СОДЕРЖАНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2-3
1. Теоретические основы использования рефлексии в образовательной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4-6
2. Приемы и методы рефлексии, используемые на уроках английского языка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7-12
3. Рефлексия в проектной деятельности как средство реализации комплекса УУД ………………………………………………….. 12-15
Заключение . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . … 16-17
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Приложение 3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19-23
Приложение 2……………………………………………………………….24-27
Приложение 3……………………………………………………………….28-30
ВВЕДЕНИЕ
Федеральный государственный образовательный стандарт начального и среднего общего образования предъявляет требования не только к предметным, но и к метапредметным и личностным результатам. В своей педагогической деятельности мы реализуем эти требования в рамках урочной и внеурочной деятельности. При современном подходе, прежде всего, меняется характер деятельности и взаимодействия учителя и ученика. Наши учащиеся стараются наравне с учителем участвовать в постановке целей и задач каждого урока, определяют план своей работы, выбирают средства и способы достижения поставленных целей, активно участвуют в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников.
Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учащихся концентрации внимания и напряжения сил, поэтому внимание ученых, методистов и учителей направлено на поиск резервов для совершенствования урока иностранного языка, на повышение его эффективности, действенности.
Наша работа отражает необходимость изучения особенностей рефлексии на уроках английского языка и обусловлена тем, что рефлексия - это деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий, осуществляющая снятие практического затруднения на уроках английского языка.
С помощью рефлексии происходит процесс осмысления и переосмысления полученных знаний, что способствует формированию умения у наших учащихся анализировать свою деятельность на уроке.
Таким образом, актуальность выбранной нами темы заключается в ее высокой важности и значимости в связи с новыми требованиями ФГОС, а также в необходимости повышения эффективности уроков и мотивации самих учащихся к изучению английского языка.
Из своего опыта мы можем отметить, что особенности рефлексии являются необходимым условием для успешной реализации практической деятельности.
1. Теоретические основы использования рефлексии в образовательной деятельности
Психолого-педагогические предпосылки использования рефлексии в учебной деятельности
Прежде чем непосредственно приступить к описанию и изучению нашей темы, дадим определение понятию «рефлексия». Понятие рефлексии рассматривали разные специалисты, среди которых можно перечислить Карпова А.В., Лепского В.Е., Лефевра В.А., Щедровицкого Г.П.
Рефлексия (от позднелатинского. reflexio - обращение назад) - обращение человека на свое собственное состояние или свое знание, это размышление человека, направленное на рассмотрение и анализ самого себя и собственной активности (своеобразный самоанализ). Это есть один из разновидностей актов сознания человека, а именно акт сознания, обращенный на свое знание.
В обиходном смысле, а также в психологии рефлексией называют любое размышление субъекта (в обиходе это чаще всего конкретный человек, в психологии может быть и человек, и группа), обращенное на анализ самого себя (самоанализ) - собственных поступков, своих состояний и событий, которые уже произошли. При этом степень глубины рефлексии, самоанализа находится в зависимости от степени образованности субъекта, развитости нравственного чувства и уровня контроля самого себя. Считается, что писатели, философы и политики способны вырабатывать у себя высокую степень способности к рефлексии.
Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем психическом состоянии, самопознание.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.
Некоторые авторы отмечают, что «рефлексия – это особый вид мышления. Рефлексивное мышление означает фокусирование вашего внимания. Оно означает тщательное взвешивание, оценку и выбор». В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание.
В личностной сфере человека рефлексия охватывает как коммуникативные процессы, так и процессы самоосмысления, самосознания:
- рефлексия является гарантом позитивных межличностных контактов, определяя такие партнерские личностные качества, как проницательность, отзывчивость, терпимость, безоценочное принятие и понимание другого человека;
- рефлексия обеспечивает взаимопонимание и согласованность действий партнеров в условиях совместной деятельности, кооперации;
- рефлексия как способность человека к самоанализу, самоосмыслению и переосмыслению стимулирует процессы самосознания, обогащает "Я-концепцию" человека, является важнейшим фактором личностного самосовершенствования;
- рефлексия способствует целостности и динамизму внутренней жизни человека, помогает стабилизировать и гармонизировать свой эмоциональный мир, мобилизовать волевой потенциал, гибко управлять им.
