СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Формирование речевой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассмотрены формы и методы, способствующие формированию речевой компетенции на уроках русского языка.

 

Просмотр содержимого документа
«"Формирование речевой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы"»

Казанцева Светлана Павловна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Шипицынская СОШ»

Котласского района

Архангельской обл.

Формирование речевой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы

В настоящее время формирование речевой компетенции вызывает большой интерес, так как существует большая проблема, связанная с явным недостатком языкового воспитания, низкой языковой компетенцией большей части населения. Конечно же, с ранних лет человек должен учиться владеть основными навыками: самостоятельно мыслить, искать наиболее правильные пути преодоления трудностей; владеть богатым словарным запасом, быть коммуникабельным, самостоятельно работать над собственным развитием. В связи с этим требования к русскому языку и литературе в школе включают формирование не только лингвистической, но и речевой компетенции школьников, связанной с культурой устной и письменной речи, правилами и способами использования языка в разных речевых ситуациях.

Главная цель педагогической деятельности - формирование языковой и речевой компетенций учащихся на основе коммуникативно-деятельностного подхода к процессу обучения, позволяющих на практическом уровне овладеть русским языком. Педагог должен обучать родному языку в тесной связи с нравственным воспитанием, прививать любовь к своей стране, к своим близким через языковую среду. Умение грамотно выстроить свою речь на высоком уровне возможно, если есть понимание и знание того, как с помощью разнообразных лексических и грамматических средств языка отражается окружающий нас мир, выражаются наши мысли и чувства. Как нужно пользоваться этими средствами, чтобы быть понятным окружающими, и как правильно понять смысл обращённой к тебе речи.

Речевая компетенция – свободное практическое владение речью, умение говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолога, хорошо понимать слышимую и читаемую речь, включая умение производить и понимать речь в любом стиле, т.е. способность использовать накопленный языковой материал в речи с целью общения.

Можно выделить следующие задачи педагога:

 1. Научить работать с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации, анализировать её, делать обобщения и выводы);

 2. Формировать умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами;

3.Вырабатывать навыки создания новых текстов, повышать творческий потенциал учащихся, словесно-логического мышления.

В решении поставленных задач помогают разнообразные формы и методы, которые направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы.

В этом плане использование инновационных педагогических технологий играет большую роль. Исследовательский метод, дискуссии мозговой штурм, технология "критического мышления”, интерактивные, групповые формы и методы, коллективный способ обучения. Данные технологии развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала. 

Работа в парах, в группах сменного состава позволяет решить и задачи воспитания: желание и умение сотрудничать в группах с одноклассниками. Главное в работе – школьники свободно говорят, спорят, отстаивают свою точку зрения, ищут пути решения проблемы, а не ждут готовых ответов. 

К методам, ориентированным на устную коммуникацию, относятся 

  • Все виды пересказа 

  • Все формы учебного диалога 

  • Доклады и сообщения 

  • Ролевые и деловые игры 

  • Учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов 

  • Обсуждение, дискуссия, диспут 

  • Выступления в качестве ведущих на мероприятиях 

К методам, ориентированным на письменную коммуникацию, относятся

  • Сочинения и изложения 

  • Телекоммуникационные тексты, сообщения 

  • Участие в конкурсах сочинений 

Урок – исследование – одна из форм совместной деятельности обучающихся и учителя. Главная цель урока-исследования заключается в получении обучающимися функционального навыка исследования как универсального способа получения новых прочных знаний, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе. Метод исследования организуется на основе совместной (чаще групповой) деятельности обучающихся, что способствует потребности в межличностном общении и создает условия для их личностного роста. Работа в группах по 4 – 5 человек обеспечивает свободный обмен мнениями по предложенной проблеме, переход к оперированию знаниями.

Структура такого урока отработана и повторяет структуру любого научного исследования:

  • мотивация,

  • постановка проблемы, выдвижение гипотез,

  • исследовательская работа в группах по поиску нужной информации систематизация, обобщение;

  • представление найденных фактов, собственные выводы, проверка откорректированной гипотезы (если предполагалось выдвижение гипотезы),

  • рефлексия.

Этап формулирования проблемы – самый тонкий и «творческий» компонент мыслительного процесса. От чего же зависит успех в создании проблемной ситуации? А.Н. Леонтьев, классик отечественной психологии, утверждает: «Актуальна только та проблема, с которой человек столкнулся в ходе собственной деятельности».

          Алгоритм организации учителем встречи с проблемой на уроке русского языка можно представить в виде последовательности шагов:

  1. Актуализация имеющегося у обучающихся речевого опыта: создание учителем речевой ситуации (реальной или воображаемой) – предложение обучающимся действовать в этой ситуации (что-то сказать, написать или послушать, прочитать, а затем оценить написанное или прочитанное, сказанное или услышанное).

  2. Возникновение проблемы и её осознание: выполнение обучающимися предложенного речевого действия – обнаружение противоречия в заданной речевой ситуации.

  3. Формулирование проблемного вопроса: определение собственной цели учебно-познавательной деятельности, которая сводится к поиску ответа на возникшие проблемные вопросы, к решению учебной задачи.

Таким образом, технология урока-исследования позволяет достичь целей школьного образования в контексте компетентностного подхода: дети учатся самостоятельно анализировать ситуации, принимать оптимальные решения, решать проблемы, объяснять явления действительности, их причины, взаимосвязь, учатся учиться (определять цели, пользоваться разными источниками информации, оформлять наблюдения и выводы, находить оптимальные способы решения, взаимодействовать).

Как известно, конечная цель обучения русскому языку – это практическая грамотность, языковая и речевая компетентность учащихся. Соединить деятельность школьников по выработке (закреплению) практических навыков грамотного письма и речевому развитию позволяет работа с текстом как основной дидактической единицей.