ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МО НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Цель работы ШМО: создание и организация системы гуманитарного образования в школе, ориентированной на гарантированный результат (т.е. уровень обученности, обучаемости, воспитанности, отношения к чтению), каковым является развитое творческое мышление, креативность, универсальное знание.
Средством реализации этой цели считаем образовательные технологии, построенные на принципах деятельностного подхода,личностно-ориентированного и развивающего обучения.
Задачи ШМО:
Концентрирование основных сил МО в направлении повышения качества обучения, воспитания и развития школьников.
Повысить мотивацию учителей на овладение приемами анализа собственных результатов образовательного процесса, участие в освоении передового опыта, изучение и применение новых образовательных технологий в профессиональной деятельности членов МО гуманитарного цикла
Стимулировать творческое самовыражение, раскрытие профессионального потенциала педагогов в процессе работы с одаренными детьми.
Сосредоточить основные усилия МО на совершенствование системы повторения, отработке навыков тестирования и подготовке учащихся к итоговой аттестации в форме ОГЭ.
Цель гуманитарного образования: формирование гуманитарного знания, формирование умений.
Задачи :
1.Формирование основ гуманитарного мышления:
а) развитие интеллектуально-эвристических способностей,
б) развитие мыслительных и поведенческих стратегий и компетенций,
в) обучение ремеслу историка, литератора, ритора, лингвиста и т.д.
2.Развитие школьника, как субъекта коммуникации:
а) создание условий коммуникативного события в процессе обучения.
З. Предоставление школьнику реальной возможности самовоспитания
а) за счет направленной систематизации знаний через систему заключительных уроков по каждой дисциплине,
б) внедрение в практику работы МО индивидуально-дифференцированного подхода обучения и воспитания,
в) внедрение личностно-ориентированных технологий обучения (инновационных технологий исторического, литературного образования, технологии развития критического мышления, метода проектной деятельности.
Уже не первый год МО строит свою работу в соответствии с личностно-ориентированной направленностью развития школьников. В настоящее время коллектив вышел на новую для себя проблему: повышение качества образования на основе современных образовательных технологий, роста профессиональной компетентности педагогических кадров в условиях перехода на новое содержание образования, внедрения нового механизма оценки результатов учебной деятельности учащихся в условиях информатизации системы образования.
Цель работы – содействие повышению качества образования в условиях информатизации системы образования. Задачи: оказание поддержки педагогам в освоении и введении в действие государственных образовательных стандартов общего образования;
оказание помощи в развитии творческого потенциала педагогических работников; удовлетворение информационных, учебно-методических, образовательных потребностей педагогических работников; создание условий для организации и осуществления повышения квалификации педагогических работников через курсы повышения квалификации ИКТ- компетентности (профессиональный уровень).
Методическая тема:
«Развитие мыслительной деятельности и познавательной активности учащихся на уроках русского языка и литературы».
Цели МО:
Формирование прочных умений и навыков по предметам гуманитарного цикла на основе дифференцированного обучения, использования динамичной системы классной, групповой и индивидуальной работы с учащимися
Воспитание на уроках гуманитарного цикла гражданской идентичности
Повышение уровня педагогического мастерства учителей и их компетенции в области образовательных и информационно-коммуникативных технологий.
Повышение качества знаний учащихся по предметам гуманитарного цикла путем применения индивидуального, дифференцированного и личностно-ориентированного подходов и современных педагогических технологий.
Использование ИКТ и мультимедийных технологий в преподавании предметов гуманитарного цикла.
Повышение мотивации к изучению предметов гуманитарного цикла через вовлечение в различные виды урочной и внеурочной деятельности: проведение конкурсов, внеклассных мероприятий.
Направления методической работы:
1. Аналитическая деятельность:
- анализ методической деятельности за 2018-2019 учебный год и планирование на 2019-2020 учебный год;
- анализ посещения открытых уроков;
- изучение направлений деятельности педагогов (тема самообразования);
- анализ работы педагогов с целью оказания им методической помощи.
2. Информационная деятельность:
- изучение новинок в методической литературе в целях совершенствования педагогической деятельности;
- продолжение знакомства с ФГОС основного общего образования.