Несмотря на наличие обширного теоретического материала по проблеме рефлексии, до сих пор актуальна потребность в новых фактах, характеризующих педагогическую рефлексию в рамках образовательной системы, в том числе профессионального образования, позволяющего прояснить специфику данного психологического явления.
Хотя проблема рефлексии имеет длительную историю изучения, проблема педагогической рефлексии преподавателей остается недостаточно изученной. Ценностным ориентиром образования становится формирование способности личности к самоорганизации в учебной, профессиональной деятельности, способности к самоизменению и саморазвитию.
Одним из важных условий развития педагогической рефлексии является активизация межсубъектных отношений между участниками рефлексивной деятельности. Особенность отношений в педагогическом
процессе в условиях рефлексивной деятельности предполагает, что и преподаватель и учащийся выступают субъектами деятельности, когда их общая деятельность протекает синхронно и каждый дополняет и обогащает деятельность друг друга, сохраняя своеобразие своих действий.
Результатом межсубъектных отношений в рефлексивной деятельности становятся взаимопонимание, сотрудничество, сотворчество.
Итак, с точки зрения учебной деятельности, рефлексия – это:
- условие, необходимое для того, чтобы каждый участник процесса обучения увидел всю организацию собственной деятельности на уроке в соответствии
с целями и оценил ее;
- выявление и уточнение результатов деятельности на уроке (найденные факты, сформулированные проблемы, обнаруженные различия в подходах);
- осознание способов деятельности;
-время размышлений, когда полученная на уроке информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается как учителем, так и учеником, а затем соединяется;
- определение своих образовательных приращений, как учеником, так и учителем.
Поскольку, рефлексия - это, практически, самоанализ, который может помочь сформировать и изменить наше «я», то она может стать полезным инструментом, способствующим достижению высоких личностных
результатов учебной деятельности, под которыми понимается уровень сформированности внутренней позиции учащегося. Личный результат каждого ребенка – самое важное в его образовании.
2. Приемы и методы рефлексии, используемые на уроках английского языка
При взаимодействии с учащимися мы используем, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:
1) физическую (успел - не успел);
2) сенсорную ( самочуствие: комфортно - дискомфортно)
3)интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
4) духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
На своих уроках мы стараемся осуществлять рефлексию по-разному: это элементы рефлексии на отдельных этапах урока; рефлексия в начале урока, в конце каждого урока, темы курса; постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии (см. Приложение 1, 2).
Систематизируя знания и опыт работы по данному вопросу, мы выделяем следующие функции рефлексии в педагогическом процессе:
1. диагностическая
2. проектировочная
3. организаторская
4. коммуникативная
5. смыслотворческая
6. мотивационная
7. коррекционная.
Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:
- рефлексия настроения и эмоционального состояния;
- рефлексия содержания учебного материала;
- рефлексия деятельности.
Данные виды рефлексии на своих уроках мы проводим как в индивидуальной, так и в коллективной (групповой) формах (см. Приложение 1, 2).
При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся.
Подробнее остановимся на каждом виде рефлексии.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального
контакта с группой и в конце деятельности.
Вот некоторые приемы работы, которые мы используем на своих уроках.
Самый простой вариант - показываем учащимся карточки с изображением трех лиц (см. Приложение 3): веселого, нейтрального и грустного. Учащимся предлагается выбрать изображение, которое соответствует их настроению.
Интересен также и прием с различными цветовыми изображениями. У учащихся две карточки: жёлтая и коричневая (см. Приложение 3). Учащиеся показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Не может не вызвать интереса у учителя причина изменения настроения в ходе урока. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.
Чтобы разнообразить свой урок и закончить его на наиболее высоком эмоциональном уровне, то можно использовать еще один вариант - эмоционально-художественную рефлексию: учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа (см. Приложение 3).
Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.
