СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование речевых умений при работе над созданием письменных текстов в начальной школе» презентация

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФГОС начального общего образования требует, чтобы  учащиеся умели писать сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения. Каждый  ученик должен освоить теорию и практику написания сочинений. Есть убеждение, что этому можно и нужно учить.

Просмотр содержимого документа
««Формирование речевых умений при работе над созданием письменных текстов в начальной школе» презентация»

 «Формирование речевых умений при работе над созданием письменных текстов в начальной школе»  Кайрис Галина Ионовна, учитель начальных классов ТМК ОУ «ДСШ № 7» г. Дудинка, 2023

«Формирование речевых умений при работе над созданием письменных текстов в начальной школе»

Кайрис Галина Ионовна,

учитель начальных классов

ТМК ОУ «ДСШ № 7»

г. Дудинка, 2023

 «Не умея держать в руке топор — дерева не отешешь, а не зная языка  хорошо — красиво и всем понятно — не напишешь».     Максим Горький

«Не умея держать в руке топор —

дерева не отешешь,

а не зная языка хорошо —

красиво и всем понятно —

не напишешь».  

Максим Горький

Актуальность вопроса  Овладение системой языка, навыками речевой деятельности помогает лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей. Это основной путь к успешному межличностному и социальному взаимодействию.  Язык является не только предметом изучения, но и средством обучения. Успехи ребенка в изучении русского языка во многом определяют качество его подготовки по другим школьным предметам.  Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий . Умение читать художественные и познавательные тексты, выделять существенную информацию из текстов, а также создавать речевые высказывания (в устной и письменной форме) является универсальным учебным действием.

Актуальность вопроса

Овладение системой языка, навыками речевой деятельности помогает лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей. Это основной путь к успешному межличностному и социальному взаимодействию.

Язык является не только предметом изучения, но и средством обучения. Успехи ребенка в изучении русского языка во многом определяют качество его подготовки по другим школьным предметам.

Важнейшей задачей современной системы образования

является формирование совокупности универсальных учебных действий . Умение читать художественные и познавательные тексты, выделять существенную информацию из текстов, а также создавать речевые высказывания (в устной и письменной форме) является универсальным учебным действием.

Типы текстов Повествование Рассуждение Описание

Типы текстов

Повествование

Рассуждение

Описание

СОЧИНЕНИЕ  – ( от славянского слова «чин», «порядок», «чинно» – в надлежащем порядке ) – это изложение в письменной форме своих мыслей, знаний на заданную тему. Задача школьного сочинения – учить выражать и упорядочивать мысли.

СОЧИНЕНИЕ – ( от славянского слова «чин», «порядок», «чинно» –

в надлежащем порядке ) –

это изложение в письменной форме своих

мыслей, знаний на заданную тему.

Задача школьного сочинения –

учить выражать и упорядочивать мысли.

Признаки текста 1. Членимость текста . Текст состоит из нескольких предложений.  2. Смысловая цельность текста . Тема и основная мысль придают ему смысловую цельность. Со смысловой цельностью тесно связано понятие завершённости высказывания. Из сущностной характеристики текста – смысловой цельности – вытекают следующие признаки текста: текст – это высказывание на определённую тему; в тексте реализуется замысел говорящего (основная мысль); текст любого размера – это относительно автономное (законченное) высказывание; к тексту можно подобрать заголовок, передающий тему или основную мысль. 3.Структурная связность текста . Основу связанности составляет «коммуникативная преемственность» предложений, состоящая в том, что каждое следующее предложение строится на базе предыдущего, вбирая в себя ту или иную его часть.

Признаки текста

1. Членимость текста . Текст состоит из нескольких предложений.

2. Смысловая цельность текста . Тема и основная мысль придают ему смысловую цельность. Со смысловой цельностью тесно связано понятие завершённости высказывания. Из сущностной характеристики текста – смысловой цельности – вытекают следующие признаки текста:

  • текст – это высказывание на определённую тему;
  • в тексте реализуется замысел говорящего (основная мысль);
  • текст любого размера – это относительно автономное

(законченное) высказывание; к тексту можно подобрать заголовок, передающий тему или основную мысль.

3.Структурная связность текста . Основу связанности составляет «коммуникативная преемственность» предложений, состоящая в том, что каждое следующее предложение строится на базе предыдущего, вбирая в себя ту или иную его часть.