3. Организация методической деятельности:
- выявление затруднений, методическое сопровождение и оказание практической помощи педагогам в период перехода на ФГОС, подготовки к аттестации.
4. Консультативная деятельность:
- консультирование педагогов по вопросам составления рабочих программ и тематического планирования;
- консультирование педагогов с целью ликвидации затруднений в педагогической деятельности;
- консультирование педагогов по вопросам в сфере формирования универсальных учебных действий в рамках ФГОС.
5. Организационные формы работы:
- заседания методического объединения;
- методическая помощь и индивидуальные консультации по вопросам преподавания предметов основной школы, организации внеурочной деятельности;
- взаимопосещение уроков педагогами;
- выступления учителей на МО, семинарах, педагогических советах;
- участие в семинарах, вебинарах, встречах в образовательных учреждениях города
- повышение квалификации педагогов на курсах;
- прохождение аттестации педагогическими работниками.
Задачи на 2019-2020 учебный год:
1. Продолжение мониторинга качества и управления профессиональной деятельностью педагогов.
2. Организация повышения квалификации учителей через постоянно действующие формы обучения (курсы повышения квалификации).
3. Изучение инновационных процессов в методике преподавания в условиях реализации ФГОС через систему самообразования.
4. Совершенствование умения применять системно - деятельностный подход при обучении гуманитарным дисциплинам.
5. Проведение нестандартных уроков с использованием современных педагогических технологий с целью повышения познавательного интереса обучающихся к предметам гуманитарного цикла.
6. Совершенствование форм и методов организации внеклассной деятельности по гуманитарным дисциплинам.
7. Интеграция основного и дополнительного образования в целях раскрытия творческого потенциала обучающихся через уроки и внеклассную работу на основе новых образовательных технологий.
8. Совершенствование работы по развитию интеллектуальных способностей обучающихся, выявление одарённых и склонных к изучению гуманитарных дисциплин детей.
9. Организация системной подготовки учащихся к выполнению заданий ОГЭ по гуманитарным дисциплинам.
10. Достижение более высокого уровня качества образования по гуманитарным дисциплинам.
Ожидаемые результаты работы:
- рост качества знаний учащихся;
- повышение познавательного интереса обучающихся к предметам гуманитарного цикла;
- овладение учителями МО системой преподавания предметов в соответствии с новым ФГОС;
- создание условий в процессе обучения для формирования у учащихся ключевых компетентностей, УУД.
План работы МО учителей русского языка и литературы
на 2019-2020 учебный год
Учебно-организационная работа.
Изучение нормативных документов.
Знакомство и изучение требований по подготовке и сдаче ОГЭ.
Знакомство с новинками учебно-методической
литературы по предметам.
Оформление стендов по подготовке к экзаменам
в 9 классе.
Подготовка материалов к проведению промежуточного и итогового контроля .
Совершенствование лаборатории учителя
Приобретение новых дидактических материалов, таблиц, наглядных пособий по предметам.
Приобретение методических пособий по подготовке к итоговой аттестации по предметам в 9 классе.
3.Совершенствование технической стороны
кабинетов.
4.Участие в смотре кабинетов.
5.Анализ наличия необходимых учебников и программ.
6.Систематизация тестовых заданий по классам и темам.
Работа по совершенствованию педагогического мастерства учителей.
Оказание помощи аттестующим учителям.
Участие в семинарах для учителей по подготовке
к ОГЭ.
Участие в конкурсах инновационных и методических разработок.
Участие в общественном смотре достижений
общеобразовательных учреждений.
Посещение курсов повышения квалификации.
Участие в творческих конкурсах.
Вопросы контроля и руководства.
Контрольные работы по преемственности в 5-х классах с последующим мониторингом.
2. Мониторинг результатов контрольных работ по
итогам учебного года, входных и промежуточных.
3.Контроль за выполнением календарно-тематического планирования.
4.Подготовка экзаменационных материалов.
Организация внеклассной работы по предметам.
Проведение Месячника по русскому языку и литературе.