Учащиеся могут оценить не только настроение, но и свое эмоциональное состояние. И вопросы «Что ты чувствуешь сейчас? Какие эмоции ты испытываешь?» быстро становятся привычными и не вызывают у ребят удивления, если мы их стараемся использовать на каждом уроке или по завершении темы или курса. В помощь учащимся для высказывания можно предложить опорный конспект (ключевые фразы), которые также способствует повторению и расширению лексического и грамматического материала.
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного материала.
В данном типе рефлексии можно использовать следующие приемы:
1) на своих уроках мы часто используем прием незаконченного предложения (тезиса): Today on the lesson I have known …found out... learnt... remembered...
При изучении различных тем мы используем следующие варианты незаконченных фраз, связанных непосредственно с тематикой урока:
I would like to go to school where ...
I want to help people…
Ideal friend is a person who ...
The most serious problem(s) in my life is (are)...
If you want to be a friend of the Earth ...
It was interesting to know…
It was difficult…
I’ve realized that…
Now I can…
I was surprised ( shocked)…
I’ve learned …
I think, I will try to …
2) прием «Выбор афоризма» (см. Приложение 3). Для включения учащихся в урок учитель предлагает 2-3 высказывания выдающихся людей. Их можно использовать в качестве фонетической и речевой зарядки. Затем учащиеся выбирают высказывание, которое им больше понравилось и воспроизводят его по памяти. В конце урока вновь возвращаемся к этим афоризмам. Учащиеся выбирают то высказывание, которое соответствует теме урока, обосновывая свой выбор. Использование афоризмов делает речь учащихся более яркой, образной, насыщенной. Нельзя не учитывать и нравственный аспект данной работы.
3) прием «Синквейн» (см. Приложение 2, 3). На своих уроках английского языка мы используем инновационную технологию «Синквейн».
Цель данной технологии: добиться более глубокого осмысления изученной темы. На наш взгляд, он помогает закрепить лексику по определенной теме, выяснить, насколько ученики поняли тему, их отношение к изучаемой проблеме.
Синквейн — приём технологии развития критического мышления, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять». Это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме.
Синквейн обогащает словарный запас, подготавливает к краткому пересказу, учит формулировать идею (ключевую фразу), позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом, получается у всех.
Структура написания синквейна:
1. Первая строка — одно слово, описывающее тему (существительное).
2. Вторая строка – два слова, обычно это прилагательные.
3. Третья строка – три слова, выражающие действие по теме (глаголы).
4. Четвёртая – фраза из 4-х слов, показывающая отношение к теме — предложение.
5. Последняя строка – одно слово, синоним первого, ассоциация или итоговое слово.
Наиболее эффективным способом организации такой работы мы считаем работу в парах или группах. Ученики, тогда как бы дополняют один другого.
Пример синквейна (см. Приложение 2,3):
Christmas
Magical, happy
Decorate, celebrate, congratulate
I like Christmas
Holiday
Рефлексия деятельности дает возможность осмыслить способы и приемы работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных приемов. Этот вид рефлексии наиболее приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение данной рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.
На своих уроках мы используем упражнение «Yes-No-Useful». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «YES» - «да» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции. В графу «NO» - «нет» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «USEFUL» - «полезно» учащиеся вписывают факты, которые могут быть им полезны для достижения каких-то целей, все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика.
Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебную деятельность, ориентируясь на личность каждого ученика.
3. Рефлексия в проектной деятельности как средство реализации комплекса УУД
Проектная деятельность, где организуется поэтапный процесс работы над познавательной задачей, способствует интенсификации рефлексии в каждой из названных сфер: в мышлении - как переосмысление собственных действий в ходе работы над проектом (преимущественное формирование личностных УУД); в деятельности - как фиксация установки на кооперирование и взаимоподдержку для достижения результатов проектной деятельности (формирование коммуникативных и личностных УУД); в общении - как предоставление собственного опыта учащегося, формирующегося в процессе работы над проектом, для другого, и открытость опыта другого для себя (формирование коммуникативных УУД); в самосознании - как самоопределении внутренних ориентиров по реализации проектной деятельности (личностные УУД).
