Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шахмайкинская средняя общеобразовательная школа Новошешминского муниципального района Республики Татарстан»
Новошешминский район, село Шахмайкино, улица Центральная, д.38, телефон 884348(38-4-09), sch[email protected]
Тема проекта: «Формирование профессиональных компетентностей учителей биологии через работу в творческих педагогических сообществах»
Автор проекта: Нуруллина ГульнурАсхатовна, руководитель районного методического объединения учителей биологии, учитель биологии первой квалификационной категории МБОУ «Шахмайкинская общеобразовательная школа Новошешминского муниципального района Республики Татарстан». Награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки Республики Татарстан. Победитель грантовых конкурсов «Лучший учитель Российской Федерации» и «Наш лучший учитель».
Краткая аннотация проекта
В условиях перехода школой ФГООС ООО повышаются требования к учителю, его профессионализму и личностным качествам. В последнее время общепринятой характеристикой профессиональной деятельности учителя становится профессиональная компетентность - характеристика, отражающая не только профессиональные знания, но и умения опираться на них в своей профессиональной деятельности, отношение учителя к учащимся и личностные качества. Профессиональная компетентность учителя – понятие многогранное. В частности, А.С. Белкин определяет порядка 70 компетентностей педагога. В период реализации федеральных государственных образовательных стандартов особое внимание уделяется совершенствованию профессиональной компетентности учителя. Понятие профессиональной компетентности учителя формулируется в справочной литературе следующим образом: «владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определённых ценностей, идеалов и педагогического сознания». ФГОС основного общего образования предъявляет требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы основного и общего образования. Повышается роль учителя, и растут требования к его профессиональным качествам. Основная роль отводится таким немаловажным факторам, как уровень квалификации педагога, непрерывность его профессионального развития. Именно в условиях интенсивного обновления образования учитель нуждается в системной и целенаправленной научно – методической и организационной поддержке. Данный проект предполагает определенную траекторию профессионального роста и формирование профессиональных компетентностей учителей биологии Новошешминского района через работу в творческих педагогических сообществах и рассчитан на 2 года реализации. Участниками проекта станут учителя биологии ОУ Новошешминского района. Цель проекта, задачи, планируемые результаты описаны в соответствующих разделах.
Описание методического объединения
В настоящее время в Новошешминском муниципальном районе Республики Татарстан функционируют 20 общеобразовательных учреждений, в которых обучаются 1420 детей.
Муниципальное районное методическое объединение учителей биологии работает на основании Положения, утверждённого приказом отдела образования. Всего в Новошешминском районе работают 33 учителя естественно-географического цикла, все с высшим образованием. Педагогический стаж работы менее 2 лет –у 2-х учителей, от 5 до 10 лет – 4 учителя, от 10 до 20 лет - 8, более 20 лет -18учителей естественно-географического цикла. Учителей высшей квалификационной категории – 6 (17 ,1%) , первой 23 (63,8%), 6 учителей без категорий (18,1%). Среди них - 3 учителя имеют нагрудный знак «За заслуги в образовании», 2 учителя награждены Почетной грамотой МО и Н РФ, 3 учителя награждены Почетной грамотой МО и Н РТ, 4 учителя – победители конкурса «Наш лучший учитель», 1 учитель – победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации (ПНПО), 1 учитель - победитель грантового конкурса «Оста мөгәллим».
Я была назначена на должность руководителя районного методического объединения учителей биологии в 2016 году. С 2002 по 2017 год работала независимым экспертом, привлекаемый к проведению экспертизы профессиональной деятельности аттестуемых работников в Республике Татарстан. В 2016-2017 годах работала экспертом региональной предметной комиссии при проведении государственной итоговой аттестации по биологии. В 2007 году стала победителем конкурса лучших учителей Российской Федерации. В 2011 и 2012 годах стала победителем республиканского грантового конкурса «Наш лучший учитель» Таким образом, имея профессиональный опыт и знания, опыт работы с педагогическим сообществом, планирую в перспективе для формирования профессиональных компетентностей учителей биологии школ Новошешминского района организовать методическую работу в групповых педагогических сообществах в ближайшие 2 года.