Участие в различных конкурсах, викторинах в рамках школьных, районных, областных мероприятий.
Организация школьных олимпиад.
Участие в муниципальном туре предметных олимпиад.
Тематика заседаний МО
1. Анализ работы за 2018 — 2019 уч. год
2. Утверждение плана работы на новый учебный год.
3. Основные направления работы МО учителей гуманитарного цикла.
4.Утверждение тем по самообразованию.
5.Корректировка и утверждение рабочих программ учителей
Сентябрь - октябрь
1.Анализ результатов итоговой аттестации в форме ЕГЭ, ОГЭ; анализ результатов промежуточной аттестации. О проведении тренировочных ОГЭ в 9 классе в течение учебного года.(кол-во, сроки)
2.Качество знаний учащихся 5- 10 классов. Проблемы преемственности.
3.Работа учителя с электронным журналом.. О своевременном заполнении электронных журналов.
4.Методические достижения учителей русского языка и литературы
( о личном участии в проф. конкурсах, участие и результативность уч-ся в районных конкурсах)
Ноябрь - декабрь
1.Итоги школьного тура предметных олимпиад. Об организации олимпиад по предметам. Работа с одаренными детьми.
2.Формы проведения промежуточной аттестации
3.Внедрение ФГОС второго поколения на уроках русского языка, литературы в 5-9 классах.
Январь - февраль
1. Подготовка учащихся к ОГЭ .
2. Анализ результатов муниципальных олимпиад.
3. Подготовка предметной недели
4. Обобщение опыта. Доклад на тему: «Использование личностно- ориентированных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС второго поколения» (Новикова Н.Ю..)
Март
1. Экзамены и их «подводные рифы» (о подготовке к ОГЭ).
3.Утверждение экзаменационного материала для промежуточной аттестации.
4.Обобщение опыта. «Использование новых педагогических технологий на уроках русского языка и литературы как условие обеспечения современного качества образования» (Татарникова Т.А..)
Апрель - май
1.Подведение итогов работы МО за 2019 — 2020 учебный год.
2. Утверждение задач на новый 2020 — 2021 учебный год.
3. Подведение итогов работы учителей по своим методическим темам.
4. Отчет о работе МО.
5. Анализ результатов итоговых контрольных работ
Содержание заседаний МО
август
Заседание 1.
Организационные вопросы работы методического объединения
на 2019-2020 учебный год .
Русский язык и литература
в структуре общего образования
в соответствии
с ФГОС второго поколения.
1.Анализ деятельности МО за 2018-2019 учебный год и утверждение плана работы МО на 2019-2020 учебный год.
2.Анализ результатов итоговой государственной аттестации выпускников основной и средней школы за 2018-2019 учебный год.
3.Согласование рабочих программ по предметам на 2019-2020 учебный год, составление тематического планирования.
5.Утверждение заданий для входной диагностики по предметам.
Руководитель МО
Учителя-предметники
Руководитель МО
ноябрь
Заседание 2
Новые образовательные стандарты в преподавании предметов . Организация сетевого взаимодействия со школами города.
1.Доклад с презентацией по теме: «Применение интернет - ресурсов на уроках русского языка с целью повышения качества учащихся»
2.Обмен опытом по теме «Формирование УУД на уроках как средство повышения качества образования в соответствии с ФГОС нового поколения».
3. Итоги школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников
4. Итоги входного контроля по предметам.
Гадаева М.И.
Учителя-предметники
Руководитель МО
Адуева Х.Б.
январь
Заседание 3.
«Системно-деятельностный подход в обучении школьников».
Работа над развитием монологической речи.
1. Требования к современному уроку. Формирование УДД как условие реализации системно-деятельностного подхода в обучении школьников.
2. Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности.
3. «Развитие монологической речи учащихся на уроках с целью повышения качества образования по ФГОС»
4. Обсуждение проведения открытых уроков и мероприятий.
5. Обмен опытом участия в Интернет-ресурсах.
Руководитель МО
Гаджиева З.А.
Саидова Л.А.
март
Заседание 4
Игра как одна из здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.
1.Использование игры на уроках русского языка.