В преподавании иностранного языка большое значение придается проектным формам работы, ориентированным на совместное планирование деятельности учителем и учащимися. А также это совместное учение в процессе решения задач (проблем), которые имеют непосредственную связь с практическими ситуациями из реальной жизни, и, что особенно важно, задачами, решаемыми не в колее узкопредметности, а на стыке многих областей знания.
В сфере реализации ФГОС в образовательной деятельности делается акцент на формирование универсальных учебных действий, и проектная методика полностью соответствует требованиям ФГОС, т.к. она развивает следующие умения и навыки:
- самостоятельность, предприимчивость, активность и изобретательность;
- мотивацию к изучению иностранного языка;
- саморегуляцию и самоорганизацию учащихся;
- способность находить, извлекать нужную информацию из различных источников;
- проецировать и проектировать свои идеи в креативной форме;
- отстаивать свое мнение, опираясь с уверенностью на изученные данные по определенной тематике;
- совершенствовать коммуникативные навыки, способность работать индивидуально и проявлять себя в группе.
Таким образом, осуществление проектной деятельности в рамках реализации ФГОС обеспечивает прочное усвоение учебного материала, наравне с интеллектуальным и нравственным развитием учащихся, т.е. имеет внутренний и внешний результат, а это - важные составляющие личностно- ориентированного обучения и показатели сформированности у учащихся универсальных учебных действий: личностных, познавательных, коммуникативных.
На своих уроках английского языка мы часто используем проектную методику, т.к. считаем, что именно она в полной мере помогает контролировать усвоение материала темы или раздела. Наши учащиеся с удовольствием выполняют проекты, это позволяет им выразить себя творчески, узнать что-то новое и поделиться полученными знаниями. На уроках учащимся предлагаются различные виды проектов. Проектная методика – это путь к активизации всех учащихся на уроке, т.к. учащиеся с разным уровнем подготовки могут принимать участие в создании проекта в соответствии со своими возможностями, знаниями, умениями и навыками.
Работая по УМК «Английский в фокусе» под редакцией Ю.Е. Ваулиной, Д. Дули, О.Е. Подоляко нами подбирается тематика проектных работ для каждого модуля (см. Приложение 2), например, проектные работы по темам: «Моя семья», «Моя квартира» «Моя школа», «Мой город», эффективны на этапе проблематизации (познавательные УУД – постановка проблем), для этапов прогнозирования могут быть использованы темы «Распорядок дня», «Моё свободное время», «Мои увлечения» (отработка регулятивных УУД – прогнозирование деятельности). Для последующих этапов отбирается материал, представляющий в языковом отношении большую трудность: материал по темам «Система образования в России и Великобритании», «Традиции и обычаи в России и в Англии» используется в качестве проектных задач на этапах работы с информацией и исследования. т Учебными заданиями на организацию взаимодействия и коммуникации используются темы «Изучение английского языка» и «Мир вокруг нас», «Моё окружение». Эти темы сами по себе представляют ценность и с точки зрения коммуникативной направленности и их социальной значимости для школьников старшего возраста (ориентация на формирование коммуникативных УУД). Развитие способностей к рефлексии осуществляется через проектную работу над темами «Я и окружающий мир», «Проблемы будущего», «Моя будущая карьера». Характер этих тем уже сам по себе предполагает рефлексивное начало, побуждает школьников к размышлению и самоанализу (формирование познавательных – общеучебных и личностных УУД).
Проекты бывают не только групповые, но и индивидуальные. Творческие проекты охватывают каждого ученика. Дети могут попробовать себя в новом жанре, убедиться в своих силах и почувствовать естественную среду для использования языка. Детям нравится коллективная форма работы, т.к. в группе каждый может найти применение индивидуальным способностям, потребностям, интересам и талантам: каждый в проекте находит дело по душе и по силам. Кроме того, в группе есть сильные ученики, которые могут оказать помощь менее подготовленным детям.
Используя в своей работе проектную методику, мы пришли к выводу, что при обобщении, закреплении и повторении учебного материала, а особенно при организации его практического применения, этот метод очень эффективен. Особенно привлекательным является тот факт, что проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу.