Повествование  Функционально-смысловой тип речи , выражающий сообщение о развивающихся действиях или состояниях  и располагающий для реализации этой функции специфическими языковыми средствами.  Повествование может быть развёрнутым (состоять из целой протяжённой цепочки предложений со значением развивающихся действий) и неразвёрнутым (состоять из одного повествовательного предложения).  В начальной школе, как правило, обучают написанию текстов-повествований в следующих жанрах: инструкция, письмо, заметка, рассказ, сказка.

Повествование

Функционально-смысловой тип речи , выражающий

сообщение о развивающихся действиях или состояниях

и располагающий для реализации этой функции

специфическими языковыми средствами.

Повествование может быть развёрнутым (состоять из целой протяжённой цепочки предложений со значением развивающихся действий) и неразвёрнутым (состоять из одного повествовательного предложения).

В начальной школе, как правило, обучают написанию текстов-повествований в следующих жанрах: инструкция, письмо, заметка, рассказ, сказка.

Описание  Функционально-смысловой тип речи , являющийся её типизированной разновидностью как образец, модель монологического сообщения в виде перечисления одновременных или постоянных признаков предмета в широком понимании и имеющий для этого определённую языковую структуру.   Тематические группы текстов-описаний: портретное описание человека (внешность, характер); описание животного, растения; описание неодушевлённого предмета; описание интерьера; описание явлений природы; пейзажное описание.   Создание письменного текста-описания – более  сложная работа, чем создание повествовательного текста. Такая работа требует от ребёнка хорошо сформированных аналитических умений.

Описание

Функционально-смысловой тип речи , являющийся её

типизированной разновидностью как образец, модель

монологического сообщения в виде перечисления

одновременных или постоянных признаков предмета

в широком понимании и имеющий для этого определённую языковую структуру.

Тематические группы текстов-описаний: портретное описание человека (внешность, характер); описание животного, растения; описание неодушевлённого предмета; описание интерьера; описание явлений природы; пейзажное описание.

  Создание письменного текста-описания – более сложная работа, чем создание повествовательного текста. Такая работа требует от ребёнка хорошо сформированных аналитических умений.

Рассуждение  Функционально-смысловой тип речи , который  характеризуется особыми логическими отношениями между входящими в его состав суждениями, образующими умозаключение, и специфической языковой структурой, зависящей не только от логической основы рассуждения, но и от смыслового значения выводного суждения.  Рассуждение является самым трудным типом текста для детей. Ребёнку приходится иметь дело с изложением своего мнения по поводу чего-либо, с доказательством чего-либо спорного и выяснения неясного. Рассуждения должны быть безукоризненно логичны.  Выделяют разновидности рассуждений: рассуждение- объяснение , рассуждение-доказательство   и рассуждение- опровержение.

Рассуждение

Функционально-смысловой тип речи , который

характеризуется особыми логическими отношениями

между входящими в его состав суждениями,

образующими умозаключение, и специфической

языковой структурой, зависящей не только от логической основы рассуждения, но и от смыслового значения выводного суждения.

Рассуждение является самым трудным типом текста

для детей. Ребёнку приходится иметь дело с изложением своего мнения по поводу чего-либо, с доказательством чего-либо спорного и выяснения неясного. Рассуждения должны быть безукоризненно логичны.

Выделяют разновидности рассуждений: рассуждение-

объяснение , рассуждение-доказательство   и рассуждение-

опровержение.

Общие умения 1. Умения, связанные с темой сочинения, с её пониманием, определением её границ, субординацией тем, раскрытием темы.  2. Умения подчинить своё сочинение определённому замыслу, выразить в нём свою мысль, свою позицию, свои эмоции, отношение к лицам, их поступкам и т.д. 3. Умения собирать, накапливать материал, отбирать важное, главное и второстепенное в соответствии с темой и замыслом, выбранным типом речи (текста) и жанром текста. 4. Умения систематизировать материал, располагать его, обдумывать и составлять план, работать над композицией – началом, основной частью, завершением (заключением) . 5. Умения в области языковой подготовки текста: подготавливать словарь в соответствии с темой, выбирать слова, словосочетания, фразеологию, образы; подготавливать фрагменты будущего текста. 6. Умения составлять текст, записывать без ошибок, располагать текст на листах, делить его на абзацы. 7. Умение совершенствовать написанное, редактировать, проверять орфографию, пунктуацию.

Общие умения

1. Умения, связанные с темой сочинения, с её пониманием, определением её границ, субординацией тем, раскрытием темы.