2. Взаимодействие игровой и учебно – познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС.
3. Организационно – деятельностные игры на уроках русского языка и литературы.
4. Анализ открытых уроков.
Умарова А.Ю..
Мусалаева И.И.
Зайнутдинова А.Г.
май
Заседание 5. Подведение итогов работы МО учителей русского языка и литературы в 2018-2019 учебном году. Планирование работы МО на 2019-2020 учебный год.
1. Обобщение положительного опыта учебной, воспитательной и методической работы МО учителей русского языка и литературы.
2. Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагогов.
(Отчёты по темам самообразования)
3. Анализ итоговых контрольных работ и промежуточной аттестации в 5-8 и 10 классах.
5. Анализ работы МО. Планирование работы на новый 2020-2021 учебный год, определение перспектив развития.
Гебекова З.М.
Адуева Х.Б.
План работы в межсекционный период
МО учителей русского языка и литературы на 2019-2020 уч.год
Содержание
Дата исполнения
Ответственные
1
Вводные контрольные работы
Октябрь
Зам.директора по УВР
2
Подготовка и проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников
Сентябрь-октябрь
Зам.директора по УВР
3
Проведение пробных экзаменационных работ по русскому языку в 9 классе
Апрель
Администрация школы
4
Организация работы учителей с одаренными и со слабоуспевающими
учениками
В течение года
Руководитель ШМО
Учителя-предметники
5
Подготовка и проведение муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников
Ноябрь – декабрь
Администрация школы
6
Подготовка и проведение школьной предметной недели
Февраль-Март
Руководитель ШМО
Учителя-предметники
7
Составление текстов контрольных работ за 1, 2, 3 и 4 четверти
В течение года
Учителя-предметники
8
Контроль за работой учителей по подготовке к итоговой аттестации в
форме ОГЭ
В течение года
Руководитель ШМО
Зам.директора по УВР
9
Итоговый контроль за I полугодие
Декабрь
Руководитель ШМО Учителя предметники
10
Взаимопосещение уроков
В течение года
Учителя предметники
11
Работа над темой самообразования
В течение года
Руководитель ШМО
Учителя -предметники
12
Проверка тетрадей
В течение года
Зам.директора по УВР
13
Проведение факультативов
В течение года
Руководитель ШМО
Учителя- предметники
14
Составление контрольных тестов для подготовки к ОГЭ
В течение года
Учителя- предметники
15
Проведение пробных экзаменационных работ по русскому языку в 9-классе
Апрель
Администрация школы
План работы МО по подготовке к ОГЭ по русскому языку.
Мероприятие
Ответственный
Сентябрь
1.
Анализ ОГЭ по русскому языку за 2018-2019 г
Зам.дир.по УВР
2.
Индивидуально-групповые занятия
Учителя-предметники
Октябрь
1.
Работа с нормативными документами по вопросам ГИА
Зам.дир.по УВР ,рук. МО
2.
Методическая подготовка учителей к новой форме итоговой аттестации.
Учителя-предметники
3.
Индивидуально-групповые занятия
Учителя-предметники
Ноябрь
1.
Подготовка информационных стендов для учащихся 9 класса
Учителя-предметники
2.
Работа по тренировке в заполнении бланков ГИА
Учителя-предметники , рук.МО
3
Индивидуальное консультирование учащихся.
Учителя-предметники
4.
Индивидуально-групповые занятия
Учителя-предметники
Декабрь
1.
Индивидуальное консультирование учащихся
Учителя-предметники
2.
Психологическая подготовка учащихся
Учителя-предметники
Январь
1.
Индивидуально-групповые занятия
Учителя-предметники
2.
Проведение диагностических работ по предметам, выбранным для прохождения ГИА.
Рук.МО ,учителя-предметники
Февраль
1.
Проведение диагностических работ по предметам, выбранным для прохождения ГИА.
Рук.МО ,учителя-предметники
2.
Индивидуально-групповые занятия
Учителя-предметники
Март
1.
Психологическая подготовка учащихся к ГИА: «Поведение накануне и во время экзамена». Подготовка раздаточных материалов-памяток для уч-ся и их родителей.