Очень важно также и то, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать; совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом. Проектная деятельность формирует творческие способности и активность, т.е. идет неразрывный процесс обучения и воспитания, и приводит учеников к практическому владению иностранным языком.
Заключение
В данной работе нами были рассмотрены теоретические основы использования рефлексии, а также практические аспекты организации учебной деятельности учащихся с применением рефлексии на уроках английского языка.
Изучив психолого-педагогические и методические основы использования рефлексии на уроках английского языка можно утверждать, что:
- в настоящее время складываются традиции исследования рефлексивных процессов в отдельных областях психологии;
- границы применения категории рефлексии расширяются;
- структура рефлексивной деятельности учителя разнообразна.
На основе изученного материала можно сделать следующие выводы:
1) рефлексия является констатирующим признаком личности и формируется вместе с ней.
2) рефлексия - способность сознания человека сосредоточиться на самом себе.
3) цели рефлексии: вспомнить, выявить, осознать основные компоненты деятельности - ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты, отношения учащихся друг к другу, педагога и учеников, отношение к деятельности.
4) виды рефлексии:
рефлексия настроения и эмоционального состояния;
рефлексия содержания учебного материала;
рефлексия деятельности.
5) основные функции рефлексии:
диагностическая
проектировочная
организаторская
коммуникативная
смыслотворческая
мотивационная
коррекционная
Подводя итог, следует отметить, что рефлексия действительно имеет практическую значимость, важность. Применение рефлексии как на уроках английского языка, так и на занятиях внеурочной деятельности, позволяет оптимизировать управление обучением, повысить эффективность и объективность учебной деятельности, позволяя посмотреть на неё «глазами учеников».
Мы подтвердили актуальность данной темы в том, что рефлексия входит в практику обучения иностранным языкам. Она привлекает учителя возможностью творческого подхода к обучению. Мы с вами хорошо знаем, что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче. В нашей профессии нет предела совершенству.
Список литературы
1. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы // Иностр. языки в школе. - 2002. - № 2.
2. Вайсбурд М.Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке. - М.: Титул, 2001. - С. 25.
3. Соколова Л.А Рефлексивный компонент деятельности как необходимое условие развития учителя и учащихся / А.Л Соколова // Иностранные языки в школе. - 2005. - № 1
4. Словарь иностранных слов. – 7-е изд., перераб. – М.: Русский язык, 1979. – 624 с.
5. Соколова Л.А Рефлексивный компонент деятельности как необходимое условие развития учителя и учащихся / А.Л Соколова // Иностранные языки в школе. - 2005. - № 1. - С. 19-26.
6. Педагогика и психология: учеб. пособие/ Н.А. Богачкина и др. – М., 2009. – 233с.
7. Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка. Иностранные языки в школе. – 2004. - №5
8. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве//Иностранные языки в школе. – 2000 - №1
9. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом №1897 Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.2010г (с изменениями и дополнениями)
10. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом № 413 Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» от 17.05.2012г. (с изменениями и дополнениями.
Приложение 1
Урок английского языка в 7 классе
"Having fun".("Развлечения".)
Урок направлен на активизацию в речи лексико-грамматических навыков по теме “Развлечения”, развитие навыков устной монологической речи, навыков работы с текстом.
УМК Spotlight 7 авторы: Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е., Эванс В.
Цель: активизировать лексические навыки по теме “Развлечения”, совершенствовать грамматические навыки учащихся в употреблении Present Perfect, развивать навыки устной монологической речи с использованием опоры.
Используемые педагогические технологии: работа в парах, работа в группах.
Задачи:
Образовательные:
- научить учащихся употреблять и использовать в речи лексику по данной теме;
- совершенствовать умение работы с текстом (чтение с поиском конкретной информации);
- продолжить формирование коммуникативных умений учащихся в говорении;
- учить использовать грамматические структурные группы в речи по теме.
Развивающие:
- развивать навыки монологической речи, умение отвечать на вопросы;
- развивать логическое мышление и воображение, внимание и произвольную память
Воспитательные:
- воспитывать умение слушать своего собеседника; взаимодействовать в группе;
- заинтересовать детей парками развлечений в России и в других странах;
- стимулировать к дальнейшему поиску информации, знакомству с новыми тематическими парками.
