СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование профессиональных компетентностей учителей биологии через работу в творческих педагогических сообществах

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование профессиональных компетентностей учителей биологии через работу в творческих педагогических сообществах»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шахмайкинская средняя общеобразовательная школа Новошешминского муниципального района Республики Татарстан»

Новошешминский район, село Шахмайкино, улица Центральная, д.38, телефон 884348(38-4-09), sch[email protected]



Тема проекта: «Формирование профессиональных компетентностей учителей биологии через работу в творческих педагогических сообществах»





Автор проекта: Нуруллина ГульнурАсхатовна, руководитель районного методического объединения учителей биологии, учитель биологии первой квалификационной категории МБОУ «Шахмайкинская общеобразовательная школа Новошешминского муниципального района Республики Татарстан». Награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки Республики Татарстан. Победитель грантовых конкурсов «Лучший учитель Российской Федерации» и «Наш лучший учитель».





Краткая аннотация проекта

В условиях перехода школой ФГООС ООО повышаются требования к учителю, его профессионализму и личностным качествам. В последнее время общепринятой характеристикой профессиональной деятельности учителя становится профессиональная компетентность - характеристика, отражающая не только профессиональные знания, но и умения опираться на них в своей профессиональной деятельности, отношение учителя к учащимся и личностные качества. Профессиональная компетентность учителя – понятие многогранное. В частности, А.С. Белкин определяет порядка 70 компетентностей педагога. В период реализации федеральных государственных образовательных стандартов особое внимание уделяется совершенствованию профессиональной компетентности учителя. Понятие профессиональной компетентности учителя формулируется в справочной литературе следующим образом: «владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определённых ценностей, идеалов и педагогического сознания». ФГОС основного общего образования предъявляет требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы основного и общего образования. Повышается роль учителя, и растут требования к его профессиональным качествам. Основная роль отводится таким немаловажным факторам, как уровень квалификации педагога, непрерывность его профессионального развития. Именно в условиях интенсивного обновления образования учитель нуждается в системной и целенаправленной научно – методической и организационной поддержке. Данный проект предполагает определенную траекторию профессионального роста и формирование профессиональных компетентностей учителей биологии Новошешминского района через работу в творческих педагогических сообществах и рассчитан на 2 года реализации. Участниками проекта станут учителя биологии ОУ Новошешминского района. Цель проекта, задачи, планируемые результаты описаны в соответствующих разделах.

Описание методического объединения

В настоящее время в Новошешминском муниципальном районе Республики Татарстан функционируют 20 общеобразовательных учреждений, в которых обучаются 1420 детей.

Муниципальное районное методическое объединение учителей биологии работает на основании Положения, утверждённого приказом отдела образования. Всего в Новошешминском районе работают 33 учителя естественно-географического цикла, все с высшим образованием. Педагогический стаж работы менее 2 лет –у 2-х учителей, от 5 до 10 лет – 4 учителя, от 10 до 20 лет - 8, более 20 лет -18учителей естественно-географического цикла. Учителей высшей квалификационной категории – 6 (17 ,1%) , первой 23 (63,8%), 6 учителей без категорий (18,1%). Среди них - 3 учителя имеют нагрудный знак «За заслуги в образовании», 2 учителя награждены Почетной грамотой МО и Н РФ, 3 учителя награждены Почетной грамотой МО и Н РТ, 4 учителя – победители конкурса «Наш лучший учитель», 1 учитель – победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации (ПНПО), 1 учитель - победитель грантового конкурса «Оста мөгәллим».

Я была назначена на должность руководителя районного методического объединения учителей биологии в 2016 году. С 2002 по 2017 год работала независимым экспертом, привлекаемый к проведению экспертизы профессиональной деятельности аттестуемых работников в Республике Татарстан. В 2016-2017 годах работала экспертом региональной предметной комиссии при проведении государственной итоговой аттестации по биологии. В 2007 году стала победителем конкурса лучших учителей Российской Федерации. В 2011 и 2012 годах стала победителем республиканского грантового конкурса «Наш лучший учитель» Таким образом, имея профессиональный опыт и знания, опыт работы с педагогическим сообществом, планирую в перспективе для формирования профессиональных компетентностей учителей биологии школ Новошешминского района организовать методическую работу в групповых педагогических сообществах в ближайшие 2 года.

Постановка проблемы

Считаю эффективной формой профессионального развития учителей организацию их работы в группах и сообществах. Актуальность данного проекта в том, что в сельских школах проявляют пассивность при участи в различных методических мероприятиях, не занимаются самообразованием. Это приводит к тому, что учителя становятся только «урокодателями», не интересуются инновациями. А это в свою очередь влияет на качество работы, в результате – низкое качество знаний, слабое результативное участие в республиканских олимпиадах и конкурсах. Так, за последние годы среди учащихся школ Новошешминского района нет ни одного призера республиканской олимпиады по биологии, результаты последних 2-х лет ниже республиканских по ЕГЭ и ОГЭ по биологии.


