Формирование профессиональных компетентностей педагогов и ключевых компетенций учащихся в условиях реализации ФГОС
Терехова Л.П.
Директор, учитель математики
МБОУ «Криволесская ОШ»
2016 г.
(слайд 1)
Формирование профессиональных компетентностей педагогов и ключевых компетенций учащихся в условиях реализации ФГОС
(слайд 2)План:
Определение компетентности и компетенций.
Развитие профессиональной компетентности педагога: основные проблемы.
Из опыта работы. Результаты формирования профессиональных компетентностей педагогов и ключевых компетенций учащихся.
1. В течение ряда лет школа живет в условиях модернизации образования, которая по сути, является процессом внедрения инноваций. Особый статус приобретает инновационный процесс в связи с новыми федеральными образовательными стандартами. Необходимое условие их реализации – освоение педагогами новых целевых ориентаций образовательного процесса, развитие и преобразование профессиональной компетентности педагогических работников.
Что же такое компетентность?
(слайд 3) Компетентность – владение человеком соответствующими компетенциями. Компетенция, в переводе с латинского, означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.
(слайд 4)
2. Квалификация педагога может быть описана как совокупность шести основных компетентностей:
1. Компетентность в области личностных качеств.
2. Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности.
3. Компетентность в мотивировании обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности.
4. Компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений.
5. Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности.
6. Компетентность в организации педагогической деятельности.
Педагог, реализующий ФГОС, должен уметь:
- оценивать условия решения развивающих задач урока, оценивать текущее состояние и потенциал развития обучающегося;
- выбирать и применять современные образовательные технологии, адекватные поставленным целям;
- использовать данные профессионального мониторинга для планирования и реализации педагогической деятельности;
- использовать современные способы оценочной деятельности;
- осуществлять профессиональную рефлексию в соответствии с целевыми ориентациями ФГОС;
- анализировать программы, методические комплексы и отдельные дидактические материалы;
- разрабатывать программы внеурочной деятельности и дидактические материалы.
(Слайд 5)
При переходе на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов учителя столкнулись с рядом проблем:
1. Неготовность к:
- планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС;
- синхронизации действий со всеми участниками образовательного процесса при введении ФГОС;
- изменениям в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;
- выявлению социального заказа с целью формирования комфортной развивающей образовательной среды.
(Слайд 6)
2. Недостаточность опыта проектной и исследовательской деятельности.
3. Личностные проблемы:
- психологическая, связанная с традиционным подходом к профессии, а не осознанием себя как учителя «нового типа»; консервативным мышлением в силу возраста и др.;
- дидактическая, обусловленная недостаточным уровнем теоретико-методологической подготовки в части изменений в технологии организации образовательного процесса;
- организационно-нормативная, возникающая при отсутствии научной организации труда, навыков командно-проектной работы;
- профессиональная, определяемая неготовностью учителя к реализации в деятельности экспертно-аналитических, прогностических и организационных функций.
Эти проблемы возникли не потому, что учитель не хочет перестроиться, а потому, что трудно перестроиться.
Каждая школа ищет свои пути решения вышеизложенных проблем. Мы выбрали такие пути решения:
(Слайд 7)
1. Проанализировали состояние аттестации педагогических работников и их квалификационные категории. На момент введения ФГОС в школе учителя распределялись по категориям следующим образом:
2011 г.
Всего учителей – 10
Высшая категория – 0
Первая категория – 1
Вторая категория – 6
Без категории – 3.
Очевидно, что учителей, соответствующих требованиям ФГОС в школе было мало. Выяснилось, что связано это в первую очередь с личностными проблемами педагогических работников (консервативным мышлением, недостаточным уровнем теоретико-методологической подготовки).
Решили данную проблему путем организации повышения квалификации педагогических работников:
- в 2012 на специальные курсы по подготовке к аттестации направлены 2 педагога, которые после окончания курсов успешно аттестовались на I квалификационную категорию.
В последующие годы работа была продолжена. Была пересмотрена система методической работы в школе. Сделан был акцент на самообразование учителя, на повышение его теоретических знаний. Проводились семинары, касающиеся вопросов ФГОС силами учителей школы.
Таким образом, психологические проблемы были преодолены.
По состоянию на 2016 год в школе учителя распределялись по категориям следующим образом:
Всего учителей – 10
Высшая категория – 0
Первая категория – 7
Без категории – 3.
2. Повышение квалификации. На настоящее время все педагоги прошли курсы повышения квалификации в рамках ФГОС.
Актуальной остается проблема очных курсов повышения квалификации (связано это с отсутствием финансирования). Частично проблему решаем дистанционными формами повышения квалификации.
В 2015 году 2 педагога прошли повышение квалификации через сеть Интернет в г. Казань.
В этом же году администрация школы прошла дистанционное повышение квалификации по программе «Развитие различных форм государственно-общественного управления образованием в условиях изменения правовых основ регулирования отношений в сфере образования»
В 2016 году 7 педагогов прошли дистанционное обучение в Томском государственном педагогическом университете на факультете повышения квалификации и переподготовки кадров. Каждый педагог получил сертификат, подтверждающий обучение.
(Слайд 8,9)
В настоящее время все педагоги нашей школы проходят дистанционное обучение по вопросам инклюзивного образования.