Ход урока
1. Организационный момент.
Good morning, boys and girls! Sit down, please.
How are you? Let's start our lesson!
What date is it today? What is the day of the week today? What school subjects do you have? What is the weather like? Who is absent today?
2.Фонетическая зарядка.
Repeat new expressions after me:
Ride on a rollercoaster, eat candy floss, shake hands with cartoon characters, go on a rocket journey, meet a ghost, fly in a pirate ship, see famous landmarks, go on a water ride, go souvenir shopping.
3. Сообщение темы урока.
What theme are these expressions connected with ?
I'd like you to look at the pictures at page 55 below the title in your students’ books. What are your ideas? What are we going to talk about?
Pupil 1: I think, it is about holiday activities, teen camp activities, Legoland, Theme Parks, Fun Fairs and sights.
-You are right! Today we will talk about theme parks (places where we can have fun) and what we can do there.
-What famous theme parks do you know?
-Have you ever been to a theme park?
-Where was it?
-How old were you?
-Did you go there with your parents?
-What can we do there?
-Did you like being there?
4. Отработка лексики по теме.
Look at the pictures of a fun fair, circus and theme park. Look through the list of activities in
ex. 1p.56 and match the activities to places at pictures A-C.
5. Активизация и отработка лексико-грамматического материала по теме «Развлечения».
a). I‘d like you revising 3 forms of the regular and irregular verbs. I’ll give you the first form and you have to name 3 forms all together.
Teacher: explore
Pupils: explore-explored-explored
Teacher: fly
Pupils: fly-flew-flown
Teacher: ride
Pupils: ride-rode-ridden
Teacher: visit
Pupils: attend- attended- attended
Teacher: see
Pupils: see-saw-seen
Teacher: go
Pupils: go-went-gone
Teacher: shake-shook-shaken
Teacher: meet
Pupils: meet-met-met
Teacher: eat
Pupils: eat –ate-eaten
Teacher: drink
Pupils: drink-drank-drunk
b). Now let’s work in pairs. Use the words and the Present Perfect Tense to ask and answer questions about your partner’s experience.
1. you/ever/abroad?
2.you/ever/explore/a haunted mansion?
3. your parents/ever/go/on a rollercoaster rode?
4.your family/ever/travel by ship?
5.you/ever/attend/Disneyland in the USA?
6. your best friend/ever/fly/in a space ship?
7. you/ever/see/a/ghost?
8. your sister/ever/ go on a water ride?
9. you/ever/shake hands/cartoon characters?
c). Now let’s work in chain.
P1 asks P2 if he/she has ever flown in a pirate ship
P2 asks P3 if he/she has ever ridden on a big wheel
P3 asks P4 if he/she has ever seen trapeze artists
P4 asks P5 if he/she has ever gone on a water ride
P5 asks P6 if he/she has ever shaken hands with cartoon characters
P6 asks P7 if he/she has ever seen famous landmarks
P7asks P8 if he/she has ever met a ghost
P8 asks P9 if he/she has ever explored a haunted mansion
P9 asks P10 if he/she has ever ridden on a rollercoaster
P10 asks P11 if he/she has ever gone on a rocket journey
P11 asks P12 if he/she has ever eaten candy floss
P12 asks P13 if he/she has ever gone souvenir shopping
P13 asks P14 if he/she has ever seen clowns performing tricks
6.Работа с текстом.
Now look at the texts? p.56
What kind of texts are they? What do you think they are about? Read them to find out.
New words from the texts:
tiny (adj): very small
home-cooked (adj): cooked in the home, not store-bought
ghosts (n): phantoms
stroll (n): leisurely walk
Let’s read the text once again. Where can you:
-see famous landmarks?
- have lunch?
- have a scary experience?
-see small buildings?
- see funny characters?
7. Обучение монологическому высказыванию по теме с опорой на тексты.
Which place do you think is the most exciting? Why? Use the phrases.
