СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование предметной игры презентация

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа отражает исследовательский проект по теме "Формирование предметной игры у детей с умственной отсталостью в сочетании с детским аутизмом"

Просмотр содержимого документа
«Формирование предметной игры презентация»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ДЕТСТВА КАФЕДРА КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ  Формирование предметной игры у детей с умственной отсталостью в сочетании с детским аутизмом Новосибирск,2021

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДЕТСТВА

КАФЕДРА КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

Формирование предметной игры у детей с умственной отсталостью в сочетании с детским аутизмом

Новосибирск,2021

АКТУАЛЬНОСТЬ

АКТУАЛЬНОСТЬ

 МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА

 ЦЕЛЬ  ИССЛЕДОВАНИЯ    Изучение особенностей формирования предметной игры у детей с умственной отсталостью в сочетании с детским аутизмом и на основании полученных результатов описание и апробирование коррекционной работы  по формированию предметной игры у детей данной группы

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

  • Изучение особенностей формирования предметной игры у детей с умственной отсталостью в сочетании с детским аутизмом и на основании полученных результатов описание и апробирование коррекционной работы по формированию предметной игры у детей данной группы

ЗАДАЧИ ПРАКТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Сформировать экспериментальную группу для выявления особенностей предметной игры у детей с умственной отсталостью в сочетании с аутизмом. Определить критерии оценки и подобрать методики исследования сформированности предметной игры у детей с умственной отсталостью в сочетании с детским аутизмом. Разработать и апробировать коррекционную работу по формированию предметной игры у детей с умственной отсталостью в сочетании с детским аутизмом. Выявить эффективность проведенной работы, провести анализ результатов

ЗАДАЧИ ПРАКТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

  • Сформировать экспериментальную группу для выявления особенностей предметной игры у детей с умственной отсталостью в сочетании с аутизмом.
  • Определить критерии оценки и подобрать методики исследования сформированности предметной игры у детей с умственной отсталостью в сочетании с детским аутизмом.
  • Разработать и апробировать коррекционную работу по формированию предметной игры у детей с умственной отсталостью в сочетании с детским аутизмом.
  • Выявить эффективность проведенной работы, провести анализ результатов

 БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ  Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Линевская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Искитимского района Новосибирской области   В исследовании участвовали дети первого класса в количестве 2 человек. Возраст 7 – 8 лет.  Выборка группы для исследования выполнена нами с применением лонгитюдного метода

БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Линевская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Искитимского района Новосибирской

области

В исследовании участвовали дети первого класса в количестве 2 человек. Возраст 7 – 8 лет.

Выборка группы для исследования выполнена нами с применением лонгитюдного метода

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПРОВОДИЛАСЬ В ТРИ ЭТАПА Констатирующий этап Цель: выявление уровня сформированности предметной игры у детей с умственной отсталостью в сочетании с детским аутизмом Формирующий этап Цель формирующего эксперимента : разработка и  апробирование коррекционной работы по формированию предметной игры у детей с умственной отсталостью в сочетании с детским аутизмом Контрольный этап Цель : анализ результатов уровня сформированности предметной игры у детей с умственной отсталостью в сочетании с детским аутизмом

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПРОВОДИЛАСЬ В ТРИ ЭТАПА

  • Констатирующий этап

Цель: выявление уровня сформированности предметной игры у детей с умственной отсталостью в сочетании с детским аутизмом

  • Формирующий этап

Цель формирующего эксперимента : разработка и апробирование коррекционной работы по формированию предметной игры у детей с умственной отсталостью в сочетании с детским аутизмом

  • Контрольный этап

Цель : анализ результатов уровня сформированности предметной игры у детей с умственной отсталостью в сочетании с детским аутизмом

 МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ НА КОНСТАТИРУЮЩЕМ И НА КОНТРОЛЬНОМ ЭТАПАХ ЭКСПЕРИМЕНТА 1.А.В. Хаустов «Обследования игровых навыков детей с расстройствами аутическогог спектора», основанная на исследованиях данных авторов/ С.Д.Забрамной, Е.А.Стребелевой, О.С. Никольской ., Н.Б. Лаврентьевой , Д.Б. Эльконина / 2. Е. Л. Агафонова и О. О. Григорян «Карта педагогического обследования для школьников с аутизмом» 3. Опрос родителей и специалистов  4.. Включенное педагогическое наблюдение

МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ НА КОНСТАТИРУЮЩЕМ И НА КОНТРОЛЬНОМ ЭТАПАХ ЭКСПЕРИМЕНТА

  • 1.А.В. Хаустов «Обследования игровых навыков детей с расстройствами аутическогог спектора», основанная на исследованиях данных авторов/ С.Д.Забрамной, Е.А.Стребелевой, О.С. Никольской ., Н.Б. Лаврентьевой , Д.Б. Эльконина /
  • 2. Е. Л. Агафонова и О. О. Григорян «Карта педагогического обследования для школьников с аутизмом»
  • 3. Опрос родителей и специалистов

4.. Включенное педагогическое наблюдение

  СТРУКТУРА ОБСЛЕДОВАНИЯ ИГРОВЫХ НАВЫКОВ I этап – первичный сбор информации о игре ребенка в ходе беседы с родителями II этап – обследование игровых навыков ребенка в ходе свободной игровой ситуации  III этап – обследование игровых навыков ребенка в ходе структурированной игровой ситуации IV этап – протоколирование и анализ результатов обследования.