Результаты ОГЭ

Результаты ЕГЭ


2016

2017

2018

2016

2017

2018

Новошешминский район

3,22

3,26

3,44

61,7

49,3

54,6

Республика Татарстан

3,42

3,55

3,55

58,8

58,5

58,3



Чтобы заинтересовать учителя, вовлечь его в инновационную деятельность необходимо продумать такие формы работы, где учитель, работая в группе, проявил бы свои знания и способности, и впоследствии этого повысилась его самооценка. Вот с этой целью я решила разработать свой проект.

Цель и задачи проекта

Цель разрабатываемого проекта: повысить качество образования через совершенствование методического и профессионального мастерства учителей биологии в условиях реализации федерального государственного стандарта основного общего образования.

Задачи:

  1. Активизировать методическую работу учителей биологии через взаимодействие в творческих сообществах и довести до 100% участие учителей в мероприятиях по обмену опытом.

  2. Доведение качества обученности детей до республиканского уровня.

  1. Увеличение количества призеров и победителей на муниципальных и республиканских олимпиадах, конкурсах.

Методы реализации проекта

Для реализации проекта была выбрана групповая форма работы: творческие группы. Командный метод работы позволяет вовлечь в активную деятельность по определенной тематике педагогов, имеющих одинаковые профессиональные интересы. 

Для того чтобы узнать интересы и потребности участников проекта, было проведено анкетирование. Результаты анкетирования показали, что у педагогов имеются определенные затрудненияв части выбора образовательных технологий, методов и форм обучения. К сожалению, встречаются еще педагоги, которые, освоив научно – теоретическую основу ФГОС, не могут использовать эффективно эти знания на практике или используют их достаточно формально. В связи с этим, потребность в организации научно – методической поддержки педагогов возрастает.

Темы для совместной работы выбираются исходя проблемных зон, например, из анализа проведенных пробных ОГЭ и ЕГЭ по биологии.

С целью эффективного профессионального развития педагогов, выявления педагогических идей в образовательных учреждениях района, совершенствования подходов к организации образовательного процесса с ориентацией на развитие личности ребенка и повышения эффективности методической работы с учителями биологии создается рабочая группа из числа опытных учителей. По результатам опроса учителей определена тематика творческих лабораторий. Исходя из количества учителей и запросов учителей, запланирована работа в 4-х группах. Тематика работы каждой группы указана в таблице:

Тематика лабораторий

Руководитель

Учителя биологии школ


1

Группа по разработке и реализации медиа-уроков по реализации ФГОС ООО.

Нуруллина

Гульнур

Асхатовна

МБОУ «Шахмайкинская СОШ», МБОУ «Пр. Челнинская ООШ«Кр. Октябрьская ООШ»,

«Акбуринская ООШ»

2


Система подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ.

Вагизова

Фарида

Гибадуллина

МБОУ «Зиреклинский лицей», , МБОУ «Тубылгытауская ООШ» ,МБОУ «Ленинская СОШ», МБОУ «Утяшкинская ООШ», МБОУ «Архангельская ООШ»

3

Современные информационные технологии в практике работы педагога.

Рамазанова

Гульназ

Илгизяровна

МБОУ «Новошешминская гимназия», «МБОУ «Новошешминская СОШ», МБОУ «Петропавловская ООШ», МБОУ

4

Творческая группа педагогов по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Киселева

Татьяна

Леонидовна

МБОУ «Екатерининская ООШ», МБОУ «Черемуховская СОШ», МБОУ «Чув. Чебоксарская ООШ»,МБОУ

МБОУ», «Сл. Волчинская ООШ»,


Руководителями творческих лабораторий назначены учителя, имеющие высшую или первую квалификационную категорию, общее руководство будет осуществляться мною, руководителем районного методического объединения. После определения руководителя группы и ее команды составлен план работы творческих лабораторий на период реализации проекта.

1 группа. Группа по разработке и реализации медиа-уроков по реализации ФГОС ООО.

Наименование мероприятия

сроки

ответственные

1

Определить задачи работы группы на новый учебный год.

Организация работы группы.

Обеспечение педагогов необходимой информацией по основным направлениям темы.


Октябрь 2019г.

Руководитель группы Нуруллина Г.А.

2

Мастер-класс: «Мультимедийный урок, как способ эффективного обучения в условиях реализации ФГОС»

Ноябрь

2019г.

Руководитель группы

Нуруллина Г.А.