3. Остановлюсь отдельно на проблеме «недостаточность опыта проектной и исследовательской деятельности». В рамках ФГОС каждый учитель должен обладать компетентностью в проектной и исследовательской деятельности. В связи с этим 7 педагогов школы прошли дистанционное обучение по вопросам «Возможности проектной, эвристической технологий для организации занятий по предметам в условиях ФГОС».
Совместными усилиями учителей и директора в школе разработано Положение об организации проектной деятельности, что послужило основой для организации планомерной проектной работы с едиными требованиями к оформлению проектов.
4. Организационно-нормативная проблема решается путем совместной работы учителей и администрации школы. В разработке актуальных локальных нормативных актов участвуют все учителя школы.
Развитие профессиональных компетентностей педагогов неразрывно связано с формированием ключевых компетенций обучающихся.
Ключевые компетенции учащихся – это компетенции, которые используются в повседневной жизни. (слайд 10)
Выделен следующий перечень ключевых образовательных компетенций как важнейших элементов общепредметного содержания образования: (слайд 11)
ценностно-смысловая,
общекультурная,
учебно-познавательная,
информационная,
коммуникативная.
Подробнее я остановлюсь на результатах формирования профессиональных компетентностей педагогов и ключевых компетенций учащихся. (слайд 12, 13)
1. Высокие результаты ОГЭ в 2014, 2015 гг.
2014 год
№ п/п | Предмет | Количество участников | Получили оценки (с первой попытки) | Средний балл | Средняя оценка |
| «5» | «4» | «3» | «2» | | |
1 | Русский язык | 3 | 2 | 0 | 1 | 0 | 34.33 | 4,3 |
2 | Математика | 3 | 0 | 2 | 1 | 0 | 14.67 | 3,7 |
2015 год
№ п/п | Предмет | Количество участников | Получили оценки (с первой попытки) | Средний балл | Средняя оценка |
| «5» | «4» | «3» | «2» | | |
1 | Русский язык | 2 | 1 | 1 | 0 | 0 | 34 | 4,5 |
2 | Математика | 2 | 0 | 1 | 1 | 0 | 19,4 | 4 |
2. Ежегодно ученики принимают участие в мероприятиях, проводимых в районе и области.
В 2013-2014 учебном году ученица 9 класса нашей школы Холявина Анастасия стала призером областной конференции юных исследователей окружающей среды.
(слайд 14)
В 2015-2016 учебном году ученица 7 класса Зенькова Елизавета стала победителем муниципальной экологической конференции юных исследователей окружающей среды в номинации «Ботаника и экология растений».
Ученик 8 класса Скупейко Владислав занял I место в районном смотре-конкурсе природоохранной работы школ в 2015 году среди основных школ.
(Слайд 15)
Ученик 1 класса Пайгильдин Вячеслав занял I место в областном конкурсе фотографий и фотоколлажей «В гармонии с природой»
(Слайд 16)
Маликова Нина, ученица 8 класса, заняла II место в муниципальном конкурсе юных дизайнеров «Умная красота» в номинации «Арт-дизайн»
С большим интересом ученики нашей школы участвуют в различных дистанционных мероприятиях, проводимых сторонними организациями.
(Слайд 17-18)
Ученица 8 класса Смолякова Ксения заняла I место в международном экологическом конкурсе-выставке «Экологическая открытка», посвященном Всемирному дню окружающей среды, а так же стала победителем международного конкурса-выставки-эксперимента «Рациональное использование отходов: экодизайн – 2014»
Ученик 2 класса Голубев Иван занял III место во Всероссийском открытом конкурсе школьников «Наследники Юрия Гагарина» в номинации рисунок.
Мы даем возможность проявить себя всем детям нашей школы, независимо от успеваемости, интересов и увлечений.
За последние три года наши ученики активно участвуют в следующих мероприятиях:
Всероссийский конкурс «Умница», интегрированный тест.
Всероссийские конкурсы, проводимые Творческим проектом Вдохновение (г. Санкт-Петербург) (слайд 19)
«Час кода в России» в рамках международной акции «Всемирный час кода» (слайд 20)
Всероссийские предметные олимпиады, проводимые Центром дистанционной сертификации учащихся. (слайд 21)
Открытая всероссийская олимпиада «Наше Наследие» (Слайд 22)
Общероссийская олимпиада школьников по Основам православной культуры «Русский мир в православной культуре» (Слайд 23)
Всероссийская предметная олимпиада «Олимпус»
Всероссийская предметная олимпиада «Школьные дни»
Олимпиады и викторины проекта «Инфоурок» (г. Смоленск) (Слайд 24)
3. Наши учащиеся стали Лауреатами Гагаринской премии (2 учащихся в 2014 г, 1 учащийся в 2015 г.) – для нашей маленькой школы это очень серьезное достижение. (Слайд 25-26)
Все индивидуальные достижения обучающихся отражаются в портфолио достижений, которое начинает формироваться с 1 класса.
Вашему внимаю я представила небольшую часть нашей работы по теме своего выступления. Помимо успехов есть и свои недостатки и проблемы, объективные и субъективные.
В завершение я хочу поздравить всех присутствующих с началом учебного года.
(Слайд 27)
Пусть будет так,
Чтоб в жизни Вашей светлой, чистой,
Всегда Вас окружали дети, как цветы,
Чтоб школа всем была надежной пристанью –
Счастливой, светлой, полной доброты!
Слайд 28.