To my mind the most exciting place is …
I suppose the most exciting place is …
I think the most exciting place is …
8. Монологическое высказывание с опорой на таблицу.
Then complete the table and prepare a short report on:
• what attraction you can visit there
• what you can see there
• who can go there
• what you can eat there
California, Disneyland
Attractions and rides you can visit and go on there.
Sights and things you can see and do there.
Visitors of the theme park and rides.
Places to eat and what you can eat.
There will be 2 groups in our class. The first group has to complete the first 2 lines of the table and the second group has to complete the last 2 lines of the table. Then each group should choose 1 pupil to present us the information.
9. Подведение итогов урока. Рефлексия.
What have we spoken today about?
What have we learnt today about Disneyland in Tokyo, Tobu World Square in Japan and Disneyland in Paris?
Вопросы для рефлексии (карточки учащихся, см. Приложение 3): |
Did you like the theme of the lesson? |
Did you remember new words? |
Did you learn how to use the Present Perfect? |
Did you work hard? |
Did you enjoy your work? |
Did you like to work in groups? |
Did you get any useful information? |
Do you like English? |
10. Домашнее задание.
At home you are to write an advert for a theme park that you’ve visited or heard about. Use the texts and the table.
Want to get away? Here are some important reasons why you should!
At Theme Park … you can …
Book now! You’ve never seen anything like it!
11. Оценки за урок.
Your marks for the lesson are …
Thank you for active work.
Приложение 2
Разработка внеклассного мероприятия
по английскому языку
в 6-7 классах
Тип занятия: игра-викторина
Тема занятия: Рождество в Великобритании
Цель: повышение мотивации к изучению английского языка и интереса к традициям страны изучаемого языка
Задачи:
Образовательные:
обобщить и закрепить полученные знания и умения по данной теме;
создать условия для учащихся самостоятельно планировать и осуществлять свою учебно-коммуникативную деятельность в командной викторине, посвященной Рождеству в Европе;
создать условия для восприятия, активизации и систематизации
тематического материала с использованием интерактивных форм работы.
Воспитательные:
способствовать формированию личностных УУД;
создать условия для формирования уважительного отношения к традициям и культуре страны изучаемого языка;
создать условия для формирования чувства товарищества взаимопомощи и ответственности.
Развивающие:
способствовать развитию поисковых и творческих способностей учащихся;
создать условия для развития коммуникативных умений и навыков во всех аспектах речевой деятельности учащихся;
способствовать развитию регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД учащихся.
Технологии:
информационно-коммуникативная (презентации);
здоровьесберегающая (смена видов деятельности);
игровая;
проектная (творческие работы учащихся по теме).
Оборудование:
мультимедийная презентация;
интерактивное оборудование;
раздаточный материал;
тематические иллюстрации.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
I. Организационный момент.
Вступительное слово учителя
T.: Good day, dear children! We are very happy to see you today, because our party is related to the most beautiful and favourite holiday in the world – Christmas!
We congratulate you on this wonderful holiday and wish you Merry Christmas! Today we’ll speak about Christmas in Great Britain.
Today we are having Christmas contest and let’s divide in two teams.
Girls, you are Snowflakes and boys, you are Snowmen.
2. Просмотр видеоролика. Ответить на вопросы о том, что вы знаете о традициях празднования Рождества в Европе.
1) When did Santa Claus appear? (About 150 years ago)
2) How are houses decorated? (with evergreen wreaths , candles and the nativity scene)
3) What does a typical Christmas dinner include? (turkey, ham, stuffing, cranberries, mashed potatoes and gravy, pies).
II. Основная часть.
Интеллектуальная разминка: «What do you know about Christmas? »
Повторение слов по теме «Рождество в Великобритании». Общий конкурс для обеих команд (соотнесите английское слово с русским вариантом перевода).
Christmas tree Stockings Present Christmas wreath Snowman Sleigh Snowball Snowfall Snowflakes Snowstorm Santa Claus Icicle Reindeer | олень снежинки снеговик подарок Санта Клаус сосулька рождественская ёлка рождественский венок снежок носки снежная буря снегопад санки |
Конкурс 1 “Christmas words”
На карточках слова и словосочетания. Нужно найти те, которые относятся к Рождеству.