3

Подборка учебно – методической литературы по изучаемой проблеме (разработка технологических карт уроков, презентаций к урокам)

Декабрь

2019г.


индивидуальная работа учителей


4

Разработка и реализация медиа-уроков для повышения эффективности учебного процесса. 

В течение всего периода реализации проекта

индивидуальная работа учителей


5

Практические семинары

Январь – март 2020,

Октябрь- январь 2020г.


Руководитель РМО,

все учителя

6

1.Сбор и обработка материалов по теме проблемной группы для публикации.

2.Оформление материалов

3.Выпуск брошюры.

4. Мониторинг образовательных достижений учащихся, анализ.


Март 2021

Руководитель РМО, группы

7

Презентация брошюры на общем заседании

Апрель 2021


РМО

8.

Обобщение опыта работы на секции учителей биологии. Участие в работе круглого стола.

Август 2020, 2021г.г.

Руководитель группы



2 группа. Система подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ.

Наименование мероприятия

сроки

ответственные

1

Определить задачи работы группы на новый учебный год.

Организация работы группы.

Пополнение методической копилки учителей новыми методическими материалами.

Октябрь 2019г.

Руководитель группы Вагизова Ф.Г.

2

Обеспечение педагогов необходимой информацией по основным направлениям темы.

Система подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по биологии

Ноябрь

2019г.

Руководитель группы

Вагизова Ф.Г.



3

Обучающие семинары по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по биологии.

Февраль-март

2019г.


Все учителя

4

Организация пробных ОГЭ и ЕГЭ по биологии. Мониторинг качества.

В течение всего периода реализации проекта

Руководитель РМО

5

1. Сбор и обработка материалов по теме проблемной группы для публикации.

2.Оформление материалов

3.Выпуск брошюры.

4. Мониторинг образовательных достижений учащихся, анализ.


Март 2021

Руководитель РМО, группы

6

Презентация брошюры на общем заседании

Апрель 2021


РМО

7.

Обобщение опыта работы на секции учителей биологии. Участие в работе круглого стола.

Август 2020, 2021г.г.

Руководитель группы



3- группа. Современные информационные технологии в практике работы педагога.

Наименование мероприятия

Сроки выполнения

Ответственные

1.

Обсуждение и утверждение плана работы

Октябрь2019

Руководитель группы Рамазанова Г.И.

2.

Заседание творческой группы: «Использование современных информационных технологий на уроках биологии»

Декабрь

2019

Руководитель группы Рамазанова Г.И. и

все учителя

3.

 Мастер классы: «Использование ИКТ на уроках биологии для повышения качества знаний»

систематически

Учителя биологии

4.

Практические семинары по использованию ИКТ на уроках биологии.

2020

Руководитель группы Рамазанова Г.И.

5.

Круглый стол «Использование современных ИКТ при подготовке к ГИА по биологии»

Февраль 2020

Руководитель РМО

6

Отчет по теме «Современные информационные технологии в практике работы педагога», мониторинг участия школьников в НПК, конкурсах, изготовление методической брошюры

Апрель 2021

Руководитель группы Рамазанова Г.И.

7.

Обобщение опыта работы на секции учителей биологии. Участие в работе круглого стола

Август 2020,2021 г.г.

Руководитель группы, руководитель РМО и все учителя.



4 группа. Творческая группа педагогов по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся.



Наименование мероприятия

Сроки выполнения

Ответственные

1.

Организационное заседание проблемной группы. Ознакомление с методической темой проблемной группы.

Сентябрь 2019

Руководитель проблемной группы КисилеваТ.Л.

2.

Изучение учебно-методической литературы по изучаемой проблеме

октябрь-ноябрь 2019

Все учителя группы

3.

Работа с одарёнными детьми

в течение учебного года

Все учителя группы

4.

Выступления учителей по изучаемой проблеме на семинарах, научно-практических конференциях, заседаниях РМО

в течение учебного года

Все учителя группы

5.

Участие учащихся в конкурсах, научно-практических конференциях.

в течение учебного года

Все учителя группы

6.

Участие учащихся в муниципальной научно-практической конференции проектных исследовательских работ учащихся по экологии.

февраль-март 2020,

2021 г.г.

Все учителя группы


7.

Подведение итогов работы проблемной группы. Выпуск брошюры. Мониторинг участия учащихся в конкурсах, олимпиадах.

Апрель, май 2021

Руководитель РМО

8.

Обобщение опыта работы на секции учителей биологии

Август

2020,

2021 г.г.

Руководитель группы и руководитель РМО





Ожидаемые результаты

  1. Повышение качества образовательных результатов образовательных организаций, показывающих стабильно низкие результаты на итоговой аттестации по биологии: Петропавловская ООШ, Краснооктябрьская ООШ, Ленинская СОШ, Архангельская ООШ, Екатерининская ООШ и качества обучения в целом в районе.