Постановка проблемы
Считаю эффективной формой профессионального развития учителей организацию их работы в группах и сообществах. Актуальность данного проекта в том, что в сельских школах проявляют пассивность при участи в различных методических мероприятиях, не занимаются самообразованием. Это приводит к тому, что учителя становятся только «урокодателями», не интересуются инновациями. А это в свою очередь влияет на качество работы, в результате – низкое качество знаний, слабое результативное участие в республиканских олимпиадах и конкурсах. Так, за последние годы среди учащихся школ Новошешминского района нет ни одного призера республиканской олимпиады по биологии, результаты последних 2-х лет ниже республиканских по ЕГЭ и ОГЭ по биологии.
| Результаты ОГЭ | Результаты ЕГЭ |
| 2016 | 2017 | 2018 | 2016 | 2017 | 2018 |
Новошешминский район | 3,22 | 3,26 | 3,44 | 61,7 | 49,3 | 54,6 |
Республика Татарстан | 3,42 | 3,55 | 3,55 | 58,8 | 58,5 | 58,3 |
Чтобы заинтересовать учителя, вовлечь его в инновационную деятельность необходимо продумать такие формы работы, где учитель, работая в группе, проявил бы свои знания и способности, и впоследствии этого повысилась его самооценка. Вот с этой целью я решила разработать свой проект.
Цель и задачи проекта
Цель разрабатываемого проекта: повысить качество образования через совершенствование методического и профессионального мастерства учителей биологии в условиях реализации федерального государственного стандарта основного общего образования.
Задачи:
Активизировать методическую работу учителей биологии через взаимодействие в творческих сообществах и довести до 100% участие учителей в мероприятиях по обмену опытом.
Доведение качества обученности детей до республиканского уровня.
Увеличение количества призеров и победителей на муниципальных и республиканских олимпиадах, конкурсах.
Методы реализации проекта
Для реализации проекта была выбрана групповая форма работы: творческие группы. Командный метод работы позволяет вовлечь в активную деятельность по определенной тематике педагогов, имеющих одинаковые профессиональные интересы.
Для того чтобы узнать интересы и потребности участников проекта, было проведено анкетирование. Результаты анкетирования показали, что у педагогов имеются определенные затрудненияв части выбора образовательных технологий, методов и форм обучения. К сожалению, встречаются еще педагоги, которые, освоив научно – теоретическую основу ФГОС, не могут использовать эффективно эти знания на практике или используют их достаточно формально. В связи с этим, потребность в организации научно – методической поддержки педагогов возрастает.
Темы для совместной работы выбираются исходя проблемных зон, например, из анализа проведенных пробных ОГЭ и ЕГЭ по биологии.
С целью эффективного профессионального развития педагогов, выявления педагогических идей в образовательных учреждениях района, совершенствования подходов к организации образовательного процесса с ориентацией на развитие личности ребенка и повышения эффективности методической работы с учителями биологии создается рабочая группа из числа опытных учителей. По результатам опроса учителей определена тематика творческих лабораторий. Исходя из количества учителей и запросов учителей, запланирована работа в 4-х группах. Тематика работы каждой группы указана в таблице:
№ | Тематика лабораторий | Руководитель | Учителя биологии школ |
1 | Группа по разработке и реализации медиа-уроков по реализации ФГОС ООО. | Нуруллина Гульнур Асхатовна | МБОУ «Шахмайкинская СОШ», МБОУ «Пр. Челнинская ООШ«Кр. Октябрьская ООШ», «Акбуринская ООШ» |
2 | Система подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ. | Вагизова Фарида Гибадуллина | МБОУ «Зиреклинский лицей», , МБОУ «Тубылгытауская ООШ» ,МБОУ «Ленинская СОШ», МБОУ «Утяшкинская ООШ», МБОУ «Архангельская ООШ» |
3 | Современные информационные технологии в практике работы педагога. | Рамазанова Гульназ Илгизяровна | МБОУ «Новошешминская гимназия», «МБОУ «Новошешминская СОШ», МБОУ «Петропавловская ООШ», МБОУ |
4 | Творческая группа педагогов по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся. | Киселева Татьяна Леонидовна | МБОУ «Екатерининская ООШ», МБОУ «Черемуховская СОШ», МБОУ «Чув. Чебоксарская ООШ»,МБОУ МБОУ», «Сл. Волчинская ООШ», |
Руководителями творческих лабораторий назначены учителя, имеющие высшую или первую квалификационную категорию, общее руководство будет осуществляться мною, руководителем районного методического объединения. После определения руководителя группы и ее команды составлен план работы творческих лабораторий на период реализации проекта.
1 группа. Группа по разработке и реализации медиа-уроков по реализации ФГОС ООО.