СТРУКТУРА ОБСЛЕДОВАНИЯ ИГРОВЫХ НАВЫКОВ

  • I этап – первичный сбор информации о игре ребенка в ходе беседы с родителями
  • II этап – обследование игровых навыков ребенка в ходе свободной игровой ситуации
  • III этап – обследование игровых навыков ребенка в ходе структурированной игровой ситуации
  • IV этап – протоколирование и анализ результатов обследования.

УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ИГРОВЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В СОЧЕТАНИИ С ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ  «0» – навык не сформирован. Низкий уровень: ребенок никогда не выполняет и не использует данный навык, или только пытается выполнить действие;  «1» – навык сформирован частично. Средний уровень: ребенок начал выполнять действие в течение последнего месяца, либо иногда использует данный навык, (например, только с близкими людьми, только с взрослыми, только в домашних условиях и т.д.);  «2» – навык сформирован полностью. Высокий уровень: ребенок использует данный навык в различных ситуациях, в разных местах, с разными людьми

УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ИГРОВЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В СОЧЕТАНИИ С ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ

  • «0» – навык не сформирован. Низкий уровень: ребенок никогда не выполняет и не использует данный навык, или только пытается выполнить действие;
  • «1» – навык сформирован частично. Средний уровень: ребенок начал выполнять действие в течение последнего месяца, либо иногда использует данный навык, (например, только с близкими людьми, только с взрослыми, только в домашних условиях и т.д.);
  • «2» – навык сформирован полностью. Высокий уровень: ребенок использует данный навык в различных ситуациях, в разных местах, с разными людьми

 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИГРОВЫХ НАВЫКОВ НА КОНСТАТИРУЮЩЕМ ЭТАПЕ Диаграмма – Уровень сформированности предметной игры

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИГРОВЫХ НАВЫКОВ НА КОНСТАТИРУЮЩЕМ ЭТАПЕ

Диаграмма – Уровень сформированности предметной игры

НА КОНСТАТИРУЮЩЕМ ЭТАПЕ ПРОВЕДЕНО анкетирование родителей и педагогов, взаимодействующих с детьми, данные опроса представлены в Приложении А, в таблице А. 7;  наблюдение за выбранными детьми в привычной для них обстановке (на прогулке, на уроках, в столовой), данные - в Приложение Б, в таблицу Б. 8; заполнена карта педагогического обследования за детьми с умственной отсталостью в сочетании с аутизмом, результаты представлены в таблице 3. ,

НА КОНСТАТИРУЮЩЕМ ЭТАПЕ ПРОВЕДЕНО

  • анкетирование родителей и педагогов, взаимодействующих с детьми, данные опроса представлены в Приложении А, в таблице А. 7;
  • наблюдение за выбранными детьми в привычной для них обстановке (на прогулке, на уроках, в столовой), данные - в Приложение Б, в таблицу Б. 8;
  • заполнена карта педагогического обследования за детьми с умственной отсталостью в сочетании с аутизмом, результаты представлены в таблице 3.
  • ,

КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

Рецептивные навыки

1 ребенок

Умение слушать, понимать услышанное сформировано слабо. Инструкции выполняет в неполной мере.

2 ребенок

Личностные навыки

Межличностное взаимодействие

Умение слушать и понимать услышанное сформировано слабо. Почти не выполняет инструкции.

Навыки самообслуживания сформированы слабо. Нуждается в организующей помощи педагога.

Плохо распознаёт и выражает эмоции. Навык подражания сформирован не в полной мере. С одноклассниками не общается.

Навыки самообслуживания сформированы слабо. Нуждается в организующей помощи педагога.

Игра, время препровожден ие

Не распознаёт эмоции. Навык подражания сформирован слабо. Предпочитает проводить время наедине с самой собой.

В свободное время предпочитает складывать пазлы, смотреть в окно. Умение делиться и сотрудничать с другими детьми не сформировано.

Навыки сотрудничества

Поведение

Плохо контролирует собственное поведение. Редко следует общественным нормам и правилам поведения.

В свободное время предпочитает рисовать или же хаотично передвигаться по комнате. Умение делить и сотрудничать с другими детьми не сформировано.

Контроль за поведением резко снижен. Почти не следует общественным нормам.

ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭТАПА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИШЛИ К ВЫВОДУ: При сочетаниях умственной отсталости с детским аутизмом, два таких сложных первазивных дефекта, взаимовлияя друг на друга, значительно усугубляют отклонение в психическом развитии ребёнка, усложняют коррекционную работу, делая её практически невозможной без медикаментозной терапии, ослабляющей ярко выраженные проявления нарушений эмоционально- волевой сферы и поведения у детей.  

ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭТАПА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИШЛИ К ВЫВОДУ:

  • При сочетаниях умственной отсталости с детским аутизмом, два таких сложных первазивных дефекта, взаимовлияя друг на друга, значительно усугубляют отклонение в психическом развитии ребёнка, усложняют коррекционную работу, делая её практически невозможной без медикаментозной терапии, ослабляющей ярко выраженные проявления нарушений эмоционально- волевой сферы и поведения у детей.

 

ЦЕЛИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ установление положительного эмоционального контакта; преодоление негативных реакций; выработка положительной эмоциональной реакции на занятие; коррекция аффективных проявлений, использование их и стереотипных действий ребенка для коммуникации посредством игры;  формирование предметной игры

ЦЕЛИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

  • установление положительного эмоционального контакта;
  • преодоление негативных реакций;
  • выработка положительной эмоциональной реакции на занятие;
  • коррекция аффективных проявлений, использование их и стереотипных действий ребенка для коммуникации посредством игры;
  • формирование предметной игры
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ 1. Установление эмоционального контакта преодоление негативизма к общению с взрослыми, смягчение эмоционального дискомфорта, нейтрализация страхов.  2. Преодоления трудностей целенаправленной деятельности ребенка, обучения его социальным нормам поведения, развитие его способностей, коррекция эмоциональной сферы с помощью обучения предметной игре. Тематическое планирование коррекционной работы, задания и упражнения для формирования предметной игры представлены в приложениях В и Г

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

1. Установление эмоционального контакта преодоление негативизма к общению с взрослыми, смягчение эмоционального дискомфорта, нейтрализация страхов. 

2. Преодоления трудностей целенаправленной деятельности ребенка, обучения его социальным нормам поведения, развитие его способностей, коррекция эмоциональной сферы с помощью обучения предметной игре.

Тематическое планирование коррекционной работы, задания и упражнения для формирования предметной игры представлены в приложениях В и Г

НА КОНТРОЛЬНОМ ЭТАПЕ повторное анкетирование родителей и педагогов, взаимодействующих с детьми, которое отражено в Приложении Д, в  таблице 9. Наблюдение за детьми на контрольном этапе экспериментальной работы представлено в Приложении Е , в таблице 9 Анализ ученических тетрадей и рисунков детей представлены в таблице 4

НА КОНТРОЛЬНОМ ЭТАПЕ

  • повторное анкетирование родителей и педагогов, взаимодействующих с детьми, которое отражено в Приложении Д, в таблице 9.
  • Наблюдение за детьми на контрольном этапе экспериментальной работы представлено в Приложении Е , в таблице 9
  • Анализ ученических тетрадей и рисунков детей представлены в таблице 4

ВЫВОДЫ НА КОНТРОЛЬНОМ ЭТАПЕ  Без специальной коррекционной работы невозможно сформировать навыки предметной игры Для успешной коррекционной работы с ребенком с умственной отсталостью в сочетании с детским аутизмом важна четкая технология организации образовательного процесса с учетом вариативности требований ФГОС О УО (ИН) Большое значение имеет и взаимодействие с семьей особенного ребенка Комплексный подход: взаимодействие всех специалистов

ВЫВОДЫ НА КОНТРОЛЬНОМ ЭТАПЕ

  • Без специальной коррекционной работы невозможно сформировать навыки предметной игры
  • Для успешной коррекционной работы с ребенком с умственной отсталостью в сочетании с детским аутизмом важна четкая технология организации образовательного процесса с учетом вариативности требований ФГОС О УО (ИН)
  • Большое значение имеет и взаимодействие с семьей особенного ребенка
  • Комплексный подход: взаимодействие всех специалистов

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КОНСТАТИРУЮЩЕГО И КОНТРОЛЬНОГО ЭТАПОВ ЭКСПЕРИМЕНТА  ДИАГРАММА – СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НАЧАЛЬНОГО И КОНЕЧНОГО ЭТАПА

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КОНСТАТИРУЮЩЕГО И КОНТРОЛЬНОГО ЭТАПОВ ЭКСПЕРИМЕНТА ДИАГРАММА – СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НАЧАЛЬНОГО И КОНЕЧНОГО ЭТАПА

ВЫВОД ИССЛЕДОВАНИЯ Гипотеза экспериментальной работы о том, что без специальной коррекционной работы предметная игра у детей с умственной отсталостью в сочетании с детским аутизмом не формируется, доказана.   Поставленные задачи исследовательской работы решены.

ВЫВОД ИССЛЕДОВАНИЯ

  • Гипотеза экспериментальной работы о том, что без специальной коррекционной работы предметная игра у детей с умственной отсталостью в сочетании с детским аутизмом не формируется, доказана.
  •   Поставленные задачи исследовательской работы решены.

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!