«Формирование речевых умений при работе над созданием письменных текстов в начальной школе»
Кайрис Галина Ионовна,
учитель начальных классов
ТМК ОУ «ДСШ № 7»
г. Дудинка, 2023
«Не умея держать в руке топор —
дерева не отешешь,
а не зная языка хорошо —
красиво и всем понятно —
не напишешь».
Максим Горький
Актуальность вопроса
Овладение системой языка, навыками речевой деятельности помогает лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей. Это основной путь к успешному межличностному и социальному взаимодействию.
Язык является не только предметом изучения, но и средством обучения. Успехи ребенка в изучении русского языка во многом определяют качество его подготовки по другим школьным предметам.
Важнейшей задачей современной системы образования
является формирование совокупности универсальных учебных действий . Умение читать художественные и познавательные тексты, выделять существенную информацию из текстов, а также создавать речевые высказывания (в устной и письменной форме) является универсальным учебным действием.
Типы текстов
Повествование
Рассуждение
Описание
СОЧИНЕНИЕ – ( от славянского слова «чин», «порядок», «чинно» –
в надлежащем порядке ) –
это изложение в письменной форме своих
мыслей, знаний на заданную тему.
Задача школьного сочинения –
учить выражать и упорядочивать мысли.
Признаки текста
1. Членимость текста . Текст состоит из нескольких предложений.
2. Смысловая цельность текста . Тема и основная мысль придают ему смысловую цельность. Со смысловой цельностью тесно связано понятие завершённости высказывания. Из сущностной характеристики текста – смысловой цельности – вытекают следующие признаки текста:
- текст – это высказывание на определённую тему;
- в тексте реализуется замысел говорящего (основная мысль);
- текст любого размера – это относительно автономное
(законченное) высказывание; к тексту можно подобрать заголовок, передающий тему или основную мысль.
3.Структурная связность текста . Основу связанности составляет «коммуникативная преемственность» предложений, состоящая в том, что каждое следующее предложение строится на базе предыдущего, вбирая в себя ту или иную его часть.
Повествование
Функционально-смысловой тип речи , выражающий
сообщение о развивающихся действиях или состояниях
и располагающий для реализации этой функции
специфическими языковыми средствами.
Повествование может быть развёрнутым (состоять из целой протяжённой цепочки предложений со значением развивающихся действий) и неразвёрнутым (состоять из одного повествовательного предложения).
В начальной школе, как правило, обучают написанию текстов-повествований в следующих жанрах: инструкция, письмо, заметка, рассказ, сказка.
Описание
Функционально-смысловой тип речи , являющийся её
типизированной разновидностью как образец, модель
монологического сообщения в виде перечисления
одновременных или постоянных признаков предмета
в широком понимании и имеющий для этого определённую языковую структуру.
Тематические группы текстов-описаний: портретное описание человека (внешность, характер); описание животного, растения; описание неодушевлённого предмета; описание интерьера; описание явлений природы; пейзажное описание.
Создание письменного текста-описания – более сложная работа, чем создание повествовательного текста. Такая работа требует от ребёнка хорошо сформированных аналитических умений.
Рассуждение
Функционально-смысловой тип речи , который
характеризуется особыми логическими отношениями
между входящими в его состав суждениями,
образующими умозаключение, и специфической
языковой структурой, зависящей не только от логической основы рассуждения, но и от смыслового значения выводного суждения.
Рассуждение является самым трудным типом текста
для детей. Ребёнку приходится иметь дело с изложением своего мнения по поводу чего-либо, с доказательством чего-либо спорного и выяснения неясного. Рассуждения должны быть безукоризненно логичны.
Выделяют разновидности рассуждений: рассуждение-
объяснение , рассуждение-доказательство и рассуждение-
опровержение.
Общие умения
1. Умения, связанные с темой сочинения, с её пониманием, определением её границ, субординацией тем, раскрытием темы.
2. Умения подчинить своё сочинение определённому замыслу, выразить в нём свою мысль, свою позицию, свои эмоции, отношение к лицам, их поступкам и т.д.
3. Умения собирать, накапливать материал, отбирать важное, главное и второстепенное в соответствии с темой и замыслом, выбранным типом речи (текста) и жанром текста.
4. Умения систематизировать материал, располагать его, обдумывать и составлять план, работать над композицией – началом, основной частью, завершением (заключением) .
5. Умения в области языковой подготовки текста: подготавливать словарь в соответствии с темой, выбирать слова, словосочетания, фразеологию, образы; подготавливать фрагменты будущего текста.
6. Умения составлять текст, записывать без ошибок, располагать текст на листах, делить его на абзацы.
7. Умение совершенствовать написанное, редактировать, проверять
орфографию, пунктуацию.
