы логопеда и понимали, как они могут поддерживать детей с речевыми нарушениями в процессе обучения. Например, учителя могут использовать педагогические технологии, направленные на развитие речи, такие как игровые методики, которые способствуют улучшению речевых навыков детей. Применение таких методов в классе создает условия для более успешного освоения учебного материала и укрепляет уверенность детей в своих силах.
Список используемых источников информации:
http://nsportal.ru
Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера. 2005. – 192 с.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Книга для логопедов. – М.: Просвещение. 1991. – 224 с.
Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему ученику. – М.: Ось-89. 2005. – 92с.