№ | Наименование мероприятия | сроки | ответственные |
1 | Определить задачи работы группы на новый учебный год. Организация работы группы. Обеспечение педагогов необходимой информацией по основным направлениям темы. | Октябрь 2019г. | Руководитель группы Нуруллина Г.А. |
2 | Мастер-класс: «Мультимедийный урок, как способ эффективного обучения в условиях реализации ФГОС» | Ноябрь 2019г. | Руководитель группы Нуруллина Г.А. |
3 | Подборка учебно – методической литературы по изучаемой проблеме (разработка технологических карт уроков, презентаций к урокам) | Декабрь 2019г. | индивидуальная работа учителей |
4 | Разработка и реализация медиа-уроков для повышения эффективности учебного процесса. | В течение всего периода реализации проекта | индивидуальная работа учителей |
5 | Практические семинары | Январь – март 2020, Октябрь- январь 2020г. | Руководитель РМО, все учителя |
6 | 1.Сбор и обработка материалов по теме проблемной группы для публикации. 2.Оформление материалов 3.Выпуск брошюры. 4. Мониторинг образовательных достижений учащихся, анализ. | Март 2021 | Руководитель РМО, группы |
7 | Презентация брошюры на общем заседании | Апрель 2021 | РМО |
8. | Обобщение опыта работы на секции учителей биологии. Участие в работе круглого стола. | Август 2020, 2021г.г. | Руководитель группы |
2 группа. Система подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ.
№ | Наименование мероприятия | сроки | ответственные |
1 | Определить задачи работы группы на новый учебный год. Организация работы группы. Пополнение методической копилки учителей новыми методическими материалами. | Октябрь 2019г. | Руководитель группы Вагизова Ф.Г. |
2 | Обеспечение педагогов необходимой информацией по основным направлениям темы. Система подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по биологии | Ноябрь 2019г. | Руководитель группы Вагизова Ф.Г. |
3 | Обучающие семинары по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по биологии. | Февраль-март 2019г. | Все учителя |
4 | Организация пробных ОГЭ и ЕГЭ по биологии. Мониторинг качества. | В течение всего периода реализации проекта | Руководитель РМО |
5 | 1. Сбор и обработка материалов по теме проблемной группы для публикации. 2.Оформление материалов 3.Выпуск брошюры. 4. Мониторинг образовательных достижений учащихся, анализ. | Март 2021 | Руководитель РМО, группы |
6 | Презентация брошюры на общем заседании | Апрель 2021 | РМО |
7. | Обобщение опыта работы на секции учителей биологии. Участие в работе круглого стола. | Август 2020, 2021г.г. | Руководитель группы |
3- группа. Современные информационные технологии в практике работы педагога.
№ | Наименование мероприятия | Сроки выполнения | Ответственные |
1. | Обсуждение и утверждение плана работы | Октябрь2019 | Руководитель группы Рамазанова Г.И. |
2. | Заседание творческой группы: «Использование современных информационных технологий на уроках биологии» | Декабрь 2019 | Руководитель группы Рамазанова Г.И. и все учителя |
3. | Мастер классы: «Использование ИКТ на уроках биологии для повышения качества знаний» | систематически | Учителя биологии |
4. | Практические семинары по использованию ИКТ на уроках биологии. | 2020 | Руководитель группы Рамазанова Г.И. |
5. | Круглый стол «Использование современных ИКТ при подготовке к ГИА по биологии» | Февраль 2020 | Руководитель РМО |
6 | Отчет по теме «Современные информационные технологии в практике работы педагога», мониторинг участия школьников в НПК, конкурсах, изготовление методической брошюры | Апрель 2021 | Руководитель группы Рамазанова Г.И. |
7. | Обобщение опыта работы на секции учителей биологии. Участие в работе круглого стола | Август 2020,2021 г.г. | Руководитель группы, руководитель РМО и все учителя. |
4 группа. Творческая группа педагогов по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
№ | Наименование мероприятия | Сроки выполнения | Ответственные |
1. | Организационное заседание проблемной группы. Ознакомление с методической темой проблемной группы. | Сентябрь 2019 | Руководитель проблемной группы КисилеваТ.Л. |
2. | Изучение учебно-методической литературы по изучаемой проблеме | октябрь-ноябрь 2019 | Все учителя группы |
3. | Работа с одарёнными детьми | в течение учебного года | Все учителя группы |
4. | Выступления учителей по изучаемой проблеме на семинарах, научно-практических конференциях, заседаниях РМО | в течение учебного года | Все учителя группы |
5. | Участие учащихся в конкурсах, научно-практических конференциях. | в течение учебного года | Все учителя группы |
6. | Участие учащихся в муниципальной научно-практической конференции проектных исследовательских работ учащихся по экологии. | февраль-март 2020, 2021 г.г. | Все учителя группы |
7. | Подведение итогов работы проблемной группы. Выпуск брошюры. Мониторинг участия учащихся в конкурсах, олимпиадах. | Апрель, май 2021 | Руководитель РМО |
8. | Обобщение опыта работы на секции учителей биологии | Август 2020, 2021 г.г. | Руководитель группы и руководитель РМО |
Ожидаемые результаты
Повышение качества образовательных результатов образовательных организаций, показывающих стабильно низкие результаты на итоговой аттестации по биологии: Петропавловская ООШ, Краснооктябрьская ООШ, Ленинская СОШ, Архангельская ООШ, Екатерининская ООШ и качества обучения в целом в районе.
