СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

8.2. Методика формирования представлений о величине у воспитанников от пяти до шести лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«8.2. Методика формирования представлений о величине у воспитанников от пяти до шести лет»

Формирование представлений о величине у детей старшей

группы


  1. Содержание учебной программы дошкольного образования образовательной области «Элементарные математические представления» компонента «Величина» в старшей группе.(работа с учебной программой дошкольного образования).

  2. Совершенствование умений детей старшей группы строить сериационные ряды.

  3. Развитие глазомера детей в процессе дидактических игр, упражнений и практической деятельности.

  4. Обучение детей измерению линейных протяженностей, объемов жидких и сыпучих тел с помощью условной мерки.



Совершенствование умений строить сериационные (упорядоченные) ряды у детей в старшей группе.


В старшей группе у детей продолжаем формировать умения строить сериационные (упорядоченные) ряды (по 1-3 признакам одновременно) и словами описывать отношения по величине между элементами этих рядов.

Усложнения

  • Размерная разница между элементами уменьшается и составляет 1/10.

  • Количество элементов увеличивается до 7-10.

  • Упражняем в сравнении плоских предметов по двум параметрам одновременно (напр., первая полоска – длина 15см, ширина 5см; вторая – 13,5см, 4,5см соответственно, третья – 12см, 4см, четвертая – 11,5см, 3,5см, пятая – 10см, 3см, шестая – 8,5см, 2,5см, седьмая – 7см, 2см.)

  • Предлагаем выложить сериацию по одному параметру независимо от другого параметра. Одни и те же предметы упорядочить сначала по одному, а потом по другому признаку.

  • Предлагаем упражнения, в которых надо восстанавливать (исправить) порядок в нарушенной последовательности уже расставленных в ряд предметов: добавить недостающий, убрать лишний, переставить в нужном порядке.

  • Предлагаем упражнения на определение самого высокого (самого низкого предмета) на основе логических рассуждений. Сначала эти упражнения выполняются с опорой на наглядность, а потом только по словесной инструкции. (Коля выше Сережи и ниже Саши. Кто самый высокий?)

  • Предлагаем сравнивать предметы в ряду не только с соседними, но со всеми предыдущими и со всеми последующими. Рассуждения ведутся на основе свойства транзитивности.

Важно, чтобы дети не просто строили сериационный ряд, а устанавливали отношения между его элементами. Например, красная, самая длинная и широкая, синяя – короче и уже, зеленая – еще короче и уже, …. желтая - еще короче и уже, она самая короткая и узкая. Синяя - короче и уже, чем красная, но длиннее и шире, чем зеленая.

Упорядочивать предметы можно не только по признаку величины, но и по другим признакам (оттенки цвета, количество). С 5-6 лет можно учить детей проводить упорядочивание явлений в природе, дел в течение дня и т.д.


Развитие глазомера детей в процессе дидактических игр, упражнений и практической деятельности.

Детям предлагаются специальные упражнения на развитие глазомера:

  • сравнить мало отличающиеся по величине предметы (те, которые нельзя сравнить методами приложения или с помощью условной мерки),

  • найти или изобразить предмет, равный образцу,

  • оценить расстояние или величину объекта на глаз (сколько шагов между березой и верандой).

Игры: «Угадай», «Что больше», сюжетно-дидактические игры «Ателье», « Магазин».

Для проверки результата измерения на глаз могут быть использованы более точные методы: приложение, мерка-посредник, мерка как единица измерения. Целесообразно использовать «естественные» мерки: рост человека, шаг, длину стопы, пядь, щепотку и т.д.


Обучение детей измерению линейных протяженностей, объемов жидких и сыпучих тел с помощью условной мерки.


Детей старшего дошкольного возраста знакомят с деятельностью измерения.


Дети учатся измерять линейные величины, объем жидких и сыпучих тел с помощью условной мерки.

