В современном обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формировать новые цели.
Ребёнка нужно научить удивляться миру, знакомиться с его тайнами и проблемами. Этому способствует работа над исследовательскими проектами.
Пример исследовательской работы ученика 3 класса «Атом-помощник и разрушитель»
Оглавление
Введение
Основная часть
Атом-помощник и разрушитель
Атом-помощник
Атом-разрушитель
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность темы
Уже не одну сотню лет мы тратим природные ресурсы для получения энергии. Сначала мы разжигали деревья для костра, теперь тратим нефть, газ и уголь для получения электричества.
Но зачем нам тратить природные ресурсы, которые рано или поздно исчерпают себя, если можно использовать ядерную энергию? Она лучше других видов: эффективная и экологически чистая. Но какие у неё есть недостатки? И можно ли полностью перейти на ядерную энергетику?
Проблема исследования
Главный аргумент противников «мирного атома» — это возможность крупной аварии, в которой может погибнуть много людей. Но такая авария может случиться где угодно: разливы нефти случаются регулярно, как и взрывы на теплоэлектростанциях.
Как я уже упоминал, в мире отказываются от урана и плутония в пользу тория. Ториевые ядерные реакторы безопасные, и в них не может случиться взрыва: ядерный распад очень легко контролировать.
Целью данного доклада является поиск ответов на вопросы: можно ли с уверенностью сказать: за ядерной энергией будущее? Нефть, газ и уголь рано или поздно закончатся, а солнечные и ветровые установки можно использовать далеко не во всём мире. К тому же их строительство и обслуживание очень дорогое. И насколько безопасен «мирный атом»?
Объектом работы являются атомы.
Атом — это мельчайшая, электронейтральная, химически неделимая частица вещества, состоящая из положительно заряженного ядра и отрицательно заряженной электронной оболочки.
При этом электроны двигаются не по определенной орбите, как предполагал Резерфорд, а довольно хаотично. Совокупность электронов, которые двигаются вокруг ядра, называется электронной оболочкой.
Атом-помощник и разрушитель
1.1 Атом-помощник
Кажется, переход на ядерную энергию — это не только прогрессивное решение, но и способ сохранить окружающую среду. Ведь работа ядерных станций в разы сокращает выбросы в атмосферу углекислого газа, снижая парниковый эффект. К тому же, один килограмм урана дает энергию, получаемую из 60 тонн нефти или 100 тонн угля.
Интенсивное развитие ядерной энергетики можно считать одним из средств борьбы с глобальным потеплением. К примеру, атомные станции в Европе ежегодно позволяют избежать эмиссии 700 миллионов тонн СО2. Действующие АЭС России ежегодно предотвращают выброс в атмосферу около 210 млн тонн углекислого газа. По этому показателю Россия находится на четвертом месте в мире.
Огромная энергоемкость.
1 килограмм урана с обогащением до 4%, используемого в ядерном топливе, при полном выгорании выделяет энергию, эквивалентную сжиганию примерно 100 тонн высококачественного каменного угля или 60 тонн нефти.
Есть одна проблема: использованные уран и торий распадаются до других радиоактивных элементов, которые нужно хранить в полигонах. Но если сделать так, чтобы система работы на ядерной энергии стала цикличной и замкнутой, это приведет к практически минимальной выработке отходов от производства.
1.2 Атом-разрушитель
Единственной причиной, из-за которой к развитию ядерной энергетики можно относиться с опаской, это наращивание ядерного вооружения. Ведь дорога к его созданию всегда проложена через «мирный» атом. Это, конечно, вызывает некоторое напряжения, учитывая не очень стабильную мировую ситуацию.
Основные поражающие факторы ядерного взрыва: световое излучение, ударная волна, радиоактивное заражение местности, электромагнитный импульс, проникающая радиация, то есть явление, которое происходит в радиоактивных элементах, при ядерных взрывах, в результате чего и возникают вредные, опасные факторы, воздействующие на людей.
А насколько радиация опасна?
Любой вид ионизирующих излучений вызывает биологические изменения в организме. Вызванные изменения могут быть обратимыми или необратимыми и протекать в хронической форме лучевой болезни.
Дети крайне чувствительны к действию радиации. Суммарной дозы порядка 10 Гр, достаточно, чтобы вызвать разного рода аномалии.
Рак - наиболее серьезное из всех последствий облучения человека даже при малых дозах.
Также, при небольших дозах облучения, радиационные лучи негативно влияют на глаза.
Существуют генетические последствия облучения. Около 10% всех живых новорожденных имеют те или иные генетические дефекты, а исчезают подобные мутации, и то –не полностью, только через 15 - 17 поколений .
Не секрет, что в мире очень много радиоактивных точек и они очень вредны для здоровья людей, живущих в этих местностях. Но человечество не знает местностей, более загрязненных радиоактивными веществами, чем города Хиросима, Нагасаки и Чернобыль. Это города, которых коснулись самые мощные радиоактивные взрывы в истории человечества.
Но как бы там ни было, атомная энергия по-прежнему представляется самой перспективной. В мире идет обсуждение, что следует быстро выводить из работы старые атомные реакторы и заменять их современными, которые позволяют работать без внешних источников электроэнергии и без участия человека в ликвидации каких-либо последствий.
В ближайшее время именно такая станция будет построена в Белоруссии.
Заключение
Таким образом, очевидно, что атомная энергетика активно развивается. Так как запасы нефти, газа, угля иссякают, а уран – достаточно распространенный элемент на Земле, то следует предположить, что атомной энергетики предназначено большое будущее.
Но использование ядерной энергии ставит перед человечеством новые серьезные проблемы. Атомная энергетика связана с повышенной опасностью для людей. В связи с этим необходимо - обновление ядерного арсенала, повышение уровня безопасности, учитывая влияние природных и других факторов.
Список использованной литературы
Алексей Удоратин. Специально для канала «МИР НАУКИ: интересное вокруг»
Энергоатомиздат,1989 Лучевая болезнь и микроэлементы/ В.К. Бондарчук – автореферат
Почти все о ядерном реакторе. : - М. : Л.В.Матвеев, А.П. Рудик., 1990
«Наш мир от А до Я», энциклопедия для детей 3, ООО «Ашет Коллекция»; Интернет-ресурсы