Мастер-класс:
«Формирование произносительных навыков у детей с НОДА».
Нарушения речи могут отмечаться у дошкольников с любым видом нарушений опорно-двигательного аппарата. Но наиболее ярко они выражены при ДЦП, так как в этом случае имеет место раннее органическое поражение двигательных и речедвигательных систем мозга. Частота речевых нарушений при детском церебральном параличе составляет 80%. Особенности нарушений речи и степень их выраженности зависят в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга. Отставание в развитии речи у детей с ДЦП связано не только с этим, но и с ограничением объема знаний и представлений об окружающем, недостаточностью предметно-практической деятельности и социальных контактов. Ошибки воспитания (гиперопека) могут более утяжелять отставание в развитии речи.
Наиболее частым расстройством речи при ДЦП является дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата, возникающее в результате поражения ЦНС. При алалии недоразвитие речи носит системный характер, т. е. имеет место нарушение всех ее компонентов – фонетико-фонематического и лексико-грамматического. Также у детей с ДЦП встречается ринолалия – расстройства артикуляции и голосообразования, обусловленные дефектами строения и функционирования речевого аппарата (расщелины твердого и мягкого неба, парез мышц мягкого неба), заикание. В школьном возрасте у детей с ДЦП проявляются нарушения письменной речи - дисграфии и дислексии.
Ввиду разнообразия нарушений речи и неречевых психических функций при дизартрии стратегической задачей коррекционной работы является развитие вербальных средств общения и коммуникативной деятельности в целом. Тактические задачи – нормализация тонуса, угашение патологических автоматизмов речевого аппарата, развитие произвольных движений артикуляционного аппарата, развитие фонематического восприятия, коррекция звуковой и лексико-грамматической сторон речи, развитие сенсорных и высших психических функций.
Направления коррекционной работы:
1.Нормализация мышечного тонуса. На этом этапе основное значение имеет логопедический массаж. Его основные цели: уменьшение проявлений парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата; снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата – синкинезий, гиперкинезов, судорог; стимуляция проприоцептивных ощущений (ощущений, передаваемых в ЦНС рецепторами, расположенными в мышцах и суставах, и воспринимающих сокращения, растяжения, движения); формирование произвольных, координированных движений артикуляционных органов.
Выбор приёмов массажа зависит от состояния мышечного тонуса. При пониженном тонусе используют тонизирующий массаж: поглаживание, растирание, разминание, сильная вибрация, поколачивание. При повышенном тонусе – успокаивающий: поглаживание и лёгкая вибрация. Логопедический массаж делают руками, логопедическими зондами, мягкой пластиковой зубной щёткой, вибромассажёром.
Но так как основная масса педагогов не имеет специальной квалификации для проведения массажа, можно использовать приёмы самомассажа, который является действенным средством, дополняющим, а иногда и заменяющим логопедический массаж.
Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком по показу взрослого. Его можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты.
Правила проведения самомассажа:
1. Длительность одного сеанса может составлять 5-10 минут.
2. Каждое движение в среднем выполняется 4-6 раз.
3. В один сеанс может быть включено лишь несколько приёмов, которые могут варьироваться в течение дня.
4. Перед проведением самомассажа ребёнок должен быть тщательно умыт.
5. Все материалы должны быть строго индивидуальны, лучше одноразовые и после занятия утилизироваться.
Обучая детей самомассажу, педагог показывает каждый приём на себе и комментирует его. Дети выполняют массажный приём самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля, а затем и без него. Когда приёмы будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст или тихую музыку. Процедура самомассажа проводится в игровой форме. (САМОМАССАЖ «ВРЕМЕНА ГОДА»)
Используемые пособия: зубные щетки, салфетки, ватные палочки, массажные зонды, зондозаменители, перчатки, напальчники, чайные ложки, зеркало, карточки с комплексами самомассажа.
2. Развитие артикуляционной моторики.
Развитие артикуляционной моторики начинают с пассивных упражнений, целью которых является включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействовавших, или увеличение подвижности мышц.
Во время пассивной гимнастики ребенок производит движение только при помощи механического воздействия - под нажатием руки взрослого.
Затем включается активная гимнастика, целью которой является увеличение объёма движений, их точности, переключаемости, скорости.
Особенностью дизартрий при ДЦП является проявления артикуляционной диспраксии (невозможность координирования ребенком движений артикуляционного аппарата), что затрудняет выполнение целенаправленных движений и усиливает нарушения звукопроизношения. Поэтому важной задачей является развитие ощущений артикуляционных поз и движений. Для этого используют упражнения с сопротивлением, чередование упражнений с открытыми глазами со зрительным контролем с помощью зеркала и упражнений с закрытыми глазами.
На этом же этапе параллельно ведётся работа по устранению гиперсаливации. Нужно учить ребенка глотать накапливающуюся слюну, не дожидаясь, когда она потечёт (упражнение «Конфетка»). Существует специальный массажный комплекс, которому неплохо обучить родителей.
АГ с использованием нестандартного оборудования: (ДЕМОНСТРАЦИЯ ПОСОБИЙ) 1. Артикуляционная гимнастика на кубиках. Ребёнок подбрасывает кубик и выполняет то упражнение, которое выпало на верхней грани куба. Такое задание используется, когда упражнения для развития артикуляции хорошо знакомы детям. Если же выпадает несколько раз одно упражнение, то дальше можно предложить выполнить те упражнения, которые еще не повторялись.
2. Артикуляционная гимнастика на крышках. Ребёнок при помощи прищепки достаёт крышку из «сухого бассейна». Внимательно смотрит на картинку с упражнением и выполняет.
