ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ДИСЦИПЛИН ОУД.01 РУССКИЙ ЯЗЫК И
ОУД.02 ЛИТЕРАТУРА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ
НАЦИОНАЛЬНЫХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ
преподаватель Рагозина Н.А.
Речевая культура человека – одна из составных частей общей культуры. Культура речи современного молодого человека неразрывно связана с культурой мышления, чувств, культурой поведения, определяет качества нравственного облика личности, влияет на эффективность его общения.
Владение речевой культурой для выпускников образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования – одно из условий их эффективной деятельности в самых разных сферах. В современном обществе от нее зависят конкурентоспособность специалиста на рынке труда, его карьерный рост. Недостаточная речевая культура значительно снижает рейтинг делового человека.
Следовательно, формирование речевой культуры обучающихся – важнейшая составляющая профессионального образования. Реализуется эта составляющая в образовательном процессе в большей степени, конечно, при изучении гуманитарных дисциплин: русский язык, литература, иностранный язык, история, обществознание и другие, требующие большой речевой активности студентов.
Эффективность формирования речевой культуры студентов напрямую связана с используемыми преподавателями в своей деятельности инновационных педагогических технологий. Одной из таких технологий, позволяющих успешно решать задачу формирования речевой культуры обучающихся, является технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП). В этой технологии обобщены идеи и методы технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения. [1, с.67]
Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Формирование критического мышления - это создание базового отношения к себе и миру, и этот процесс подразумевает осмысленную позицию. [2, с.5]
Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере. Одной из таких проблем для любого преподавателя является, как сделать учебный материал, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным, как сделать свои уроки увлекательными и в то же время ёмкими в плане содержания. Для решения этой дилеммы, особенно при изучении дисциплин гуманитарного характера, где часто приходится работать с объемными научными («сухими»), непонятными и неинтересными для студентов текстами, очень актуальна технология развития критического мышления через чтение и письмо. Соединив методы развития мышления и учебные планы (учебники, упражнения) можно добиться золотой середины, а для того, чтобы сделать уроки еще и интересными, наиболее полно реализовать потенциал учителя и ученика американские ученые Чарльз Темпль, Курт Мередит и Джинни Стил разработали технологию, которая эффективно решает эту проблему.[3, с.946-948]
Некоторые методы и приёмы этой технологии позволяют сделать урок более продуктивным, помогают студентам сформировать собственную позицию, освоить навыки работы с источниками и справочниками.
Перечислим наиболее эффективные методы, относящиеся к технологии РКМЧП:
- изучение понятий критичность ума, самокритичность ума, критика и самокритика, а также опыта их применения в жизни (в быту, в производстве, в процессе обучения, в научных исследованиях, в политике и т.д.);
- учебный критический анализ и оценка политической, экономической, социальной ситуации в регионе, стране, в зарубежных странах, в мире (в управлении, в производстве, в финансовых вопросах, в образовании, здравоохранении, спорте, культуре и так далее);
- обсуждение ошибок в решении задач и проблем (в выборе наиболее рациональных способов решения) путем организации дискуссий, споров;
- рецензирование своих и чужих литературных сочинений, рефератов, курсовых и дипломных работ (критический анализ текста);
- обсуждение научных и публицистических статей, обзоров из Интернета, сравнительный анализ теорий из конкретных профессиональных областей;
- написание эссе, аналитических обзоров, рефератов аналитической направленности с последующим поиском своих и чужих алогизмов, ошибочных суждений;
- решение логических задач с применением логических операций, лежащих в основе критики и самокритики;
- формирование умений и навыков путем тренингов по доказательству, опровержению гипотез (выдвинутых в прошлом в науке, в процессе решения проблем современности);
- специальное обучение процедуре доказательства и опровержения на материале учебных дисциплин;
- организация дискуссий и дебатов по вопросам спорта, по кинофильмам, телепередачам, «сенсационным» статьям в прессе;
- критический анализ споров, дискуссий, процесса эксперимента;
- создание на занятиях условий для формирования навыков объективной оценки и самооценки.
Вышеперечисленные методы реализуются через конкретные приемы. Перечислим некоторые из них.
1. Прием «Инсерт» (пометки на полях) помогает обучающимся читать текст более внимательно, способствует лучшему запоминанию материала. Заключается этот прием в том, что при чтении текста студенты на полях делают разные пометки. Например, знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна обучающемуся; знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация; знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у студента представлениями, о чем он думал иначе; знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным обучающемуся и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
2. Прием «Кластер» - способ графической организации материала, позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Студент записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
3. Прием «Написание эссе». Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.
4. Прием «Лекция со стопами». Лекция – хорошо знакомый и часто используемый педагогический прием. Особенности ее использования в технологии критического мышления заключается в том, что она читается дозировано. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.
5. Прием «Синквейн» часто используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Синквейн состоит из 5 строчек, в каждой из которых разными способами раскрывается тема синквейна: первая строчка - одно слово – существительное; вторая строчка - два прилагательных, третья строчка - три глагола; четвертая строчка - целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого студент высказывает свое отношение к теме; пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.
Использование вышеперечисленных методов и приемов технологии РКМЧП помогает преподавателю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие обучающихся в образовательном процессе, и тем самым повысить эффективность занятий, в том числе и в плане формирования речевой культуры студентов. А это является важнейшим компонентом профессионального образования, так как человек, способный правильно и четко сформулировать свои мысли добьется большего успеха и будет услышан, что очень важно в любой профессиональной деятельности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. СПб., 2003. – 192 с.
2. Загашев И.О., Гусева В.П. Чтение в библиотеке: стратегия «Чтения с остановками». М.: Чистые пруды, 2010. – 31 с.
3. Трубинова Е. А. Технология развития критического мышления в учебно-воспитательном процессе // Молодой ученый. – 2015. – №23. – 1027 с. – URL https://moluch.ru/archive/103/23578/ (дата обращения: 10.02.2018)