Детей следует:

  • знакомить с правилами измерения уловной меркой;

  • формировать умение действовать с измеряемой величиной (объектом измерения), меркой (средством измерения) и результатом (определенным количеством мерок, числом). Эти три компонента находятся в зависимости;

  • развивать умение давать словесные отчёты о выполнении задания, на этой основе углублять представления о связях и отношениях между числами,

  • использовать навыки измерения целого на части, для развития глазомера.


Начинать обучение следует с «линейного» измерения, т.к. дети в практической деятельности чаще всего имеют дело с измерением длин.

У детей должны быть сформированы представления о величине как свойстве предметов, умения выделять в предметах определённые признаки (длину, высоту, ширину, объём), соизмерять объекты по эти признакам, определяя их равенства или неравенство.

К моменту измерительной деятельности у детей должны быть прочными навыки счётной деятельности.

Измерению целесообразно придавать практическую, проблемную направленность.

Показ с объяснением приёмов измерения должен быть чётким, ясным, действия воспитателя должны находиться в поле зрения ребёнка.

Определяя результат измерения, надо учить детей связывать получаемое число с названием мерки (длина стола равна четырём меркам).

В процессе обучения измерению используются разные формы организации деятельности детей: коллективная и индивидуальная.


Оборудование для измерения:

  • условные мерки;

  • сосуды для жидких и сыпучих веществ;

  • объекты для измерения (линейные протяженности, крупы, вода)

Педагог заранее продумывает и отбирает предметы, которые будут использоваться в процессе обучения измерению. На начальных этапах подбираются такие объекты и такие мерки, чтобы мерка укладывалась равное число раз, без остатка.

  • фишки – эквиваленты – мелкие однородные предметы, служащие для точного подсчёта числа мерок.



Алгоритм измерения линейных величин


  1. Начинаем измерять протяженность с самого ее начала, правильно установив точку отсчета.

  2. У конца мерки сделать отметку (мелом, карандашом) в том месте, на которое пришёлся конец мерки.

  3. Отложить фишку.

  4. Прикладывать мерку к точно к отметке, обозначающую последнюю отмеренную часть; (измерять длину слева направо, высоту снизу вверх, измерение вести по прямой, не сдвигать мерку).

  5. Перемещая мерки надо не забывать их считать.

Окончив измерение:

  1. Пересчитать фишки и сказать о результатах: что измерено и каков результат. (Длина стола равна 3 мерки. Наша мерка уложена 3 раза).




Алгоритм измерения объёмных величин


  1. Наполняем мерку до краёв (когда сыпучее вещество тогда ровняем его картонкой или пластинкой с краями мерки).

  2. Пересыпаем (переливаем) вещество в другую ёмкость.

  3. Ставим рядом предмет-фишку (считаем) и т.д.

Для определения результата снова пересчитываем фишки, говорим что измерено и каков результат. (Объем банки равен 3 условных мерки. Наша мерка вместилась 3 раза).



Ошибки, которые дети часто допускают при «линейном» измерении:

  1. неправильно устанавливается точка отсчёта, измерение начинается не от самого начала.

  2. Мерка перемещается произвольно, т.е. прикладывается на каком-либо расстоянии от метки.

  3. Мерка непроизвольно сдвигается вправо или лево, вверх или низ.

  4. Дети забывают считать мерки, поэтому, выполнив измерение, не называют его результата.

  5. Вместо отложенных мерок подсчитываются черточки-отметки.

  6. При измерении длины и ширины одного и того же предмета пропускается начальный отрезок (определённая часть предмета не относится ребёнком к длине и ширине одновременно).


Ошибки при измерении объёмных величин:

  1. нет равномерности в наполнении мерок, отсюда результаты либо преувеличены, либо наоборот.

  2. Чем меньше остаётся измеряемого вещества, тем меньше наполняются мерки.

  3. Не сочетается счёт и измерение.


ЛИТЕРАТУРА


  1. Будько, Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций / Под. ред. Будько Т.С.; Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина. – Брест: Издательство БрГУ, 2006.

  2. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников /под ред. А.А.Столяр. – М., Просвещение 1988

  3. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду: учебное пособие для студентов дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. - М., Изд. Центр «Академия», 1998

4