СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование регулятивных УУД на уроках обучения грамоте. Организация работы с тетрадями «Пишу и проверяю себя».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Федеральный государственный стандарт второго поколения предполагает формирование  универсальных учебных действий,  одним из которых является регулятивное действие.

Просмотр содержимого документа
«Формирование регулятивных УУД на уроках обучения грамоте. Организация работы с тетрадями «Пишу и проверяю себя».»

3


1 слайд

Формирование регулятивных УУД на уроках обучения грамоте.

Организация работы с тетрадями «Пишу и проверяю себя».

2 слайд

Федеральный государственный стандарт второго поколения предполагает формирование универсальных учебных действий, одним из которых является регулятивное действие.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности.

К ним относятся:

- целеполагание

- планирование

- прогнозирование

-контроль- во всех его видах

- оценка-

- коррекция

- саморегуляция

3 слайд

При подготовке к урокам обуч .гр,передо мной встала проблема отбора методических приёмов формирования регулятивных универсальных учебных действий. В этом мне помогло пособие «Пишу и проверяю себя», УМК «Перспективная начальная школа», оно состоит из двух тетрадей. Материал расположен в той же последовательности, что и материал тетрадей по письму, они являются составной частью комплекта по обучению грамоте. Тетрадь «Азбука. Пишу и проверяю себя» разработана в соответствии с концепцией «Перспективная начальная школа» и требованиями ФГОС второго поколения. Она является дополнением к учебным пособиям «Азбука. Тетради по письму « №1,2,3 авторов Н.Г. Агарковой и Ю.И. Агаркова.

Целью работы над заданиями в тетрадях является обеспечение условий, которые позволят детям освоить правила работы на диктантах разных видов, а также при списывании и сформировать у них умение осуществлять самоконтроль и самооценку своих действий в процессе письма. Эта деятельность дает начало формирования регулятивных УУД, которым уделяется значительное внимание в стандартах второго поколения.


Конечно, регулятивные УУД мы формируем на все уроках. Я, хочу остановится на уроках обучения грамоте(письма), на которых использую тетради «Пишу и проверяю себя».

Целью работы с тетрадями для меня является, то, чтобы дети не только освоили правила работы на диктантах разных видов(зрительный, графический, звуковой), а также при списывании, но и сформировать у них умение осуществлять самоконтроль и самооценку своих действий в процессе письма. Эта деятельность закладывает начала формирования регулятивных УУД.

4 слайд

Особенность выполнения заданий заключается в том, что учащиеся не просто записывают или списывают слово/предложение, вписывают букву или обозначают буквой заданный звук. Они фиксируют ошибки в таблице по оценке их выполнения. Работа с таблицами позволяет ребятам оценить себя или соседа по парте, выяснить правильно ли они работали по правилам алгоритма.

Задания в тетрадях даю, например так, один ученик списывает слово или предложение, а его соседу по парте даю задание вставить в эти же слова пропущенные буквы. Каждый из них контролирует и оценивает правильность действий друг друга.

5 слайд

Работа с таблицами идет под моим руководством, я обязательно называя порядковый номер возможной ошибки, которую можно найти, осуществляя операции контроля и оценки. Ученики, сразу ориентируясь на цифру, названную мной, вписывают в соответствующую графу таблицы условный знак ошибки. Затем ученики обозначают ошибку этим знаком на поле строки, содержащей запись с ошибкой, найденной и подчеркнутой им самим, и ставят галочку в соответствующей графе: проверил я сам или проверил сосед.



Работа с таблицами для контроля и оценки выполненного задания предполагает самостоятельное придумывание детьми знаковых форм фиксации возможных видов ошибок. Мы вместе с учениками придумывали и разрабатывали знаки для обозначения каждой ошибки, указанной в таблице «Оценка задания». Эта работа является творческой, она предполагает не только придумать значок как символ той или иной ошибки, но и обосновать, почему этот знак годен, в чем его удобство как указателя на обнаруженную ошибку. Ребята доказывают своим одноклассникам значение придуманного символа ошибки, они учатся участвовать в дискуссии, обосновывать свое мнение, овладевают регулирующей функцией речи.

6 слайд

Данные знаки ошибок используются в дальнейшем на уроках русского языка. При проверке тетрадей я на строчке, за полями ставлю соответствующий знак ошибки, не исправляя её. Ученик сам исправляет её, выполняя работу над ошибками.

Не требуется, выполнять все задания, предложенные в тетрадях, можно выбрать те, которые вы хотели дать в зависимости цели от которой вы преследуете на своем уроке.

Тетради снабжены не только разными типами заданий для формирования навыка правописания, но и содержат в Приложении материал для всех видов диктантов. Это отдельные предложения и связанные тексты. Большая часть текстов – отрывки из поэтических произведений детской литературы. Тексты диктантов дифференцированы.

Каждый вид диктанта нередко представлен несколькими текстами. Можно выбрать тот, который соответствует уровню подготовки учащихся.

В работе над диктантом выделяю три этапа:

  1. Знакомство с текстом до записи

  2. Запись текста

  3. Проверка текста (самоконтроль)

На первом этапе читаю весь текст, чтобы до записи мои ученики осознали общее содержание текста. Они анализируют услышанное и определяют интонацию предложения, на основе которой ставят знаки препинания в конце предложения. Чтобы во время слушания дети могли выполнить все, что было задано, перед началом диктанта напоминаю им об особенностях работы над тем видом диктанта, который они будут писать. Это повторение важно для учащихся неуверенных в себе.

На втором этапе начинаю не с письма, хотя он и называется «Запись текста», а с чтения отдельного предложения, чтобы дети прослушали его. Практика показывает, что лучше всего предложение остается в памяти при чередовании слушания с воспроизведением, поэтому мои учащиеся проговаривают предложение про себя до начала его записи.

Для этого они последовательно по алгоритму письма под диктовку, которые приводятся на обложке тетради, которые есть только в этих тетрадях, пишут предложение.

Алгоритм:





7 слайд



После записи читаю третий раз. Ученики сравнивают записанное с продиктованным текстом.

Затем даю задание к записанному тексту или предложению. Ученикам необходимо запомнить, что нужно сделать и по какому алгоритму они будут работать, чтобы выполнить задание правильно.

Организую следующие практические действия.

1) кто хорошо запомнил, повторяют задание

2) повторяем задание за тем, кто сформулировал его правильно

3) оцениваем правильность повторения

4) отдельный ученик вслух для всего класса повторяет правила выполнения задания

5) затем весь класс проговаривает правило выполнения задания вполголоса или шепотом для себя

6) проверяют свои действия

Ученики на основе воспроизведенных правил оценивают свою работу и работу сидящего рядом соседа по парте в таблице.

Для самоконтроля делаю это так, вызываю отдельного ученика. Остальные дети работают в парах или вместе с нами. Говорю: Вспомни задание, что нужно было сделать, по какому алгоритму ты работал. Посмотри, какие правила ты выполнил, какие выполнил не точно. Ученик учится оценивать себя и свою работу. Если ученик допустил ошибку, помогаю определить причину ошибки. Так, если например, пропущено или переставлено слово, предлагаю ученику прочитать предложение, составить его модель.

Или использую такой прием для самоконтроля, дети, которые считают свою работу правильной сдают тетради в закрытыми, а те , кто полагает, что в работе есть ошибки, - сдают тетради открытыми.

Проверяю выполнение заданий, вношу результаты анализа ошибок в таблицу в конце тетради. Эти таблицы помещаются в портфолио ученика.