2. Умения подчинить своё сочинение определённому замыслу, выразить в нём свою мысль, свою позицию, свои эмоции, отношение к лицам, их поступкам и т.д.

3. Умения собирать, накапливать материал, отбирать важное, главное и второстепенное в соответствии с темой и замыслом, выбранным типом речи (текста) и жанром текста.

4. Умения систематизировать материал, располагать его, обдумывать и составлять план, работать над композицией – началом, основной частью, завершением (заключением) .

5. Умения в области языковой подготовки текста: подготавливать словарь в соответствии с темой, выбирать слова, словосочетания, фразеологию, образы; подготавливать фрагменты будущего текста.

6. Умения составлять текст, записывать без ошибок, располагать текст на листах, делить его на абзацы.

7. Умение совершенствовать написанное, редактировать, проверять

орфографию, пунктуацию.

Специальные умения Текст-повествование Текст- описание 1.Умение озаглавить текст своего сочинения в соответствии с типом текста-повествования так, чтобы заголовок отражал тему текста и сообщал о предмете повествования (если тема предлагалась общая). 2. Умение определить авторское отношение к теме повествования. 1. Умение озаглавить Текст- рассуждение текст своего сочинения в соответствии с типом 1. Умение озаглавить текст своего сочинения в соответствии с типом текста-рассуждения так, чтобы заголовок отражал тему текста и сообщал о предмете рассуждения (если тема предлагалась общая). текста-описания так, 2. Умение доказать свою мысль, приводя аргументы и факты. чтобы заголовок отражал тему текста и сообщал о предмете описания (если тема предлагалась общая). 2. Умение определить авторское отношение к предмету описания в художественном стиле и не выражать своё авторское отношение, к примеру, в текстах-описаниях делового стиля.

Специальные умения

Текст-повествование

Текст- описание

1.Умение озаглавить текст своего сочинения в соответствии с типом текста-повествования так, чтобы заголовок отражал тему текста и сообщал о предмете повествования (если тема предлагалась общая).

2. Умение определить авторское отношение к теме повествования.

1. Умение озаглавить

Текст- рассуждение

текст своего сочинения в соответствии с типом

1. Умение озаглавить текст своего сочинения в соответствии с типом текста-рассуждения так, чтобы заголовок отражал тему текста и сообщал о предмете рассуждения (если тема предлагалась общая).

текста-описания так,

2. Умение доказать свою мысль, приводя аргументы и факты.

чтобы заголовок отражал тему текста и сообщал о предмете описания (если

тема предлагалась

общая).

2. Умение определить авторское отношение к предмету описания в

художественном стиле и не выражать своё авторское отношение, к примеру, в текстах-описаниях делового стиля.

Текст-повествование

3.Умение отбирать

Текст-описание

Текст-рассуждение

3. Умение отбирать соответствующий материал для создания текста определённого жанра и

соответствующий материал для создания текста определённого жанра и типа речи, к примеру, сказка, рассказ и т.д.

4. Умение строить текст в соответствии со структурно-композиционными особенностями

3. Умение собирать соответствующий материал ( газеты, журналы, энциклопедии, художественная и научно-популярная литература, жизненный опыт, беседа со взрослыми и др.) для создания текста определённого жанра

типа речи (текста), к

и типа речи (текста), к примеру, объяснение, отзыв о книге, эссе и др.

примеру, портрет,

текста-повествования , умение конструировать зачины и концовки

4. Умение строить текст в соответствии со структурно-

как структурные компоненты текста-повествования, сцеплять

статья в энциклопедии,

композиционными особенностями текста- раcсуждения, умение конструировать тезис и вывод как структурные компоненты текста-рассуждения, соединять предложения с помощью лексических и грамматических средств связи.

предложения с помощью лексических и грамматических средств

этюд, загадка и др.

связи.

4. Умение строить текст

в соответствии со

структурно-композиционными

особенностями текста-описания, умение конструировать зачины и концовки как

структурные компоненты текста-описания,

соединять предложения с помощью лексических и грамматических средств связи.