Реализация проекта способствует увеличению количества призеров и победителей на муниципальных и республиканских олимпиадах, конкурсах.
Реализация проекта поможет педагогам обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.
Успешная сдача ГИА учащимися через организацию системной, планомерно выстроенной подготовительной работы.
Оценка качества реализации проекта
Методы оценки | Результат | Ответственные |
Количественные методы | - довести до 100% участие учителей в мероприятиях по обмену опытом, - увеличение количества призеров и победителей на муниципальных и республиканских олимпиадах, конкурсах - повышение качества обученности детей по биологии до среднереспубликанских показателей | Руководитель РМО, учителя по биологии |
Качественные (социологические) методы. | Анализ и обобщение информации: анкетные опросы (в начале реализации проекта и в конце), наблюдение (прямая регистрация событий, происходящих в рамках реализации проекта), составление плана мероприятий с учетом проведенных опросов, анализа. | Руководитель РМО, руководители групп |
Мониторинг (оценка хода работы по реализации проекта и достижений образовательных результатов) | Мониторинг участия учащихся в конкурсах, олимпиадах; Мониторинг обученности учащихся «Калейдоскоп идей» (составление сборника учебно – методических материалов) | Руководитель РМО, руководители групп |
Целевые показатели:
-расширение участия обучающихся в предметных олимпиадах и конкурсах муниципального и регионального уровней;
-создание системы независимой оценки образовательных результатов;
-система мониторинга социализации выпускников образовательного учреждения;
-подготовка к успешному освоению основного общего образования;
- подготовка к успешной сдаче ГИА;
-использование инновационных методик и программ воспитания учащихся.
Ресурсы
Проанализировав ресурсы, которые могут быть использованы для реализации мероприятий проекта, были выделены следующие:
| Имеющиеся ресурсы | Ресурсы необходимо привлечь дополнительно |
Информационные: | организационные совещания, методические семинары, мастер- классы, педагогические мастерские | обучение учителей биологии на курсах, участие в республиканских семинарах, организация выездных семинаров с привлечением преподавателей учреждений дополнительного профобразования; публикация продуктов деятельности в педагогических изданиях |
Организационные ресурсы | - работа творческих групп, методических объединений; - работа проблемных групп по определенной теме; - работа творческих лабораторий | | Рецензирование методических материалов, консультации научных работников (по мере необходимости), финансовые ресурсы для организации мероприятий |
Нормативно – правовые | Муниципальная целевая комплексная программа «Развитие образования в Новошешминском районе на 2016-2020 годы», муниципальная программа «Одаренные дети», приказы, локальные акты (положения), договоры о сотрудничестве с социальными партнерами, учреждениями повышения квалификации и др. | договоры о сотрудничестве с учреждениями повышения квалификации, профильными учреждениями |
Кадровые ресурсы | 33 учителей естественно-географического цикла, из них все высшим образованием 32 . Педагогический стаж работы менее 2 лет - 2 учителя, от 5 до 10 лет – 4 учителя, от 10 до 20 лет - 8, более 20 лет -18учителей естественно-географического цикла. Учителей высшей квалификационной категории – 6 (17 ,1%) , первой 23 (63,8%), 6 учителей без категорий (18,1%), | - курсовая подготовка педагогов и повышение квалификации, - участие педагогов в различных конкурсах. |
Материально – технические ресурсы | материально-техническая оснащенность образовательных организаций – в пределах 80%, компьютерное и интерактивное оборудование – 90%, учебные пособия и наглядное оборудование | Замена устаревшего компьютерного оборудования в связи с износом, современное учебно-лабораторное оборудование |
Практическая значимость результатов
В результате реализации проекта планируется разработать следующие методические продукты и проводить методические мероприятия, которые предоставят возможности эффективного использования результатов проекта для реализации задач по развитию образовательной среды:
1. Подготовка информационно-методической брошюры из опыта работы «Формирование профессиональных компетентностей учителей биологии через работу в творческих педагогических сообществах».
2. Организация в рамках секционного заседания учителей естественно- географического цикла августовского совещания работников образования района выставки материалов, отражающих результаты инновационной деятельности «Ступени мастерства» (методические разработки, дидактические материалы, электронные ресурсы и т.д).
3. Публикации методических материалов на страницах педагогических изданий.
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связывающим в единое целое всю систему работы учителей, является методическая работа. Роль методической работы значительно возрастает в условиях реализации Стратегии 2030, в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые технологии, методики, приемы и формы обучения.
Методическая работа в МО направлена на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в итоге на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития школьников.