СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование профессионального самоопределения в профориентационной работе в школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система профориентационной работы в школе. Формирование самоопределения у учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Формирование профессионального самоопределения в профориентационной работе в школе»

Система профориентационной работы с учащимися

Формирование профессионального самоопределения в профориентационной работе в школе


Подготовка учащихся к обоснованному выбору профессии - важная социально-педагогическая задача школы. Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

Профориентационная работа в школе нацелена на оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности, выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

В ходе реализации профоориентационной работы в нашей школе решаются следующие задачи:

  • максимальное информирование учащихся о мире и о требованиях профессий к личности;

  • активизация познавательной деятельности учащихся в поиске «своей» профессии;

  • создание условий для практической пробы сил в различных видах деятельности;

  • формирование профессиональной направленности лич­ности, общественно значимых мотивов выбора профессий; изучение школьников в целях профориентации;

  • проведение профессиональной консультации, оказание помощи учащимся в оценке своих способностей и качеств, применительно к конкретным видам трудовой деятельности.

Важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда к ней привлечён весь коллектив школы и когда соблюдаются следующие принципы: систематичность и преемственность - профориентационная работа не должна ограничиваться работой только  со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.

Этапы и содержание профориентационной работы в школе:

1-4 классы:

  • Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;

  • Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;

  • Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда.

5-7 классы:

  • Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;

  • Представления о собственных интересах и возможностях;

  • Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.

8-9 классы:

  • Групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;

  • Профессиональное самопознание;

  • Помощь в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время.

10-11 классы:

  • Коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

В настоящее время система профориентационной работы включает в себя деятельность по следующим направлениям:

1. Профессиональное просвещение, включающее проинформацию, профпропаганду и профагитацию.

2. Профессиональная диагностика – изучение личности учащегося в целях профориентации. В процессе профдиагностики изучают характерные особенности личности: потребности, ценностные ориентации, интересы, способности, склонности, мотивы, профессиональную направленность.

3. Профессиональная консультация имеет целью установление соответствия индивидуальных личностных особенностей специфическим требованиям той или иной профессии.

На каждом этапе согласно возрастным нормам используются такие формы профориентационной работы как:

Просветительского направления.

  1. Беседы, лекции, просмотр видеофильмов,

  2. Элективный курс «Азбука профориентации» 9 класс,

  3. Консультации по выбору профиля обучения,

  4. Проведение родительских собраний (общешкольных, классных);

  5. Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.

  6. Профдиагностика, профконсультации для учащихся,

  7. Консультации для родителей (педагогами, психологами),

  8. Приглашение представителей центра занятости, ВУЗов и СУЗов на родительские собрания,

  9. Посещение городской «Ярмарки профессий»,

  10. Знакомство с СУЗами города на «днях открытых дверей»,

  11. Оформление стендов «Твоё профессиональное будущее», «В мире профессий»,

  12. Выставки учащихся по трудовому обучению, показ школьного «Театра моды», кружка «Робототехника»,

  13. Выставка литературы, посвященная профессиям в школьной библиотеке, стенд с информационными брошюрами по профориентации.

Обучающе -развивающего направления.    

Экскурсии на предприятия города с целью ознакомления учащихся со сферами трудовой деятельности. В 2014-2015 уч.г. учащиеся школы посетили: ОМВД России, ГБУЗ ЦГБ, служба спасения, ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ, лесническое хозяйство, городской суд, «Музейный ресурсный центр».

В рамках профориентационной работы школа тесно сотрудничает со специалистами ЦРДиМ. С учащимися 9-х классов проводятся профориентационные мероприятия на тему: игры: «Отдел кадров», «Суд над безработным», «Стажеры на предприятии», «Игра-тест Миллионер»; занятие: «Острова профессий», «Диалог времен», «Лучший мотив», «Сила мотивации», «Следователь. Биолог. Архитектор», «Древо профессий»; упражнение на коммуникацию.

Посредством игры учащимся предоставляется возможность «смодулировать», проанализировать и проиграть те жизненные ситуации, которые могут возникнуть в реальной жизни. Участвуя в подобных играх, подростки раскрывают свои таланты, учатся высказывать свои мысли, развивают ораторское мастерство и многое другое.

При составлении перспективного плана по профориентационной работе образовательное учреждение ведет целенаправленную работу по реализации задач:

  • Выработка системы тесного сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города;

  • Организация взаимосвязи школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций;

  • Привлечение родителей учащихся для профориентационной работы;

  • Избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения учащихся;

  • Пополнить библиотечный фонд литературной по профориентации и трудовому обучению;

  • Расширить количество рекомендаций классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп;

  • Организовать для педагогов и классных руководителей циклов занятий, семинаров по профориентационной работе с учащимися.

Таким образом, заблаговременная, спланированная, системно проводимая, грамотно построенная профориентационная работа поможет нынешним школьникам найти свое место в жизни.