Формирование речемыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством развивающих технологий
Володина Елена Семёновна
Учитель-дефектолог
МБДОУ Детский сад № 323
«Сказка»
Н.Новгород
2022 г.
Речь имеет принципиальное значение для развития мышления и деятельности дошкольника в целом, выступая и как стержень в развитии обобщения, и как его материальный носитель, и как высший регулятор поведения ребенка
В развитии мыслительной деятельности детей прослеживается взаимосвязь между основными компонентами познания: действием, словом и образом
Речь – не замкнутый акт деятельности, а совокупность отдельных речевых действий, имеющий собственную промежуточную цепь, подчиненную цели акта деятельности и побуждаемым общим для этого акта деятельности мотивом
Развитие речемыслительной деятельности
Мышление
Речь
Общение
Дети с ЗПР
дети испытывают коммуникативные трудности
снижена потребность в общении со сверстниками и взрослыми
недоразвитие анализа, синтеза, отвлечения, обобщения, абстрагирования
испытывают сложности в установлении причинно-следственных связей
демонстрировали низкую познавательную активность
- Развивающая педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса . (Б.Т.Лихачёв)
Метод проектов Проект Зимушка-зима. pptx
Мнемотехника
(мнемоника) греч. «искусство запоминания».
Это система методов и приемов , обеспечивающих эффективное
запоминание, сохранение и воспроизведение информации
Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал: мнемотаблицы , схемы-модели, что облегчает детям овладение связной речью. Наличие зрительного плана действия делает детские сочинения четкими, связными и последовательными
Мнемотаблица – схема , в которую заложена определенная информация. Для младших дошкольников необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса – рыжая, мышка – серая, елочка – зеленая
Дети старшего возраста могут сами зарисовывать
символы в предложенную педагогом схему- модель
МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ДОУ
ЭТАПЫ РАБОТЫ СО СХЕМОЙ-МОДЕЛЬЮ:
- Учить детей заменять ключевые слова значками-символами; зарисовывать объекты природы не только значками, но и буквами, а также простыми словами (если дети умеют читать и писать)
2. Самостоятельно с помощью знаков-символов, заполнять схему-модель; использовать схему-модель как план пересказа
3. Закреплять изученный материал неоднократным повторением рассказа с опорой на составленную ранее схему-модель
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПЕРЕД ЗАНЯТИЕМ
- Подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей
- Обсуждение с детьми проведенных до занятия наблюдений явлений природы или литературных произведений
- Подготовка оборудования и раздаточного материала
- Выбор педагогом приемов, при помощи которых можно заинтересовать детей на занятии
Этапы занятия
1-й этап – Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено
2-й этап – Перекодирование информации, т.е. преобразование из символов в
образы
3-й этап – Пересказ сказки с опорой на символы (образы), т.е. происходит
отработка метода запоминания
На дворе
звенит
по полям
капель,
бежит
на дорогах
ручей,
лужи.
муравьи
Пробирается
после
Скоро выйдут
зимней стужи.
медведь
лесной
сквозь
валежник.
песни
Стали птицы
петь,
и зацвёл подснежник.
«Новый Год»
Встали
девочки
встали
в кружок,
и примолкли.
огни зажёг
на высокой ёлке.
Дед Мороз
звезда,
бусы в два ряда.
ёлка,
Наверху -
пусть горит
Пусть
не гаснет
всегда!
Дидактические игры
ТРИЗ
Создание проблемно – поисковой ситуации
Моделирование
Спасибо за внимание!