Текст-повествование Текст- описание 5. Умения в области языковой подготовки Текст-рассуждение текста: подготавливать 5. Умения в области языковой подготовки словарь в соответствии с темой повествования; 5. Умения в области языковой подготовки текста-рассуждения: текста: подготавливать подготавливать словарь в соответствии с темой, выбирать слова, словарь в соответствии с темой описания; выбирать слова, сочетания, фразеологию, образы; подготовка фрагментов будущего текста-повествования. сочетания, фразеологию, образы; подготовка фрагментов будущего выбирать слова, сочетания, фразеологию, образы; подготовка фрагментов будущего текста-описания. 6. Умение выделять абзацы в тексте-повествовании , связывать их между собой. текста-рассуждения. 6. Умение выделять 6. Умение выделять абзацы (если необходимо) в тексте-рассуждении , абзацы (если связывать их между собой. необходимо) в тексте-описании , связывать их между собой.

Текст-повествование

Текст- описание

5. Умения в области языковой подготовки

Текст-рассуждение

текста: подготавливать

5. Умения в области языковой подготовки

словарь в соответствии с темой повествования;

5. Умения в области языковой подготовки текста-рассуждения:

текста: подготавливать

подготавливать словарь в соответствии с темой, выбирать слова,

словарь в соответствии с темой описания;

выбирать слова, сочетания, фразеологию, образы; подготовка фрагментов будущего текста-повествования.

сочетания, фразеологию, образы; подготовка фрагментов будущего

выбирать слова, сочетания, фразеологию, образы; подготовка фрагментов будущего текста-описания.

6. Умение выделять абзацы в тексте-повествовании , связывать их между собой.

текста-рассуждения.

6. Умение выделять

6. Умение выделять абзацы (если необходимо) в тексте-рассуждении ,

абзацы (если

связывать их между собой.

необходимо) в тексте-описании , связывать их между собой.

Методы обучения созданию письменных текстов (сочинений) Дедуктивный Индуктивный Обучение младших школьников созданию текстов  носит системный характер и включает три этапа: подготовительный, теоретико-практический, практический.

Методы обучения созданию письменных текстов

(сочинений)

Дедуктивный

Индуктивный

Обучение младших школьников созданию текстов  носит системный характер и включает три этапа: подготовительный, теоретико-практический, практический.

Примерные упражнения на формирование и закрепление умений, необходимых для создания текстов разных типов.    Для формирования умений, необходимых для создания письменных текстов, а также предупреждения ошибок таких как: неумение соблюдать единый временной план текста, неумение использовать синонимическую замену в тексте (для замены повтора), несоблюдение плана текста и др. можно использовать следующие упражнения .  

Примерные упражнения на формирование и закрепление умений, необходимых для создания текстов разных типов.

 

Для формирования умений, необходимых для создания письменных текстов, а также предупреждения ошибок таких как: неумение соблюдать единый временной план текста, неумение использовать синонимическую замену в тексте (для замены повтора), несоблюдение плана текста и др. можно использовать следующие упражнения .  

Вывод Систематическая и целенаправленная работа по развитию речевых умений при работе с разными типами текста обязательно приведёт к успеху. Результата невозможно достигнуть в короткий срок. Речевые умения и навыки развиваются, так сказать, по законам геометрической прогрессии: малый успех приводит к большему, речь совершенствуется и обогащается.  В целом развитие речи – это есть работа над речевой культурой учащихся , а значит и работа над развитием личности ребёнка.

Вывод

Систематическая и целенаправленная работа по развитию речевых умений при работе с разными типами текста обязательно приведёт к успеху. Результата невозможно достигнуть в короткий срок. Речевые умения и навыки развиваются, так сказать, по законам геометрической прогрессии: малый успех приводит к большему, речь совершенствуется и обогащается. В целом развитие речи – это есть работа над речевой культурой учащихся , а значит и работа над развитием личности ребёнка.

Литература:   1. Малова Е.В. Формирование у младших школьников умения создавать повествовательный текст в жанре сказки // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», раздел «Преподавание в начальной школе» http://festival.1september.ru/ 2. Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). – Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1974. 3. Саломатина Л.С. Теория и практика обучения младших школьников созданию письменных текстов различных типов (повествование, описание, рассуждение). – Издательство: «Прометей», 2016.

Литература:

 

1. Малова Е.В. Формирование у младших школьников умения создавать повествовательный текст в жанре сказки // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», раздел «Преподавание в начальной школе» http://festival.1september.ru/

2. Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). – Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1974.

3. Саломатина Л.С. Теория и практика обучения младших школьников созданию письменных текстов различных типов (повествование, описание, рассуждение). – Издательство: «Прометей», 2016.

Спасибо за внимание!

Спасибо

за внимание!