Тема: «Правовая культура»
Введение
В настоящее время происходит увеличение числа преступлений, совершаемых школьниками, дети ужесточаются. Часто в средствах массовой информации мы слышим о преступлениях, совершаемых подростками, причем все чаще и чаще речь идет о девочках. Как наше общество может допускать эту вопиющую тенденцию?
Одна из важных проблем настоящего времени – детская преступность. Такое развитие детской преступности является следствием падения правовой культуры школьников.
Мы с вами знаем, что одна из характеристик зрелого общества - наличие совершенной системы правового регулирования. Для формирования такой системы необходимо добиться повышения уровня правовой культуры членов данного общества, начиная со школьной скамьи.
Воспитанник, совершающий преступления, имеет крайне низкий уровень правовой культуры, низкий уровень нравственности; не умеют сочувствовать, сопереживать.
Задачи формирования правовой культуры:
Задачи формирования правовой культуры заключаются в том, чтобы довести до сознания воспитанников требования правовых норм, добиться того, чтобы эти требования приобрели для них личностный смысл, стали руководством в повседневном поведении.
Школьнику, склонному к совершению правонарушений, всегда присуща определенная совокупность искаженных знаний, интересов, потребностей, отношений к людям и социальным ценностям.
Макаренко А.С. отметил «Дефективность сознания» - это, конечно, не техническая дефективность личности, это дефективность каких-то социальных явлений, социальных отношений, - одним словом, прежде всего, испорченные отношения между личностью и обществом, между требованиями личности и требованиями общества"'.
Истоки деформации нравственного и правового сознания школьников лежат, как правило, в семье. Вот почему работа с семьями воспитанников — важнейшее условие предотвращения правонарушений среди подростков.
Неблагоприятной для формирования личности ребенка является семья не только с явной деградацией ее взрослых членов (пьянство, драки, судимости и пр.), но и та, где за чисто внешним "благополучием" скрывается атмосфера стяжательства, оправдывающая в глазах этой семьи любые средства наживы. Это, в свою очередь, сказывается на отношении школьников к учебе и труду: постепенно в их сознании формируются пренебрежение к труду, ориентация на "выгодную" работу, подчинение трудовых интересов корыстным либо ложно понимаемым престижным устремлениям. Результатом такого "потребительского воспитания" чаще всего становится установка на удовлетворение потребностей любыми способами, в том числе и асоциальными. Дети из таких семей обычно отличаются высокой криминальной активностью.
Для подростка более значимо и важно мнение о нем сверстников, чем взрослых. Вот почему так важно положительно влиять на мотивы и характер действий неформальных групп, придавать им общественно ценную направленность.
Что необходимо проводить:
Информационно-просветительская деятельность (ответственные: социальный педагог, психолог, завучи):
1.Проведение родительских собраний для неблагополучных семей и трудных подростков;
2.Проведение родительских собраний (по приглашению классного руководителя);
3.Проведение лекций и бесед для родителей (по запросу); Выпуск информационных листов, оформление стендов в помощь родителям; 4. Обследование жилищно-бытовых условий семьи, проведение рейдов в неблагополучные семьи;
5.Приглашение родителей неблагополучных семей на совет профилактики школы;
6.Организация общешкольных род. собраний с привлечением медицинских работников, специалистов правоохранительных органов, социального педагога и психолога;
Психолого-педагогическая деятельность (ответственный – психолог):
1.Исследование детско-родительских отношений в рамках психолoго-педагогического мониторинга;
2.Проблемное и тематическое консультирование;
3.Проведение родительских собраний, круглых столов, психопрофилактических занятий в тренинговом режиме, ролевых и деловых игр для детей и их родителей;
4.Оказание психолого-педагогической поддержки семье (индивидуальная работа);
Досуговая деятельность (ответственные: завуч по УВР, социальный педагог, учитель физкультуры):
1. Проведение занятий по пропаганде ЗОЖ, проведение Дня здоровья;
2. Участие в городских конкурсах и проектах;
3. Организация совместного досуга: спортивных соревнований, праздников, конкурсов, диспутов, походов в театр, на экскурсии;
Данные виды деятельности помогут родителям получить информацию в области права, социальной защиты, психологии, а также лучше узнать своего ребенка и проводить с ним больше времени.
В заключении хочется проговорить мудрое напутствие педиатра «Любите вашего ребенка таким, какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет... Результат воспитания зависит не от степени строгости или мягкости, а от ваших чувств к ребенку и от тех жизненных принципов, которые вы ему прививаете».