3. Упражнения с шариком. (2 человека)
4. Упражнения с ложкой (2 человека)
5. Упражнения для губ, языка и челюстей с бинтом(2 человека)
6. Упражнения для языка с водой "Не расплескай воду"(2 человека)
Используемые пособия: зубная щетка, салфетка, ватные палочки, массажные зонды, зондозаменители, перчатки, чайная ложка, зеркало, бусинка на нитке, бинт, язычок из флиса, пузырек со сладкой водичкой, пипетка, чупа-чупс, хлебные палочки, бублики, мармеладные червячки; карточки для АГ, символы АГ на кубиках, пробках, муляж артикуляционного аппарата.
3. Нормализация голоса и речевого дыхания.
Нарушения дыхания у детей с церебральным параличом обусловлены недостаточностью центральной регуляции дыхания, а также патологией двигательной функциональной системы.
Работа над дыханием начинается с общих дыхательных упражнений. Цель этих упражнений состоит в том, чтобы увеличить объем дыхания и нормализовать его ритм. (КАРТОТЕКА) (ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «ЗАЙЧИКИ»)
Одновременно с проведением общей дыхательной гимнастики очень важно научить детей с церебральным параличом правильно сморкаться. Овладение этим умением способствует формированию удлиненного произвольного выдоха.
Затем ребенка учат произвольно сочетать и ощущать вдох через нос после выдоха через рот (маленькие пузыри). Используются самые разнообразные приемы по «конкретизации» ротового выдоха. Ротовой выдох поддерживается ощущениями воздуха на руке. Вначале на руку ребенка дует логопед, привлекая его внимание к ощущению воздуха: «Ты чувствуешь воздух, ты чувствуешь ветер». Затем на свою руку дует сам ребенок. Большое значение имеют специальные упражнения-игры с предметами. Игры подбираются дифференцированно в зависимости от возраста и характера нарушения дыхания. (ДЕМОНСТРАЦИЯ ПОСОБИЙ) (ИГРА «ЖИВЫЕ ЧЕРВЯЧКИ»)
Правила дыхательной гимнастики: нельзя переутомлять ребенка, необходимо следить за тем, чтобы он не напрягал плечи, шею и не принимал неверную позу, дыхательные движения ребенок должен производить плавно, под счет или под музыку. Дыхательная гимнастика должна проводиться до еды, в хорошо проветренном помещении.
Задания усложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом – словах, затем – на короткой фразе, при чтении стихов и т. д.
В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков.
(«ЗВУКОВЫЕ ВОЛНЫ»)
- Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).
- Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков: аaaaa аaaaaooooooo аaaaaуууууу
- Произведите счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три...), стараясь постепенно увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет (десять, девять, восемь...).
- Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе. Обязательно соблюдайте установку, данную в первом упражнении.
4. Работа над просодикой. Нарушения просодических компонентов речи - это один из наиболее характерных признаков дизартрии. Они имеют стойкий характер и с трудом поддаются коррекции, что препятствует овладению навыками полноценной коммуникативной деятельности.
Просодика – это интонационно выразительная окраска речи. Она представляет собой совокупность ритмико-интонационных свойств речи, которые реализуются через такие качества речи, как речевое дыхание, тембр, высота, сила, модуляции голоса, темп, пауза, ритм, логическое ударение.
Нарушения просодической стороны речи у детей с дизартрией влияют на разборчивость, внятность, эмоциональный рисунок речи, не дают возможности для формирования чёткого слухового восприятия и контроля, могут вызвать семантические нарушения и затруднять коммуникацию.
Для коррекции просодических компонентов речи используются следующие упражнения: (КАРТОТЕКА)
Игры и упражнения на развитие силы голоса
Игры и упражнения на развитие восприятия тембра голоса
(ИГРА «МЕДВЕЖАТА»)
Игры и упражнения на развитие восприятия речевого темпа
(ИГРА «БАРАБАНЩИКИ»)
Игры и упражнения на развитие восприятия речевого ритма
Игры и упражнения на развитие восприятия мелодико-интонационной стороны речи
Игровые упражнения на развитие интонационной окраски речи
НАПРИМЕР: закрепление вопросительной интонации в стихах
(проговариваем сопряженно с логопедом, по подражанию и самостоятельно).
Что такое? Что случилось?
Отчего же все кругом
Завертелось, закружилось
И помчалось колесом?
Упражнения по развитию выразительной стороны речи
(«КОНКУРС СКОРОГОВОРОК»)
Работа по коррекции просодической стороны речи у детей тогда считается завершённой, когда дети используют просодическое оформление в экспрессивной речи.
5. Развитие фонематического восприятия. Тяжесть нарушений формирования фонематической системы речи у детей с дизартрией зависит от степени выраженности самой дизартрии. Фонематические процессы:
1. фонематический слух — способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.
2.фонематическое восприятие — процесс восприятия на слух определенных фонем, независимо от позиционных призвуков.
3.фонематический анализ — мысленный процесс выделения отдельных фонем.
4. фонематический синтез — мысленный процесс соединения частей в целое.
5.фонематические представления — звуковые образы фонем, воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств.
Всю систему логопедической работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов:
1 этап - узнавание неречевых звуков.
2 этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.
3 этап - различение слов, близких по звуковому составу.
4 этап - дифференциация слогов.
5 этап - дифференциация фонем.
6 этап - развитие навыков элементарного звукового анализа. (ДЕМОНСТРАЦИЯ ПОСОБИЙ)
Как видите, деятельность по формированию произносительных навыков у детей с НОДА очень объемна и сложна. Результат во многом зависит от того, насколько удастся превратить скучную работу в увлекательную игру. Игровая мотивация позволяет ребенку быстрее включиться в логопедическое занятие, повышает работоспособность детей, что обеспечивает достижение качественных результатов, уменьшает сроки коррекции.