Учителя-предметники
2.
Индивидуально-групповые занятия
Учителя-предметники
Апрель
1.
Индивидуально-групповые занятия
Учителя-предметники
2.
Пробный ОГЭ по русскому языку
Рук.МО
3.
Анализ пробного экзамена по русскому языку
Рук.МО
Май
1.
Индивидуально-групповые занятия
Учителя-предметники
2.
ОГЭ по русскому языку
Рук.МО ,зам.дир.по УВР
Июнь
1.
Анализ результатов ОГЭ
Зам.дир.по УВР ,рук.МО
График проведения открытых уроков учителями русского языка и литературы в 2019-2020 учебном году
пп
ФИО учителя
Класс
Предмет
Тема урока
Месяц проведения
1.
Курбанова М.С.
10
Русская литература
Женские образы в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
2.
Гебекова З.М.
9 а
Русская литература
«Они сошлись.Вода и камень…» (Онегин и Ленский)
Ноябрь
3.
Зайнутдинова А.А.
5
Русский язык
Фразеологические обороты
Ноябрь
4.
Мусалаева И.И.
6
Русская литература
А.П. Чехов. Юмор в рассказе "Толстый и тонкий".
Январь
5.
Саидова Л.А.
11
Русская литература
Вечер есенинской поэзии
Ноябрь
6.
Гадаева М.И.
6
Русский язык
Употребление причастий и деепричастий в речи.
Февраль
7.
Умарова А.Ю.
8
Русская литература
Литературная игра по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Ноябрь
8.
Халимбекова Б.О.
6
Русская литература
Родная природа в лирике русских поэтов 19 и 20 веков. Урок-праздник.
Апрель
9.
Гаджиева З.А.
5
Русская литература
Юмористические рассказы А.П. Чехова в иллюстрациях
Январь
10.
Адуева Х.Б.
8
Русский язык
Тире между подлежащим и сказуемым
Декабрь
План работы МО МБОУ «СОШ № 44» г.Махачкалы по обеспечению развития,защиты и поддержки русского языка на 2019-2020 учебный год
п/п
Мероприятие
Сроки
проведения
Ответственные
Мероприятия,посвященные празднику «Белые журавли».
Сентябрь
Учителя МО
Международный День Грамотности.
Сентябрь
Учителя МО
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по предметам
Сентябрь -октябрь
Учителя МО
Административные срезы по русскому языку в 5-11 классах.
Сентябрь,декабрь,март,май
Рук.МО
Зам.дир.по УВР
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по предметам
Ноябрь, декабрь
Учителя МО
Проведение пробных ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку
В течение года
Зам.дир.по УВР
Рук.МО
Проведение Месячника русского языка и литературы .
По плану школы
Учителя МО
Конкурс чтецов «Живая классика»
По плану
Учителя МО
Общешкольные литературные газеты
«Писатели- юбиляры»
В течение года
Учителя МО
Участие в мероприятиях,
посвященных дню Словаря.
Ноябрь
Учителя МО
Литературный праздник «Собирал человек слова»
Декабрь
Учителя МО
Международный день родного языка
Февраль
Учителя МО
День славянской письменности и культуры
Май
Учителя МО
Участие в тематических городских конкурсах, конференциях, в предметных конкурсах.
В течение года
Учителя МО
Проведение заседаний МО учителей русского языка и литературы
В течение года
Зам.дир.по УВР
Рук.МО
Контроль качества проверки тетрадей учащихся 5-11 классов
В течение года
Зам.дир.по УВР
Рук.МО
Школьный этап конкурса чтецов «Живая классика»
Февраль-март
Рук.МО
Учителя МО
Городской конкурс чтецов «Живая классика»
Апрель
Учителя МО
Чтение вслух(Страница 20)
Учителя МО
Проведение уроков ,посвященных Дню славянской письменности
Апрель-май
Зам.дир.по УВР
Рук.МО
Учителя МО
Участие в акции « Грамотным быть модно!»,посвященной Дню русского языка(написание словарного диктанта)
Май
Учителя МО