  2. Реализация проекта способствует увеличению количества призеров и победителей на муниципальных и республиканских олимпиадах, конкурсах.

  3. Реализация проекта поможет педагогам обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.

  4. Успешная сдача ГИА учащимися через организацию системной, планомерно выстроенной подготовительной работы.

Оценка качества реализации проекта

Методы оценки

Результат

Ответственные

Количественные методы

- довести до 100% участие учителей в мероприятиях по обмену опытом,

- увеличение количества призеров и победителей на муниципальных и республиканских олимпиадах, конкурсах

- повышение качества обученности детей по биологии до среднереспубликанских показателей

Руководитель РМО, учителя по биологии

Качественные (социологические) методы.

Анализ и обобщение информации: анкетные опросы (в начале реализации проекта и в конце), наблюдение (прямая регистрация событий, происходящих в рамках реализации проекта), составление плана мероприятий с учетом проведенных опросов, анализа.

Руководитель РМО, руководители групп

Мониторинг (оценка хода работы по реализации проекта и достижений образовательных результатов)

  1. Мониторинг участия учащихся в конкурсах, олимпиадах;

  2. Мониторинг обученности учащихся

  3. «Калейдоскоп идей» (составление сборника учебно – методических материалов)

Руководитель РМО, руководители групп



  1. Целевые показатели:

-расширение участия обучающихся в предметных олимпиадах и конкурсах муниципального и регионального уровней;

-создание системы независимой оценки образовательных результатов;

-система мониторинга социализации выпускников образовательного учреждения;

-подготовка к успешному освоению основного общего образования;

- подготовка к успешной сдаче ГИА;

-использование инновационных методик и программ воспитания учащихся.

Ресурсы

Проанализировав ресурсы, которые могут быть использованы для реализации мероприятий проекта, были выделены следующие:


Имеющиеся ресурсы

Ресурсы необходимо привлечь дополнительно

Информационные:

организационные совещания, методические семинары, мастер- классы, педагогические мастерские

обучение учителей биологии на курсах, участие в республиканских семинарах, организация выездных семинаров с привлечением преподавателей учреждений дополнительного профобразования; публикация продуктов деятельности в педагогических изданиях

Организационные ресурсы

- работа творческих групп, методических объединений;

- работа проблемных групп по определенной теме;

- работа творческих лабораторий



Рецензирование методических материалов, консультации научных работников (по мере необходимости), финансовые ресурсы для организации мероприятий

Нормативно – правовые

Муниципальная целевая комплексная программа «Развитие образования в Новошешминском районе на 2016-2020 годы», муниципальная программа «Одаренные дети», приказы, локальные акты (положения), договоры о сотрудничестве с социальными партнерами, учреждениями повышения квалификации и др.

договоры о сотрудничестве с учреждениями повышения квалификации, профильными учреждениями

Кадровые ресурсы

33 учителей естественно-географического цикла, из них все высшим образованием 32 . Педагогический стаж работы менее 2 лет - 2 учителя, от 5 до 10 лет – 4 учителя, от 10 до 20 лет - 8, более 20 лет -18учителей естественно-географического цикла. Учителей высшей квалификационной категории – 6 (17 ,1%) , первой 23 (63,8%), 6 учителей без категорий (18,1%),

- курсовая подготовка педагогов и повышение квалификации, - участие педагогов в различных конкурсах.


Материально – технические ресурсы

материально-техническая оснащенность образовательных организаций – в пределах 80%, компьютерное и интерактивное оборудование – 90%, учебные пособия и наглядное оборудование

Замена устаревшего компьютерного оборудования в связи с износом, современное учебно-лабораторное оборудование




Практическая значимость результатов

В результате реализации проекта планируется разработать следующие методические продукты и проводить методические мероприятия, которые предоставят возможности эффективного использования результатов проекта для реализации задач по развитию образовательной среды:

1. Подготовка информационно-методической брошюры из опыта работы «Формирование профессиональных компетентностей учителей биологии через работу в творческих педагогических сообществах».

2. Организация в рамках секционного заседания учителей естественно- географического цикла августовского совещания работников образования района выставки материалов, отражающих результаты инновационной деятельности «Ступени мастерства» (методические разработки, дидактические материалы, электронные ресурсы и т.д).

3. Публикации методических материалов на страницах педагогических изданий.

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связывающим в единое целое всю систему работы учителей, является методическая работа. Роль методической работы значительно возрастает в условиях реализации Стратегии 2030, в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые технологии, методики, приемы и формы обучения.

Методическая работа в МО направлена на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в итоге на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития школьников.