Let’s look at the cards and find Christmas words.
Present, decorations, orange, pudding, turkey, table, bag, star, sleigh, stocking, Christmas tree, sweet, toy, wish, card, cake, pen, book, Santa, ruler, reindeer, workbook, elf, angel, flower.
" Put the missing letters"
Вставить пропущенные буквы (на листах с заданием выполняют командой)
Sno __ man
Sn __ wball
Snowf __ ll
Chr __ stmas tree
S __nta Cla__s
Ch __istmas
Ic __ cle
R __ indeer
Snowfl __ kes
sl __ igh
Конкурс 2 Викторина «Christmas traditions in Britain» (презентация (слайды №3,4) Выберите верный ответ.
Рефлексия содержания тематического материала.
Синквейн «What is Christmas for you?» (презентация, слайд №5)
Конкурс 3. «If I were Santa, I would…» («Если бы я был Сантой…»)
Составить предложения из слов, представленных на карточках. Каждая команда должна выбрать нужные слова и составить по два предложения (презентация, слайды № 6,7)
make Christmas holidays longer.
make people happy and healthy.
build modern schools.
give a lot of presents to children.
Конкурс 4. Мини-проект «Christmas card» («Рождественская открытка»), презентация (слайды № 8,9,10), раздаточный материл (картон, цветная бумага, клей, карандаши, фломастеры, тематические картинки).
Рефлексия деятельности («Я сделал»).
Участники команд представляют свои подготовленные открытки и зачитывают пожелания и делятся своими мнениями по работе над мини-проектом.
I can make a Christmas card.
I learnt Christmas greetings.
I can congratulate my friends.
III. Заключительная часть.
Подведение итогов игры-викторины (количество баллов команд).
Рефлексия настроения, эмоционального состояния.
The main symbol of Christmas is Christmas tree. Let’s decorate it! Dear friends how do you feel, playing this game?
Express your feelings:
Gold ball – great
Red ball – enjoyable
Blue ball – boring.
Put your balls on the tree!
Our game is over. Thank you for your work. And now let’s sing a traditional Christmas song «Jingle Bells» (слайд презентации).
Приложение 3
Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Начало урока
Карточки для учащихся с изображением эмоций
Приём «Выбор афоризма» - используется учителем для включения учащихся в урок.
Высказывания известных людей:
On the continent people have good food, in England people have good table manners. G. Mikes. (На континенте ценят хорошую еду, в Англии - умение вести себя за столом).
Our England is a garden that is full of stately views. R. Kipling (Англия – наш сад прекрасный, наш величественный сад).
If an Englishman gets run down by a truck he apologizes to the truck. J. Mason (Если англичанина переедет грузовик, англичанин будет извиняться перед грузовиком).
When people agree with me, I always feel that I must be wrong. Oscar Wilde (Когда люди соглашаются со мной, мне всегда кажется, что я не прав).
The art of pleasing consists in being pleased. W. Hazlitt (Искусство доставлять удовольствие заключается в том, чтобы всё делать с удовольствием
Промежуточный этап урока
Цветовые карточки для учащихся
Заключительный этап урока - эмоционально-художественная рефлексия: две картины с изображением пейзажа
Рефлексия по итогам урока «Развлечения»
Questions | Wonderful | Interesting | Great | Difficult | Boring | So-so |
Did you like the theme of the lesson? | | | | | | |
Did you remember new words? | | | | | | |
Did you learn how to use the Present Perfect? | | | | | | |
Did you work hard? | | | | | | |
Did you enjoy your work? | | | | | | |
Did you like to work in groups? | | | | | | |
Did you get any useful information? | | | | | | |
Do you like English? | | | | | | |
Рефлексия содержания учебного материала
Синквейн (примеры):
Christmas
Magical, happy
Decorate, celebrate, congratulate
I like Christmas
Holiday
New Year’s Day
Joyful, fantastic
Cook, decorate, give presents
Decorate New Year Tree
Celebration
23