Специальные умения
Текст-повествование
Текст- описание
1.Умение озаглавить текст своего сочинения в соответствии с типом текста-повествования так, чтобы заголовок отражал тему текста и сообщал о предмете повествования (если тема предлагалась общая).
2. Умение определить авторское отношение к теме повествования.
1. Умение озаглавить
Текст- рассуждение
текст своего сочинения в соответствии с типом
1. Умение озаглавить текст своего сочинения в соответствии с типом текста-рассуждения так, чтобы заголовок отражал тему текста и сообщал о предмете рассуждения (если тема предлагалась общая).
текста-описания так,
2. Умение доказать свою мысль, приводя аргументы и факты.
чтобы заголовок отражал тему текста и сообщал о предмете описания (если
тема предлагалась
общая).
2. Умение определить авторское отношение к предмету описания в
художественном стиле и не выражать своё авторское отношение, к примеру, в текстах-описаниях делового стиля.
Текст-повествование
3.Умение отбирать
Текст-описание
Текст-рассуждение
3. Умение отбирать соответствующий материал для создания текста определённого жанра и
соответствующий материал для создания текста определённого жанра и типа речи, к примеру, сказка, рассказ и т.д.
4. Умение строить текст в соответствии со структурно-композиционными особенностями
3. Умение собирать соответствующий материал ( газеты, журналы, энциклопедии, художественная и научно-популярная литература, жизненный опыт, беседа со взрослыми и др.) для создания текста определённого жанра
типа речи (текста), к
и типа речи (текста), к примеру, объяснение, отзыв о книге, эссе и др.
примеру, портрет,
текста-повествования , умение конструировать зачины и концовки
4. Умение строить текст в соответствии со структурно-
как структурные компоненты текста-повествования, сцеплять
статья в энциклопедии,
композиционными особенностями текста- раcсуждения, умение конструировать тезис и вывод как структурные компоненты текста-рассуждения, соединять предложения с помощью лексических и грамматических средств связи.
предложения с помощью лексических и грамматических средств
этюд, загадка и др.
связи.
4. Умение строить текст
в соответствии со
структурно-композиционными
особенностями текста-описания, умение конструировать зачины и концовки как
структурные компоненты текста-описания,
соединять предложения с помощью лексических и грамматических средств связи.
Текст-повествование
Текст- описание
5. Умения в области языковой подготовки
Текст-рассуждение
текста: подготавливать
5. Умения в области языковой подготовки
словарь в соответствии с темой повествования;
5. Умения в области языковой подготовки текста-рассуждения:
текста: подготавливать
подготавливать словарь в соответствии с темой, выбирать слова,
словарь в соответствии с темой описания;
выбирать слова, сочетания, фразеологию, образы; подготовка фрагментов будущего текста-повествования.
сочетания, фразеологию, образы; подготовка фрагментов будущего
выбирать слова, сочетания, фразеологию, образы; подготовка фрагментов будущего текста-описания.
6. Умение выделять абзацы в тексте-повествовании , связывать их между собой.
текста-рассуждения.
6. Умение выделять
6. Умение выделять абзацы (если необходимо) в тексте-рассуждении ,
абзацы (если
связывать их между собой.
необходимо) в тексте-описании , связывать их между собой.
Методы обучения созданию письменных текстов
(сочинений)
Дедуктивный
Индуктивный
Обучение младших школьников созданию текстов носит системный характер и включает три этапа: подготовительный, теоретико-практический, практический.
Примерные упражнения на формирование и закрепление умений, необходимых для создания текстов разных типов.
Для формирования умений, необходимых для создания письменных текстов, а также предупреждения ошибок таких как: неумение соблюдать единый временной план текста, неумение использовать синонимическую замену в тексте (для замены повтора), несоблюдение плана текста и др. можно использовать следующие упражнения .
Вывод
Систематическая и целенаправленная работа по развитию речевых умений при работе с разными типами текста обязательно приведёт к успеху. Результата невозможно достигнуть в короткий срок. Речевые умения и навыки развиваются, так сказать, по законам геометрической прогрессии: малый успех приводит к большему, речь совершенствуется и обогащается. В целом развитие речи – это есть работа над речевой культурой учащихся , а значит и работа над развитием личности ребёнка.
Литература:
1. Малова Е.В. Формирование у младших школьников умения создавать повествовательный текст в жанре сказки // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», раздел «Преподавание в начальной школе» http://festival.1september.ru/
2. Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). – Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1974.
3. Саломатина Л.С. Теория и практика обучения младших школьников созданию письменных текстов различных типов (повествование, описание, рассуждение). – Издательство: «Прометей», 2016.
Спасибо
за внимание!