Формирование представлений о величине у детей старшей
группы
Содержание учебной программы дошкольного образования образовательной области «Элементарные математические представления» компонента «Величина» в старшей группе.(работа с учебной программой дошкольного образования).
Совершенствование умений детей старшей группы строить сериационные ряды.
Развитие глазомера детей в процессе дидактических игр, упражнений и практической деятельности.
Обучение детей измерению линейных протяженностей, объемов жидких и сыпучих тел с помощью условной мерки.
Совершенствование умений строить сериационные (упорядоченные) ряды у детей в старшей группе.
В старшей группе у детей продолжаем формировать умения строить сериационные (упорядоченные) ряды (по 1-3 признакам одновременно) и словами описывать отношения по величине между элементами этих рядов.
Усложнения
Размерная разница между элементами уменьшается и составляет 1/10.
Количество элементов увеличивается до 7-10.
Упражняем в сравнении плоских предметов по двум параметрам одновременно (напр., первая полоска – длина 15см, ширина 5см; вторая – 13,5см, 4,5см соответственно, третья – 12см, 4см, четвертая – 11,5см, 3,5см, пятая – 10см, 3см, шестая – 8,5см, 2,5см, седьмая – 7см, 2см.)
Предлагаем выложить сериацию по одному параметру независимо от другого параметра. Одни и те же предметы упорядочить сначала по одному, а потом по другому признаку.
Предлагаем упражнения, в которых надо восстанавливать (исправить) порядок в нарушенной последовательности уже расставленных в ряд предметов: добавить недостающий, убрать лишний, переставить в нужном порядке.
Предлагаем упражнения на определение самого высокого (самого низкого предмета) на основе логических рассуждений. Сначала эти упражнения выполняются с опорой на наглядность, а потом только по словесной инструкции. (Коля выше Сережи и ниже Саши. Кто самый высокий?)
Предлагаем сравнивать предметы в ряду не только с соседними, но со всеми предыдущими и со всеми последующими. Рассуждения ведутся на основе свойства транзитивности.
Важно, чтобы дети не просто строили сериационный ряд, а устанавливали отношения между его элементами. Например, красная, самая длинная и широкая, синяя – короче и уже, зеленая – еще короче и уже, …. желтая - еще короче и уже, она самая короткая и узкая. Синяя - короче и уже, чем красная, но длиннее и шире, чем зеленая.
Упорядочивать предметы можно не только по признаку величины, но и по другим признакам (оттенки цвета, количество). С 5-6 лет можно учить детей проводить упорядочивание явлений в природе, дел в течение дня и т.д.
Развитие глазомера детей в процессе дидактических игр, упражнений и практической деятельности.
Детям предлагаются специальные упражнения на развитие глазомера:
сравнить мало отличающиеся по величине предметы (те, которые нельзя сравнить методами приложения или с помощью условной мерки),
найти или изобразить предмет, равный образцу,
оценить расстояние или величину объекта на глаз (сколько шагов между березой и верандой).
Игры: «Угадай», «Что больше», сюжетно-дидактические игры «Ателье», « Магазин».
Для проверки результата измерения на глаз могут быть использованы более точные методы: приложение, мерка-посредник, мерка как единица измерения. Целесообразно использовать «естественные» мерки: рост человека, шаг, длину стопы, пядь, щепотку и т.д.
Обучение детей измерению линейных протяженностей, объемов жидких и сыпучих тел с помощью условной мерки.
Детей старшего дошкольного возраста знакомят с деятельностью измерения.
Дети учатся измерять линейные величины, объем жидких и сыпучих тел с помощью условной мерки.
Детей следует:
знакомить с правилами измерения уловной меркой;
формировать умение действовать с измеряемой величиной (объектом измерения), меркой (средством измерения) и результатом (определенным количеством мерок, числом). Эти три компонента находятся в зависимости;
развивать умение давать словесные отчёты о выполнении задания, на этой основе углублять представления о связях и отношениях между числами,
использовать навыки измерения целого на части, для развития глазомера.
Начинать обучение следует с «линейного» измерения, т.к. дети в практической деятельности чаще всего имеют дело с измерением длин.
У детей должны быть сформированы представления о величине как свойстве предметов, умения выделять в предметах определённые признаки (длину, высоту, ширину, объём), соизмерять объекты по эти признакам, определяя их равенства или неравенство.
К моменту измерительной деятельности у детей должны быть прочными навыки счётной деятельности.
Измерению целесообразно придавать практическую, проблемную направленность.
Показ с объяснением приёмов измерения должен быть чётким, ясным, действия воспитателя должны находиться в поле зрения ребёнка.
Определяя результат измерения, надо учить детей связывать получаемое число с названием мерки (длина стола равна четырём меркам).
В процессе обучения измерению используются разные формы организации деятельности детей: коллективная и индивидуальная.
Оборудование для измерения:
условные мерки;
сосуды для жидких и сыпучих веществ;
объекты для измерения (линейные протяженности, крупы, вода)
Педагог заранее продумывает и отбирает предметы, которые будут использоваться в процессе обучения измерению. На начальных этапах подбираются такие объекты и такие мерки, чтобы мерка укладывалась равное число раз, без остатка.
фишки – эквиваленты – мелкие однородные предметы, служащие для точного подсчёта числа мерок.
Алгоритм измерения линейных величин
Начинаем измерять протяженность с самого ее начала, правильно установив точку отсчета.
У конца мерки сделать отметку (мелом, карандашом) в том месте, на которое пришёлся конец мерки.
Отложить фишку.
Прикладывать мерку к точно к отметке, обозначающую последнюю отмеренную часть; (измерять длину слева направо, высоту снизу вверх, измерение вести по прямой, не сдвигать мерку).
Перемещая мерки надо не забывать их считать.
Окончив измерение:
Пересчитать фишки и сказать о результатах: что измерено и каков результат. (Длина стола равна 3 мерки. Наша мерка уложена 3 раза).
Алгоритм измерения объёмных величин
Наполняем мерку до краёв (когда сыпучее вещество тогда ровняем его картонкой или пластинкой с краями мерки).
Пересыпаем (переливаем) вещество в другую ёмкость.
Ставим рядом предмет-фишку (считаем) и т.д.
Для определения результата снова пересчитываем фишки, говорим что измерено и каков результат. (Объем банки равен 3 условных мерки. Наша мерка вместилась 3 раза).
Ошибки, которые дети часто допускают при «линейном» измерении:
неправильно устанавливается точка отсчёта, измерение начинается не от самого начала.
Мерка перемещается произвольно, т.е. прикладывается на каком-либо расстоянии от метки.
Мерка непроизвольно сдвигается вправо или лево, вверх или низ.
Дети забывают считать мерки, поэтому, выполнив измерение, не называют его результата.
Вместо отложенных мерок подсчитываются черточки-отметки.
При измерении длины и ширины одного и того же предмета пропускается начальный отрезок (определённая часть предмета не относится ребёнком к длине и ширине одновременно).
Ошибки при измерении объёмных величин:
нет равномерности в наполнении мерок, отсюда результаты либо преувеличены, либо наоборот.
Чем меньше остаётся измеряемого вещества, тем меньше наполняются мерки.
Не сочетается счёт и измерение.
ЛИТЕРАТУРА
Будько, Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций / Под. ред. Будько Т.С.; Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина. – Брест: Издательство БрГУ, 2006.
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников /под ред. А.А.Столяр. – М., Просвещение 1988
Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду: учебное пособие для студентов дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. - М., Изд. Центр «Академия», 1998
4