МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ДЕТСТВА
КАФЕДРА КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
Формирование предметной игры у детей с умственной отсталостью в сочетании с детским аутизмом
Новосибирск,2021
АКТУАЛЬНОСТЬ
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
- Изучение особенностей формирования предметной игры у детей с умственной отсталостью в сочетании с детским аутизмом и на основании полученных результатов описание и апробирование коррекционной работы по формированию предметной игры у детей данной группы
ЗАДАЧИ ПРАКТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
- Сформировать экспериментальную группу для выявления особенностей предметной игры у детей с умственной отсталостью в сочетании с аутизмом.
- Определить критерии оценки и подобрать методики исследования сформированности предметной игры у детей с умственной отсталостью в сочетании с детским аутизмом.
- Разработать и апробировать коррекционную работу по формированию предметной игры у детей с умственной отсталостью в сочетании с детским аутизмом.
- Выявить эффективность проведенной работы, провести анализ результатов
БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Линевская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Искитимского района Новосибирской
области
В исследовании участвовали дети первого класса в количестве 2 человек. Возраст 7 – 8 лет.
Выборка группы для исследования выполнена нами с применением лонгитюдного метода
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПРОВОДИЛАСЬ В ТРИ ЭТАПА
Цель: выявление уровня сформированности предметной игры у детей с умственной отсталостью в сочетании с детским аутизмом
Цель формирующего эксперимента : разработка и апробирование коррекционной работы по формированию предметной игры у детей с умственной отсталостью в сочетании с детским аутизмом
Цель : анализ результатов уровня сформированности предметной игры у детей с умственной отсталостью в сочетании с детским аутизмом
МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ НА КОНСТАТИРУЮЩЕМ И НА КОНТРОЛЬНОМ ЭТАПАХ ЭКСПЕРИМЕНТА
- 1.А.В. Хаустов «Обследования игровых навыков детей с расстройствами аутическогог спектора», основанная на исследованиях данных авторов/ С.Д.Забрамной, Е.А.Стребелевой, О.С. Никольской ., Н.Б. Лаврентьевой , Д.Б. Эльконина /
- 2. Е. Л. Агафонова и О. О. Григорян «Карта педагогического обследования для школьников с аутизмом»
- 3. Опрос родителей и специалистов
4.. Включенное педагогическое наблюдение
СТРУКТУРА ОБСЛЕДОВАНИЯ ИГРОВЫХ НАВЫКОВ
- I этап – первичный сбор информации о игре ребенка в ходе беседы с родителями
- II этап – обследование игровых навыков ребенка в ходе свободной игровой ситуации
- III этап – обследование игровых навыков ребенка в ходе структурированной игровой ситуации
- IV этап – протоколирование и анализ результатов обследования.
УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ИГРОВЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В СОЧЕТАНИИ С ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ
- «0» – навык не сформирован. Низкий уровень: ребенок никогда не выполняет и не использует данный навык, или только пытается выполнить действие;
- «1» – навык сформирован частично. Средний уровень: ребенок начал выполнять действие в течение последнего месяца, либо иногда использует данный навык, (например, только с близкими людьми, только с взрослыми, только в домашних условиях и т.д.);
- «2» – навык сформирован полностью. Высокий уровень: ребенок использует данный навык в различных ситуациях, в разных местах, с разными людьми
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИГРОВЫХ НАВЫКОВ НА КОНСТАТИРУЮЩЕМ ЭТАПЕ
Диаграмма – Уровень сформированности предметной игры
НА КОНСТАТИРУЮЩЕМ ЭТАПЕ ПРОВЕДЕНО
- анкетирование родителей и педагогов, взаимодействующих с детьми, данные опроса представлены в Приложении А, в таблице А. 7;
- наблюдение за выбранными детьми в привычной для них обстановке (на прогулке, на уроках, в столовой), данные - в Приложение Б, в таблицу Б. 8;
- заполнена карта педагогического обследования за детьми с умственной отсталостью в сочетании с аутизмом, результаты представлены в таблице 3.
КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
Рецептивные навыки
1 ребенок
Умение слушать, понимать услышанное сформировано слабо. Инструкции выполняет в неполной мере.
2 ребенок
Личностные навыки
Межличностное взаимодействие
Умение слушать и понимать услышанное сформировано слабо. Почти не выполняет инструкции.
Навыки самообслуживания сформированы слабо. Нуждается в организующей помощи педагога.
Плохо распознаёт и выражает эмоции. Навык подражания сформирован не в полной мере. С одноклассниками не общается.
Навыки самообслуживания сформированы слабо. Нуждается в организующей помощи педагога.
Игра, время препровожден ие
Не распознаёт эмоции. Навык подражания сформирован слабо. Предпочитает проводить время наедине с самой собой.
В свободное время предпочитает складывать пазлы, смотреть в окно. Умение делиться и сотрудничать с другими детьми не сформировано.
Навыки сотрудничества
Поведение
Плохо контролирует собственное поведение. Редко следует общественным нормам и правилам поведения.
В свободное время предпочитает рисовать или же хаотично передвигаться по комнате. Умение делить и сотрудничать с другими детьми не сформировано.
Контроль за поведением резко снижен. Почти не следует общественным нормам.
ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭТАПА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИШЛИ К ВЫВОДУ:
- При сочетаниях умственной отсталости с детским аутизмом, два таких сложных первазивных дефекта, взаимовлияя друг на друга, значительно усугубляют отклонение в психическом развитии ребёнка, усложняют коррекционную работу, делая её практически невозможной без медикаментозной терапии, ослабляющей ярко выраженные проявления нарушений эмоционально- волевой сферы и поведения у детей.
ЦЕЛИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
- установление положительного эмоционального контакта;
- преодоление негативных реакций;
- выработка положительной эмоциональной реакции на занятие;
- коррекция аффективных проявлений, использование их и стереотипных действий ребенка для коммуникации посредством игры;
- формирование предметной игры
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
1. Установление эмоционального контакта преодоление негативизма к общению с взрослыми, смягчение эмоционального дискомфорта, нейтрализация страхов.
2. Преодоления трудностей целенаправленной деятельности ребенка, обучения его социальным нормам поведения, развитие его способностей, коррекция эмоциональной сферы с помощью обучения предметной игре.
Тематическое планирование коррекционной работы, задания и упражнения для формирования предметной игры представлены в приложениях В и Г
НА КОНТРОЛЬНОМ ЭТАПЕ
- повторное анкетирование родителей и педагогов, взаимодействующих с детьми, которое отражено в Приложении Д, в таблице 9.
- Наблюдение за детьми на контрольном этапе экспериментальной работы представлено в Приложении Е , в таблице 9
- Анализ ученических тетрадей и рисунков детей представлены в таблице 4
ВЫВОДЫ НА КОНТРОЛЬНОМ ЭТАПЕ
- Без специальной коррекционной работы невозможно сформировать навыки предметной игры
- Для успешной коррекционной работы с ребенком с умственной отсталостью в сочетании с детским аутизмом важна четкая технология организации образовательного процесса с учетом вариативности требований ФГОС О УО (ИН)
- Большое значение имеет и взаимодействие с семьей особенного ребенка
- Комплексный подход: взаимодействие всех специалистов
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КОНСТАТИРУЮЩЕГО И КОНТРОЛЬНОГО ЭТАПОВ ЭКСПЕРИМЕНТА ДИАГРАММА – СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НАЧАЛЬНОГО И КОНЕЧНОГО ЭТАПА
ВЫВОД ИССЛЕДОВАНИЯ
- Гипотеза экспериментальной работы о том, что без специальной коррекционной работы предметная игра у детей с умственной отсталостью в сочетании с детским аутизмом не формируется, доказана.
- Поставленные задачи исследовательской работы решены.
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!